Ольга Разутдинова
Конспект совместной деятельности «Богатыри земли русской. Эхо столетий»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида № 1»
КОНСПЕКТ
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
воспитателя с детьми 4-6 лет
К Дню Защитника Отечества
ТЕМА: «Богатыри земли русской. Эхо столетий»
Составила:
Разутдинова О. А., воспитатель
Снежинский городской округ
2022 год
Организационный момент:
Публикация «Конспект совместной деятельности „Богатыри земли русской, Эхо столетий“» размещена в разделах
Правило организации образовательной деятельности в разновозрастной группе: На любом этапе дети младшего возраста (4-5 лет) могут перейти к свободным играм и в любой момент присоединиться к остальным детям. Воспитатель отслеживает эмоциональное и физическое состояние детей.
Цель: Формирование нравственных и патриотических чувств у детей при знакомстве с историей России.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать созданию у детей устойчивого познавательного интереса к исследовательской деятельности посредством сбора информации из разных источников в социальном партнёрстве с родителями воспитанников.
2. Активизировать словарь по лексической теме «Богатыри – защитники земли русской». Вызвать интерес к истории Древней Руси, ее былинным героям и их подвигам
3. Развивающие:
1. Развивать у детей интерес к народным героям русских былин – богатырям Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче.
2. Развивать интерес к значению новых слов: стольный, град, колчан, свиток, богатырь, выражения «стоять на страже».
3. Продолжать развивать у детей диалогическую речь.
4. Развивать выразительность движений, пространственную ориентировку, чувство ритма. Активизировать психические процессы: память, внимание, мышление
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
2. Воспитывать у девочек уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины.
3. Воспитывать умение выслушивать мнение сверстников, уважительное отношение друг к другу и взрослым.
Материал: Мешковина, свиток, колчан со стрелами, щит, меч.
Приё мы: Игровая мотивация, создание проблемной ситуации, увлекательный рассказ воспитателя, использование чувственного восприятия предметов, поощрение, одобрение, поисковые вопросы, использование художественного слова, оценка деятельности детей, интригующая интонация голоса при вопросах,
Словарная работа: Объяснить значение слов и выражений, богатырь, щит, колчан; «стоять на страже», «стольный град».
Ход совместной деятельности воспитателя с детьми.
Во время игры в группе дети вместе с воспитателем нашли необычную находку – завёрнутые в мешковину боевые принадлежности богатыря (щит, меч, колчан). Эта находка вызвала у детей живой познавательный интерес, речевую активность, стремление обратиться за помощью к воспитателю.
Дети: Посмотрите, что мы нашли на полке! Помогите нам, пожалуйста, узнать, что там внутри.
Воспитатель: Какой необычный свёрток! Большой, тяжёлый. Как вы думаете, что там может быть?
Дети обследуют находку, используя все возможные анализаторы
(осязание, слух, зрение, высказывают свои предположения.
Воспитатель вовлекает детей в диалог с помощью уточняющих вопросов, стараясь учесть мнение большинства детей.
Воспитатель: Как вы думаете, что за предметы находятся внутри свёртка? На что они могут быть похожи? Какие они на ощупь?
Высказывания детей и взрослых: Я думаю, что там конструктор, или робот – трансформер. Он большой, тяжёлый, твёрдый (выслушиваются все предположения детей)
Воспитатель поддерживает эмоциональный настрой и познавательный интерес детей к находке.
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?
Загадаю я вам загадки. Загадки интересные. Загадки мудрые. Вы времени зря не теряйте, а мои загадки отгадайте.
Оружие это не просто поднять,
Чтоб грудь защитить от удара врага,
Уж это вы знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький … (Щит)
Не просто поднять, в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Это же … (Меч)
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Летит птица перната —
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет.
(Стрела)
Кожаная сумка, в которой хранились стрелы.
(Колчан)
Воспитатель: Давайте все вместе осторожно развернём нашу находку и узнаем, кто из нас был прав.
Дети разворачивают свёрток, рассматривают боевые принадлежности русского богатыря (колчан, щит, меч). Воспитатель наблюдает за эмоциональными проявлениями детей, подводит итог:
Воспитатель: Вы когда –то видели эти предметы? Где?
Дети: Я знаю, это меч. Я видел такой же на памятнике у Дворца
Культуры. А я думаю, что такой меч есть у солдата, он защищает Родину от врагов. Мне подарили красивый меч на день рождения.
Щит нужен богатырю, чтобы защищаться от врагов.
Этот предмет называется колчан
Воспитатель (обобщает ответы детей) : Меч – это боевое оружие, с которым уходили защищать свой народ русские богатыри. Щит – это металлическая или деревянная доска круглой или прямоугольной формы для защиты богатыря от стрел и меча. Колча н - это длинная, кожаная сумка для хранения стрел. Богатыри носили колчан за спиной или на поясе.
Воспитатель (обращается к ребёнку) : Кто из наших мальчиков хочет быть похожим на русского богатыря?
Воспитатель: Как вы думаете, кто такой богатырь?
Дети: Очень сильный человек. Он защищал всех слабых.
Воспитатель: Правильно. Богатырь - очень сильный, смелый герой в Древней Руси, который защищал свой народ от нападения врагов.
Прослушивание аудиозаписи речи богатыря из былины «Как Вольга богатырскую силу искал»
— Как же силу Богатырскую заиметь — и никого при этом не погубить?
— Нужно вперёд силы — доброту да любовь к нашим братьям и сё страм меньшим в себе взрастить: и к цветам да деревьям растущим, и к птичкам, песни поющим, и к зверькам, на земле живущим!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему богатырь так ответил на вопрос о богатырской силе?
Дети: Потому, что богатыри были добрыми и мудрыми.
Воспитатель: Потому, что Богатырю мудрость нужна, чтобы зло от добра отличать, добрым во всём помогать, зло везде пресекать!
А хотите оказаться на заставе богатырской?
Закрывайте глаза.
Раз, два, три, покружились.
И в богатырей все превратились.
На заставе богатырской очутились.
Логопедическая гимнастика
Воспитатель: А на заставе…
Звонко цокают копытца,
Конь идет к воде напиться.
1. «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и щелкать языком за верхними зубами сначала медленно (рот открыт широко, потом быстро (губы округлены трубочкой).
2. «Чашечка» (с усложнением). Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу, сделать «чашечку» и, будто зачерпнув воды, убрать в рот.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: Да не оставляют вороги-басурмане треклятые мысли о завоевании земли русской. Так и норовят границу перейти, заставу богатырскую кругом обойти. Да только не дремлют богатыри.
1,2,3,4,5 – (пальчики «здороваются»)
Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по бокам ребенка - «ножки»).
Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак).
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, кого из богатырей вы можете встретить на заставе?.
Ответы детей: Добрыню Никитича, Илью Муромца, Алёшу Поповича.
Молодцы, многих славных русских героев вы знаете.
Ребята, какие были богатыри, давайте покажем и расскажем.
Стихотворение с движениями
Дружно встанем – раз, два, три – (Топают ногами)
Мы теперь богатыри! (Ставят руки на пояс)
Богатырь – вот он каков : (Правую руку кладут на грудь)
Он силен, он здоров! (Показываю силача)
Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)
На границе стоял, (Показывают)
Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Русь-матушку защищал.
Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (Руки на пояс
Воспитатель: Богатыри надёжно охраняли свою Родину – Русь от врагов, потому что очень её любили. Послушайте, какое стихотворение я знаю про богатыря. Это стихотворение сочинила воспитательница Токарева Людмила Иосифовна.
Когда-то в древней Руси
Жили воины - богатыри,
Защитники и опора
Русской земли!
Храбрые, со стрелами и мечом
Они вставали к плечу плечом.
И защищая землю свою
Врага побеждали в неравном бою!
Илья силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
И в наше время защитники есть –
Хвала им, и слава, и добрая честь
Отец и сын, и старший брат,
Смелый, надежный защитник солдат!
Воспитатель: Вам понравилось это стихотворение?
Дети: Да, понравилось.
Воспитатель: Может, вам встретились какие - то новые и непонятные слова?
Воспитатель выслушивает ответы детей, подводит итог.
Воспитатель: Ребята, раньше в русском языке были такие старинные слова: «стольный», «град». Слово «стольный» обозначало «столица» - главный город. Слово «град» обозначало - город.
Игра «Живая картина»
Воспитатель: Хотите создать картину «Три богатыря»?
(дети выбирают себе роли с помощью воспитателя, глядя на картину Васнецова «Три богатыря», переодеваются, выбирают доспехи и замирают.)
Релаксация
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, откуда мы узнали о богатырях. Правильно, из книг, русских былин. Кто исполнял, пел былины раньше? На чем играл певец-сказитель?
Дети рассаживаются в произвольном порядке на ковре. Звучит мелодия, исполняемая на гуслях (фонограмма). Воспитатель медленно зачитывает текст.
Представьте себе седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Пальцы старца слегка касаются гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая, плавная, спокойная мелодия. Певец-сказитель начинает свой рассказ про древнюю Русь, про старину.
Возьму гусли звонкие, яровчатые.
Да настрою гусли на старинный лад.
Заведу старину стародавнюю
Бывальщину о деяниях
Славно русского богатыря
Ильи Муромца.
Синему морю на тишину,
А всем добрым людям на послушание.
Дети еще некоторое время слушают мелодию, закрыв глаза.
Раз, два. Крепко глазки зажмурили.
Три, четыре. Глазки открыли. Встали.
И увидели, что мы вернулись в детский сад.
Рефлексия. Итог занятия.
Скажите, пожалуйста, что больше всего вам понравилось или запомнилось? Что вы можете сказать о богатырях? А кому вам хочется рассказать о том, где вы сегодня были, что делали? С кем вы хотите поделиться своими впечатлениями?
Воспитатель: Серёжа, тебе понравилось сегодня быть богатырём?
Ребё нок: Да, понравилось. Когда я вырасту, пойду в Армию и буду защищать свою маму, бабушку и сестрёнку Настю.
Воспитатель: Ребята, какой ценный подарок мы получили от богатырей! Эти предметы останутся у нас в группе, в нашем историческом музее. Вы согласны?
Дети: Да, мы согласны.
Воспитатель (таинственным голосом) : Если мы хотим узнать что - то новое и интересное для себя о русских богатырях и рассказать об этом другим или дополнить выставку в нашем музее, то к кому и куда мы можем обратиться за советом и помощью?
Воспитатель выслушивает предположения и рассуждения детей.
Дети: Мы можем спросить у мамы. Вместе с папой, бабушкой или с воспитателями сходить в библиотеку. Можно почитать книги дома. Можно посмотреть мультфильм на диске в компьютере.
Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель: Как я рада, что вы высказали так много способов узнать что - то новое! Я часто пользуюсь специальной книгой, которая называется Энциклопедия. Посмотрите, какая она большая, красочная, тяжёлая. В энциклопедии можно найти ответ на любой вопрос. Эта книга останется в нашем книжном уголке. Ребята, когда вы сегодня придете домой, расскажите родителям о нашей находке и попросите вместе с вами найти что - то новое и интересное об Илье Муромце и других богатырях; выучить стихи и поговорки о смелости и отваге русских воинов; нарисовать рисунок и написать рассказ, как настоящий писатель. Те дети, у кого есть дома компьютер, найдут нужные картинки и рассказы в интернете. Желаю вам удачи!
На следующий день воспитатель интересуется как у детей и родителей идут дела с поиском информации. Затем предлагает всем вместе создать мини музей в группе, посвящённый защитникам Родины и карту путешествия. Название и содержание карты воспитатель обсуждает вместе с детьми. Наиболее интересные варианты и предложения реализуются в совместной творческой продуктивной деятельности.
Библиография
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением №1(19, 2005.
2. Бабунова Е. С. Основы этнопедагогики: Учеб. -метод. пособие. Магнитогорск, 2004.
3. Дыбина О. В. Что было до… : Игры-путешествия в прошлое предметов. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
4. Коломийченко Л. В., Югова Л. И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». – Пермь, 2003.
5. Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 2 изд., испр. и доп. – М. :АРКТИ, 2005.
6. Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. / Ред. -сост. Е. С. Бабунова. – 2-е изд. – Челябинск: Взгляд, 2007.
7. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. /Старшая и подготовительная группы/. М., 2005.
8. Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ /патриотическое воспитание/. М., 2007.