галина шаблова
Конспект совместной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в сказку «Рукавичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие (ознакомление с миром природы, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (аппликация, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Форма организации совместной образовательной деятельности : фронтальная, индивидуальная совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность.
Публикация «Конспект совместной деятельности по развитию речи во второй младшей группе „Путешествие в сказку „Рукавичка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Рукавичка», сказка
- Темочки
Форма НООД: интегрированная, игровая развивающая ситуация с целью создания мотивации.
Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Задачи:
Образовательные:
1. Побуждать детей к речевому и игровому взаимодействию с воспитателем и сверстниками. 2. Закрепить с детьми содержание сказки «Рукавичка». 3. Формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него словом и предложением из двух – трех слов. 4. Расширять представления о диких животных (мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь) посредством сказки.
5. Закрепить навыки соотнесения предметов по выбранному цвету, навыки правильного выполнения аппликации Развивающие :
1. Расширять и активизировать словарный запас детей: существительными – рукавичка, именами сказочных героев (мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведюшка-батюшка, кабан-клыкан, названиями типов жилищ (норка, болото, нора, берлога, куст, дупло, логово); прилагательными – белый, легкий, холодный, блестящий, пушистый (снег, серый, ласковая, добрая, большой, сильный.
2. Совершенствовать умение детей узнавать название сказки по предметам (атрибутам к сказке). 3. Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление, умение слушать воспитателя и делать простейшие умозаключения. 4. Развивать навыки аккуратного выполнения аппликации.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости; вызвать желание прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
2. Воспитывать интерес к сказкам.
Методы и приемы:
- словесные: вопрос - ответ (с элементами инсценировки, беседа, постановка проблемного вопроса, художественное слово (стихи в играх, приветствие, повторение, слова поощрения; - наглядные: мнемокартинки, варежки разного цвета на каждого ребенка, рукавица, музыка; - практические: пальчиковая гимнастика, игра «Найди парную рукавичку», дыхательная гимнастика, физминутка «Есть у каждого свой дом», выполнение аппликации, ситуация –потерянная рукавица;
- музыкальное сопровождение;
- метод контроля (оценка деятельности детей : похвала).
Технологии: игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ.
Материалы и оборудование:варежки на каждого ребенка, рукавица, мнемокартинки (герои сказки, аудиозапись «Звуки природы. Вьюга», ноотбук, шаблоны рукавичек для аппликации на каждого ребенка, клей, кисточки, подставки для кисточек, салфетки, фигуры для украшения рукавичек : «Морковка», «Косточка»,«Сыр», «Желуди», «Бочонок меда», «Бабочка». Настольный театр «Рукавичка» из коробок.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: русская народная сказка «Теремок», украинская сказка «Рукавичка»; рассматривание иллюстраций к сказке, изображений диких животных; показ настольного театра; дидактические игры: «Кто в домике живет?», «Чей дом?»; разучивание малоподвижной игры «Есть у каждого свой дом», пальчиковой игры «Снежок»
Формы и методы организации деятельности :
- игровая (д. и. «Найди парную рукавичку»,
- двигательная (физминутка «Есть у каждого свой дом», пальчиковая игра «Снежок»,
- восприятие художественной литературы (художественное слово –тексты физминутки, пальчиковой игры, слова приветствия,
- коммуникативная (вопросы, ответы детей на вопросы,
- музыкально-художественная (слушание звуков метели, аппликация – украшение рукавичек).
Части НООД
1часть - вводная
Цель: ввести детей в НООД через игру.
(Создание образовательной ситуации. Воспитатель предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга и гостей)
Игра на общение (стоя в кругу) :
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!» (Дети стоят рядом с воспитателем.
Дети повторяют движения и слова приветствия)
Мотивация детей на предстоящую деятельность : звучит зимняя музыка «Звуки природы. Метель».На полу лежат снежинки.
Воспитатель. Дети, вы слышали странные звуки? Что это было? ( ответ: "Это были звуки метели")
- А в какое время года бывает метель, вьюга? ( Ответы: "Метели бывают зимой")
- Да, у нас сейчас зима. А какая она? ( Ответы детей: «Белая, холодная, морозная, злая, снежная»)
- Молодцы. А почему зима белая?
- Расскажите, какой снег? («Снег белый, пушистый, холодный, легкий, мягкий, блестящий»)
- Ребята, посмотрите сколько снежинок на полу. Это их метель и вьюга к нам занесли. А давайте с ними поиграем. Как можно поиграть в снежинки? ("Можно подуть на них")
Дидактическая игра «Метель» (под музыкальное сопровождение)
Дети выполняют дыхательное упражнение «Сдуй снежинку»)
- А как еще можно поиграть со снегом? Да, можно снежок слепить.
Пальчиковая игра «Снежок»
1, 2, 3, 4, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («лепят»)
Круглый, плотный, очень гладкий (показывают круг в воздухе)
И совсем, совсем не сладкий. (грозят пальцем)
Раз – подбросим. («подбрасывают», смотрят вверх)
Два – поймаем. («ловят»)
Три – уроним. («роняют»)
И… сломаем. (топают)
(Дети выполняют пальчиковую игру, действуют в соответствии с текстом игры.)
- Разыгрались мы с вами со снежком, без варежек. Руки, наверное, у всех замерзли! Ну ничего, сейчас мы это исправим.
- У меня есть варежки, но вот беда, перепутались мои варежки! Поможете разобрать их по парам? Я дам вам по одной варежке, а вы должны найти вторую, точно такую же по цвету. (варежки разложены на столе). Сначала пойдут искать пару варежке девочки, а затем мальчики.
Д. и. «Найди пару для варежки» (Дети подбирают парную рукавичку.
После того, как дети найдут пару к своей варежке, должна остаться одна без пары).
- Посмотрите осталась одна варежка. Чья это варежка, не ваша? Может гости потеряли? Точно не ваша? Может это Машина варежка? (показать куклу)
Чтение стихотворения «Маша варежку надела»
Воспитатель. Какой тёплый домик для пальчиков! Покажите, сколько их у вас? Как много и все помещаются в одну маленькую варежку! На что мы надеваем варежку?
Воспитатель. Правильно на руку. Поэтому её иногда называют рукавичка.
- Аааа, так вы, наверное, догадались откуда эта варежка. Из какой сказки? ( Ответ: «Эта варежка из сказки «Рукавичка»)
«Наша варежка осталась
Без хозяина, беда!
Заблудилась, потерялась,
А вокруг неё леса.
Что же делать рукавице?.»
2 часть – основная
Цель: создание условий для закрепления содержания сказки «Рукавичка» детьми. Формулирование цели предстоя
щей деятельности и принятие ее детьми
- Ребята, поможем рукавичке вернуться в свою сказку и найти своего хозяина?
Воспитатель:
«Сядем дружно мы кружком,
Да поговорим ладком.
Про сказку чудесную,
Очень интересную!»
- Ребята, вам нравится сказка? А вы смогли бы сами её рассказать?
- Дети, давайте вспомним, какая история приключилась однажды зимой. В этом нам помогут картинки. (Дети составляют сказку по картинкам (мнемотехника)
( Драматизация: театр картинок с проговариванием слов или повторением слов за воспитателем)
- Как начинается сказка? ( Ответы детей: «Шел дед лесом, а за ним собачка бежала»)
- Как рукавичка оказалась в лесу? ("Ее обронил дед")
- Что обронил дед по дороге? (Рукавичку) - Кто первым нашёл рукавичку? ( Ответ: «Мышка –поскребушка")
- Почему ее так называют? ("Она скребется") - Что сказала мышка? ( Ответ: «Тут я жить буду»)
- Кто прибежал к рукавичке после мышки? Почему ее так называют? ( Ответ:«Лягушка – попрыгушка. Она высоко прыгает») «Кто, кто в рукавичке живет?»
-Что она спросила? («Кто, кто в рукавичке живет?»)
- Что ей ответили(«Я – мышка-поскребушка")
-А кто после лягушки увидел рукавичку? Почему его так называют? Что спросил зайчик? ( Ответ: «Зайчик – побегайчик». «Он быстро бегает».«Кто в рукавичке живет)
- Кто пришёл после зайчика? Почему ее так называют? ( Ответ: «Лисичка – сестричка». «Она ласковая, как сестра»)
-Кто пришёл после лисички? Что спросил волк? Как ему ответили звери? ( Ответ: «Волчок – серый бочок». «Кто, кто в рукавичке живёт?». «Я – мышка-поскребушка, я-лягушка попрыгушка, я-зайка-побегайка, я—лисичка-сестричка")
-Кто пришёл после волка? Почему его так называют? ("Кабан-клыкан. «У него есть большие клыки»)
- Кто пришёл последним? Как медведь просился в рукавичку? ( Ответ: «Медведюшка-батюшка». «Пустите и меня». «Да я с краешку»)
- Что ему ответили? Какой он? ( Ответ: «Так места нет. Рукавичка по швам трещит». «Он большой, сильный, как батюшка (папа)
- Почему вернулся дед? ( Ответ: «Спохватился, что нет рукавички")
- Почему разбежались звери? ( Ответ: «Они испугались собачки»)
- Какие звери в этой сказке? ( Ответы детей: «Добрые, дружные, мирные»)
- Вот так Дед нашёл свою рукавичку! (воспитатель надевает её на руку) Ребята, возвращаем её в сказку?
- Ребята, какого она цвета? (Показываю другую рукавичку и надеваю её на другую руку) Вот и нашлись одинаковые, посмотрите какие они красивые и тёплые!
- Конечно, жаль нам зверей, что остались без теплого домика. Но ведь и деду рукавичка нужна. А у зверей в лесу есть свои домики.
Физминутка «Есть у каждого свой дом»
«Есть у каждого свой дом:
Зайка белый – под кустом,
Лиса рыжая в норе,
Белка шустрая в дупле,
Серый волк по лесу бродит.
Спать он в логово приходит.
А в берлоге спит медведь.
У берлоги – не шуметь»
(Дети проговаривают текст и иммитируют движения по тексту)
- Где прячется зайчик?
- Как называется дом у мышки?
- Как называется дом у лягушки?
- Где спит волк?
- Как называется дом у медведя?
- Где прячется кабан?
Игра с мячом «Кто где живет?»
(Воспитатель бросает мяч ребенку и называет хозяина дома, а ребенок ловит мяч и называет тип жилища.
Ответы детей: «У мышки - норка, у лягушки - болото, у зайца - куст, у волка -логово, у медведя –берлога»)
- Как вы думаете, как можно помочь животным?
- Давайте сделаем для них теплое и уютное жилье. А чтоб они не ссорились, сделаем каждому животному свою рукавичку. Теперь проходите на свои места за столом.
Аппликация «Рукавичка».
- На столе лежит заготовки рукавичек. Для начала нужно выбрать рукавичку (на каждом столе лежат заготовки разных цветов) и положить ее на стол. Дальше мы будем украшать рукавички. Выберете на своих столах рисунок, которым будете украшать- наклейку-аппликацию для рукавички; взять кисточку, обмакнуть ее в клей и потом смазать клеем картинку-аппликацию, после этого положить кисточку в стакан, ворсом вверх. Намазанную картинку положить на рукавичку и прижать салфеткой. Приклеивать рисунок будем в центре рукавички.
(Дети садятся за столы, выполняют аппликацию)
- Молодцы, ребята, какие замечательные получились домики, для зверей! Вы сегодня хорошо потрудились. Предлагаю вам подарить наши рукавички героям сказки. (Дети подходят к мнемокартинкам и «дарят» рукавички героям сказки)
3-я часть - заключительная Цель: закрепение у детей впечатления от проведенной совместной деятельности. (Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей)
- Ребята, мы помогли рукавичку вернуть в сказку? Как сказка называлась?
- Чья это была рукавичка? Кто ее хозяин?
- Какие животные поселились в рукавичке?
- Почему звери остались без теплого жилья?
- Как мы помогли животным, которые остались без жилья?
- Какие герои сказки вам понравились больше всего?
(Плавный вывод детей из непосредственно-образовательной деятельности в самостоятельную деятельность :
-А Дедушка говорит вам: «Ребята, никогда не теряйте свои рукавички» и дарит вам игру – настольный театр «Рукавичка».