Лариса Усатая
Конспект совместного открытого мероприятия с родителями воспитанников «Я и мой ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Я и мой ребенок»
Цель: улучшение понимания родителями своего ребенка, достижение способности к эмпатии (к пониманию переживаний, состояния и интересов друг друга); выработка навыков адекватного и равноправного общения.
Время проведения: 40-45 минут. В свободном изолированном помещении.
Раздаточный материал:
- чистый лист формата А4 на каждого родителя, ручки
- распечатанное задание №3
- памятка для родителей (см. Приложение)
Публикация «Конспект совместного открытого мероприятия с родителями воспитанников „Я и мой ребенок“» размещена в разделах
Ход мероприятия
Воспитатель : Здравствуйте, уважаемые родители. Прошу Вас пройти в зал.
Вступительное слово: Прошу Вас занять свободные места. Я благодарю Вас за то, что Вы нашли время и пришли сегодня на нашу встречу. Эта встреча будет не совсем обычной. Позволю себе назвать ее тренингом общения.
Тема сегодняшнего вечера: «Я и мой ребенок». Мы с вами поучаствуем в играх, где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.
Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своего ребенка, еще более трепетно будете относиться переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.
Итак, начнем с приветствия друг друга.
Цель: установление доброжелательного контакта друг с другом, положительный настрой на дальнейшую деятельность.
Воспитатель : Наша задача: представиться, поприветствовать друг друга. И рассказать, какие слова произносит Ваш ребенок, когда вы будете его рано утром в садик.
Упражнение №1 – разминка.
"Пересядьте те, кто. "
Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга.
Воспитатель : Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется без места, выходит в центр и продолжает игру.
После выполнения упражнения воспитатель задает вопросы :
- Какие ощущения вызвало у вас это упражнение?
- Как ваше настроение?
- Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
Родители : ответы родителей
Упражнение №2
Игра «Аборигены и инопланетяне»
Цель: развитие умения с помощью вербальных и невербальных средств общения вступления в контакт.
Воспитатель : Я предлагаю группе разделиться на две команды. Одна из них покидает помещение. Оставшиеся становятся аборигенами, которые живут на острове. Им необходимо визуально сымитировать остров из подручных средств. У них на острове существуют два правила.
Они могут говорить только «да» и «нет».
Когда им задают вопрос с улыбкой, они отвечают «да», когда задается вопрос без улыбки, они говорит «нет».
Вторая группа участников становится инопланетянами. Они хотят освоить этот остров и подружиться с аборигенами.
Воспитатель дает инструкцию сначала одной подгруппе, затем подгруппе, покинувшей помещение.
Воспитатель : «Сейчас мы с вами приземлимся на острове аборигенов. Вам необходимо вступить в контакт, и выяснить какие два правила существуют на их острове».
Воспитатель : «Я хотела бы пояснить смысл данного упражнения. Что мы можем подчерпнуть из него в общении с ребенком?
Существует термин «поглаживания», который ввел психолог Э. Берн. Поглаживание в так называемом Трансактном Анализе это единица признания. Это любой вербально или невербально выраженный знак внимания одного человека другому человеку. Примером поглаживания может служить следующее:
Таким образом, ответив на сообщение, Катя «погладила» Сережу.
Но жизнь вносит свои коррективы, поэтому кроме уже упомянутых нами позитивных поглаживаний, таких как:
Комплименты и похвала, люди порой вынуждены принимать и отдавать поглаживания, которые называются негативными: оскорбления, упреки.
Итак, существует положительное и отрицательное поглаживание. Мы с вами говорили сейчас – только «да» и только «нет». Только положительные и только отрицательные поглаживания одинаково вредны.
Многие дети не получая положительных поглаживаний, учатся получать отрицательные, т. е. ведут себя так, что провоцируют взрослых на сердитые окрики, шлепки. Причем ребенок, привыкший к негативной схеме, может не воспринимать и положительного поглаживания.
Если ребенок получает только положительные поглаживания, то в результате не различает негативное и позитивное поведение. Ребенок просто не понимает, что хорошо, а что плохо. И когда к такому ребенку начинают предъявлять требования, он начинает протестовать: кричать, топать ногами. В результате расшатывается нервная система.
Какие выводы мы можем с вами сделать?
Родители : ответы родителей, обсуждение мнений в положительной окраске.
Упражнение №3 «Поругай и похвали».
Цель: выработать тактику «правильных» поглаживаний по отношению к ребенку.
Воспитатель : Я предлагаю Вам разбиться на пары и договориться, кто будет первым, а кто вторым. Задание выполняется между парами.
Задания:
-похвалить себя,
-похвалить другого,
-поругать себя,
-поругать другого.
В ходе упражнения ведущий отмечает, за что участники хвалят и ругают друг друга.
Воспитатель задает вопросы после окончания упражнения
- Как вы себя чувствовали в процессе выполнения упражнения?
- Что было легче? Хвалить или ругать?
- Хвалить себя или другого?
- Что вы по этому поводу чувствуете?
Все мы допускаем ошибки и это нормально. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но ошибки можно и нужно исправлять. Давайте начнем прямо сейчас. Предлагаю выработать правила «поглаживаний».
Мозговой штурм. «Правила «поглаживаний».
Ведущий предлагает участникам выработать правила положительного и отрицательного поглаживания. Правила могут быть следующими:
Один раз поругай, но десять раз похвали.
Поругать можно сразу после проступка, но никак не через время.
Давайте попробуем придумать еще несколько правил.
Обсуждение
Помимо поглаживаний мы применяем поощрения и наказания. Чем мы можем поощрить наших детей, и чем мы можем наказать их? (ответы участников)
-Наказывать ребенка лишая его хорошего - это лучше, чем делать, ему плохое.
-Физических наказаний не должно быть.
-Ограничения требования запрета должны быть согласованы между взрослыми.
-Тон голоса – дружественно-разъяснительный, а не повелительный.
Воспитатель : Хорошо. А теперь в заключении еще одно упражнение, которое позволит вам увидеть самые лучшие, самые замечательные качества своего ребенка.
Упражнение №4 «Нарисуй и расскажи»
Я прошу вас взять по одному листу бумаги, карандаши. Нарисуйте своего ребенка. А рядом напишите самые лучшие качества своего малыша.
Самостоятельная деятельность родителей.
Воспитатель : Замечательно. Поделитесь своей работой, своими мыслями
В заключении я раздам Вам памятку, как правильно поощрять, хвалить ребенка, либо как не стоит ругать своего ребенка.
В заключении я также попрошу по желанию высказать впечатления о нашем мероприятии.
Родители : высказываются
Воспитатель : Спасибо, что пришли. Всего Вам доброго. До новых встреч.
Приложение
Памятка
Ругаем поступок, а не ребенка.
Выговаривая ребенку претензии, говорим от себя (я считаю)
Ругаем ребенка по схеме :
Ругать запрещено перед сном и после сна. Это ведет к психосоматике.
Хвалить нужно сразу после поступка, доброжелательным тоном.
Хвалить нужно поступок, а не ребенка (можно в присутствии других).
Психологи в своих трудах отмечают, что необходимо не менее 8 раз в день погладить и полюбить своего ребенка (утро и вечер не считаются).
Помимо поглаживаний мы применяем поощрения и наказания. Чем мы можем поощрить наших детей, и чем мы можем наказать их? (ответы участников)
-Наказывать ребенка лишая его хорошего – это лучше, чем делать, ему плохое.
-Физических наказаний не должно быть.
-Ограничения требования запрета должны быть согласованы между взрослыми.
-Тон голоса – дружественно-разъяснительный, а не повелительный.