Наталья Горячева
Конспект совместно-организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Весна. Насекомые»
Цели:
Коррекционно-развивающие.
1) Продолжать работу по развитию общих речевых навыков:
• Совершенствовать чёткость дикции и интонационную выразительность речи;
• Продолжать работу над плавностью и продолжительностью речевого выдоха;
• Продолжать работу по координации речи с движением.
2) Продолжать развивать лексико- грамматический строй речи:
• Продолжать расширять активный словарь детей по лексической теме «Весна. Насекомые».
Публикация «Конспект совместно-организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы „Весна, Насекомые“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
• Формировать умение образовывать существительные с суффиксом «онок», «ёнок», образовывать притяжательные, относительные прилагательные от существительных, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; существительные родительного падежа, множественного числа.
• Употреблять в речи сложные распространенные предложения с различными предлогами.
3) Совершенствовать навык языкового анализа, синтеза, представлений:
• Развивать фонематическое восприятие, анализ, синтез с опорой на символы.
• Учить детей дифференцировать понятия твёрдый – мягкий согласный звук, звонкий – глухой.
• Учить делить слова на слоги.
• Учить детей составлять схему предложения, пользуясь правилами написания «слов» в предложении.
• Продолжать упражнять в выделении звука в слове (начало, середина, конец).
• Упражнять детей в синтезе звуков в слове.
4) Развивать общую, мелкую моторику.
Психолого- педагогические.
1) Развивать память, зрительное, слуховое внимание.
2) Обогащать знания детей о весне.
3) Воспитывать любовь к животному миру.
4) Развивать аналитико-синтетические мыслительные операции.
5) Учить детей работать в коллективе, создавать положительно-эмоциональный настрой и удерживать его до конца деятельности.
Педагогические технологии:
- использование ИКТ
- проблемно-игровая ситуация
- здоровьесберегающие технологии
- координация речи с движением.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Ребята, давайте посмотрим, какое у вас сегодня настроение. Выберите «личики».
Ребята, я выберу личико – удивление. Знаете почему?
Помните, мы зимой получали в детском саду письмо от сказочного героя? Дубовичка. Сегодня – снова письмо:
«Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам ваш друг Дубовичок. Вы у меня гостили в зимнем лесу, а теперь наступила весна. Жду вас снова к себе в гости!»
Заманчиво! Согласимся?
- Ой, ребята, а кто это там шевелится в муравейнике?
Знаете, вчера от солнечного лучика согрелся один муравьишка. Откуда он вылезает? Он в сказочном лесу ещё не был, может там теплее? Возьмём его в сказочное путешествие?
II. Основная часть.
1) Характеристика «Л'».
- Вы знаете, мне сегодня Дубовичок звонил по телефону, узнать, получили ли мы от него письмо и сказал, что он так ждёт появление листиков на деревьях. Угадайте, какой сегодня его любимый звук? < Л' >.
Дети выбирают символ звука < Л' >.
2) Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа.
- Ребята, в сказку на каком транспорте мы отправимся?
Только те ребята пройдут в «поезд», которые назовут слова со < Л - Л' >.
- Все на своих местах!
Муравьишка вылезай! Ой, подул ветер! Какой?
Муравьишка упал и поранил лапку. Сам он не может ползти, возьмём его с собой! «Тут и там…»
3) Развитие общих речевых навыков.
В весеннем лесу много разных звуков. Какие? (магнитофонная запись – пение птиц, вой волка, журчание ручья)
4) Дифференциация < Л - Л' > в словах.
- Внимание, остановка! В весеннем лесу хотят побывать и сказочные герои (белка, лиса, Шапокляк, Чиполлино, крокодил, лягушка, лось, колобок, волк, цыплёнок, улитка).
Поможем друзьям! Первый поезд с < Л >., второй поезд < Л' >.
Дети: «Я слышу звук < Л > в начале слова…»
5) Словоизменение существительных р. п., мн. ч. (с мячом)
- Внимание, остановка! Мы в лесу! Каком?
- Чего много в лесу? (деревьев, пеньков, шишек, сучков, птиц, муравьёв).
6) Развитие воображения. Формирование связной речи.
- Ребята, помните в зимнем путешествии мы говорили о зимних деревьях?
«Закутала их с головой
Зима в свой снег,
Как в одеяло.
Теперь их только по весне
С дождём желанным
Гром разбудит…
Деревья спят, совсем как люди,
И день за днём
Растут во сне».
- Давайте пофантазируем (нарисуем, представим, что снится нашей весенней берёзке? Расскажите, что снится нашей ёлочке? Расскажите.
7) Развитие фонематического синтеза.
Шапокляк спрятала слово. Угадайте! (лейка, индюк, попугай, арбуз – ЛИПА)
Составьте это слово с помощью символов.
8) Работа над предложением.
Составьте предложение о липе. Схема
(Весенней липе снятся зелёные листья. Под липой сидит хитрая лиса).
|___ ___ ___ ___.
Выделение предлога под.
9) Речь с движением.
- Кого мы можем встретить в лесу? (диких животных).
Весенним днём,
Лесной тропой
Звери шли к себе домой,
За мамой–лосихой
Топал (лосёнок,
За мамой-лисицей
Крался (лисёнок,
За мамой ежихой
Катился (ежонок,
За мамой-медведицей
Шёл (медвежонок,
За мамою-белкой
Скакали (бельчата,
За мамой-зайчихой
Косые (зайчата).
Волчица вела за собою (волчат)
Все звери тепла и уюта хотят.
10) Образование притяжательных прилагательных.
- Заглянем в домики лесных жителей.
- В этом домике-норе слышится тявканье лисы. Чей домик? (лисий).
- В другом доме-берлоге – медведь. Чей дом?
- В домике-логове живёт волк. Чей дом?
- Дружно под кустом живут зайцы. Чей дом?
Высоко в ветвях домик-дупло белки. Чей дом?
11) Дифференциация Л - Л' в словах.
А вот и домик Дубовичка.
- Вы знаете, что муравьёв называют «санитарами леса»? Вот тропинки к домику, но нужно расчистить их, т. е. освободить от картинок.
Помогут нам гномики «Твёрдыш» и «Мякиш»
Отправьте картинки со < Л - > К Твёрдышу, со < Л' > К Мякишу (лягушка, лебедь, корабль, малина, тюльпан, лук, лодка, дятел, яблоко, флаги, лось).
- Назовите место звука в слове.
12) Развитие фонематического анализа.
- Найдите слово, которое подходит к схеме (ООО) (лук).
Составьте его из звуков-символов
13) Связная речь.
- Тропинки свободны. Муравьишка больше не хромает. Расскажите Дубовичку, что случилось с Муравьишкой?
14) Образование относительных прилагательных.
- Дубовичок приглашает нас на чай с вареньем.
- У тебя варенье из вишни. Какое? (вишневое)
- У тебя варенье из черники. Какое?
- У тебя варенье из клубники. Какое?
- У тебя варенье из земляники. Какое?
- У тебя варенье из малины. Какое?
15) Деление слов на слоги.
- Пора возвращаться сказочным гостям домой.
- Распределим их по вагонам.
(одно окошко – один слог,
два окошка – два слога,
три окошка – три слога).
III. Итог.
- Ребята, нам пора возвращаться. Муравьишка хочет ещё погостить у Дубовичка. Вы знаете, ребята, пусть останется, раз ему понравилось.
- А вам понравилось путешествие? Что было весёлого? А было ли грустно?
- Вы знаете, ребята, мы с вами потом придумает сказочное возвращение Муравьишки в муравейник.
- Дубовичок для вас передал угощения – конфетки. До новых встреч в лесу у Дубовичка.