татьяна ткаченко
Конспект занятия «Солнечная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Образовательная область: познавательное развитие
Цель:
Познакомить с названиями планет Солнечной системы;
Систематизировать знания о строении Солнечной системы.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и обобщать представления детей о Солнечной системе, о планетах, вращающихся вокруг Солнца.
Развивающие:
Обогащать словарный запас детей названиями планет, космических объектов.
Развивать умение разгадывать загадки.
Публикация «Конспект занятия „Солнечная семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Развивать речь детей,употребляя существительные в единственном и множественном числе.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию детской инициативы и творчества, учить выполнять задания по словесному объяснению.
Формировать элементарный самоконтроль.
Предварительная работа:
Беседы с детьми на тему: "Космос и человек", "Планеты Солнечной системы", заучивание стихотворения "Солнечная Семья".
Словарная работа: Активизировать в речи детей слова: солнце, планеты, солнечная система, названия планет
Материал:
1. Презентация «Солнечная система»; нагрудные знаки, обозначающие планеты Солнечной системы и Солнце; воздушные шары и маркеры; пластмассовый шарик; пластмассовое ведро с привязанной к ручке веревкой.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
- Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:
Кто-то утром не спеша
Надувает желтый шар.
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
Воспитатель:
- Да, это – Солнце! Что такое Солнце? Какое оно? Солнце - это огромный, раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но, на самом деле, на Солнце жизни нет, там очень жарко. Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. Хотите, я открою вам секрет и расскажу, что за планеты в семье Солнца?
Ответы детей:Да.
Воспитатель:У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте.
(Воспитатель читает стихотворение и показывает слайды с изображением Солнца и планет солнечной системы.)
Мы тему беседы давайте наметим:
Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.
Меркурий заводит весь хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех – Великан.
И дальше Сатурн в кольцах видится нам
Последние три едва различимы,
Малы и холодны, но их различим мы:
Уран, Нептун и крошка Плутон.
Сколько же планет в семье Солнца? (Девять планет). Семью Солнца называют Солнечной системой. Давайте повторим названия планет солнечной системы. (Воспитатель произносит первый слог названия планеты, дети – остальные слоги и показывает слайды планет по очереди).
Разминка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – беги!», дети двигаются под музыку: бегают, прыгают. Как только музыка прекращается – замирают. Воспитатель по очереди дотрагивается до детей и задает им вопросы:
Как тебя зовут?
Кто живет на Земле?
Кто летает в космос?
На чем летают в космос?
Что есть в космосе?
Назови планеты Солнечной системы, которые ты запомнил? и т д.
Игра повторяется 3 раза.
Воспитатель:
- В семье Солнца царит идеальный порядок: никто не толкается, не мешает друг-другу и не обижает друг-друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. Повторите, это слово. А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?
Ответы детей:
- Столько же, сколько и планет – девять.
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно, дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия?
Ответы детей: Они различаются по длине.
Воспитатель:
- Интересно, какая планета быстрее проходит свой путь вокруг Солнца? Чтобы узнать это, мы проведем соревнования:
дорожки-орбиты у нас уже есть (указывает на 9 эллипсов, выложенных на полу шерстяными нитками или нарисованных мелом).
Выберем 2-х спортсменов, обозначим звездочками места старта и финиша на двух дорожках. (Выбирают средние дорожки)
По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» дети идут по своим дорожкам. (Выясняют, кто пришел первым.)
Выберем ещё 2-х детей и поставим их на первую и девятую дорожки.
По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» спортсмены идут по своим дорожкам.
Скажите, кто из четверых детей пришел первым, а кто последним и почему?
Ответы детей:
- Быстрее к месту финиша пришел ребенок, который двигался по самой короткой дорожке, последним пришел ребенок, двигающийся по самой длинной, девятой, дорожке.
Воспитатель:
- Так же и с нашими планетами, быстрее других вокруг Солнца движется планета, у которой самая короткая орбита - Меркурий, а дольше всех движется планета с самой длинной орбитой – Плутон.
Давайте сделаем Солнечную систему : установим на дорожки - орбиты планеты.
(Воспитатель вместе с детьми называет планеты, указывает, на какой по счету дорожке каждая из них должна стоять. Дети надевают нагрудные знаки, обозначающие планеты, встают на свои дорожки. В центр встает ребенок с нагрудным знаком, обозначающим Солнце).
Воспитатель:
- Напоминаю, что планеты движутся строго по своим орбитам и в одном направлении. Готовы? Планеты, в путь!
(Под аудиозапись «космической» музыки дети двигаются по кругу в заданном воспитателем направлении).
Воспитатель:
- Молодцы! Вспомним ещё раз названия планет. Я буду их называть и показывать, а вы по очереди подходите ко мне и выстраиваетесь в ряд. (Называет планеты,дети выполняют задание, затем снимают нагрудные знаки.)
- Хочу открыть вам ещё один секрет. Вы знаете: если подбросить предмет вверх, он упадет, потому что его притягивает Земля. Но, оказывается, и Солнце притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением. Почему же планеты не падают на Солнце? Покажу вам один фокус. (Можно привлечь к опыту ребенка)
Опыт:
Воспитатель кладет в ведро пластмассовый шарик, переворачивает ведро, шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы, - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу: когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами, пока они быстро вращаются вокруг Солнца, они не падают.
Воспитатель:
- Давайте, придумаем планеты и заселим их обитателями. Придумайте каждый своей планете название и нарисуйте жителей этой планеты. Вот эти шарики будут вашими планетами.
(Дети рисуют на воздушных шарах маркерами фигурки людей, животных, фантастических существ, растения, здания, транспорт и т. д.).
По окончании рисования, дети рассказывают о своих планетах.