Елена Бабарико
Конспект образовательной деятельности «Солнечная система»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития посредством знакомства детей со строением солнечной системы
Задачи:
- обеспечить условия для выражения детей своего мнения;
- способствовать развитию навыков взаимодействовать со сверстниками;
C оздавать условия для:
- знакомства детей с научной версией расположения планет;
- углубления представлений о космосе и космических объектах, планетах;
-закрепления знаний детей порядкового счёта;
- совершенствования диалогической и монологической формы речи;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Солнечная система“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Темочки
- обогащения активного словаря детей;
- развития умений создавать композиции, выделяя изображения через размер и цвет;
- развития умений делать умозаключения на основе имеющихся сведений
Ход деятельности:
Вводная часть
1. - 12 апреля наша страна отмечает замечательный праздник – День космонавтики. Это большой праздник в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.
- Дети, вы много знаете о космосе?
- Сегодня мы с вами поиграем в игру «Поле чудес» тема: космос. Правила игры вы все знаете: крутите стрелочку барабана, останавливается стрелочка, вы берете соответствующую карточку с вопросом, я задаю вам вопрос, а вы отвечаете.
(Если дети не ответят на какой-нибудь вопрос, в конце деятельности предлагаю дома найти ответ на данный вопрос)
1. Как называется планета, на которой мы живем? Какой формы наша Земля? (Планета, на которой мы живем – Земля. Земля круглой формы)
2. Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце - это ближайшая к Земле звезда)
3. Как называется спутник Земли? Что ты знаешь о нем? (Луна, она находится ближе к Земле, чем звезды. Она ярко сияет на ночном небе)
4. Какие животные полетели первыми в космос? (Лайка, Белка и Стрелка)
5. Кто был первым космонавтом? (Ю. А. Гагарин)
6. Каких женщин космонавтов ты знаешь? (В. Терешкова, С. Савицкая)
7. Какими качествами должен обладать космонавт? (Он должен быть смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным)
8. Что такое комета? (Обычное небесное тело, покрытое толстым слоем льда)
9. Что такое скафандр? (Скафандр – это одежда космонавта, в которой он выходит в открытый космос)
10. Какой прибор приближает то, что находится вдали от наблюдателя? (Это телескоп).
Основная часть
2. Показ слайдов
- Космос всегда интересовал человека. Ведь это важно знать – есть ли жизнь на какой – нибудь планете? Есть ли воздух на других планетах, как на планете Земля?
- Почти сто лет назад в городе Калуга жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский (показываю портрет ученого). Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой – нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты. Делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить.
- Но, через много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева (показываю портрет конструктора, изготовили первый космический спутник и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно (показываю картинку первого спутника).
- Ребята, а кто первым отправился к звездам, вы мне рассказали во время игры «Поле чудес».
- Я с вами согласна, что космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (показываю портрет) впервые в мире успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показываю картинку корабль «Восток»). Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты с восторгом торжественно приветствовали первого космонавта.
3. А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт».
Физ. минутка
Раз - два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три – четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
4. - Сейчас я загадаю загадку:
Шла девица из Питера, просыпала кувшин бисера.
Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица.
- Правильно, это звездное небо. А вот и перед вами звездное небо (на доске картина звездного неба).
- Ребята, а как вы думаете, видны ли на небе звезды днем? (Звезд на небе днем не видно)
- А почему днем не видно звезд? (Потому, что светит Солнце)
5. Опыт «Звезды светят постоянно»
Материал: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.
Ход опыта: пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую – фонарик. Включите фонарик и на расстоянии 5 см посвятите на обращенную к вам сторону конверта, потом на другую сторону.
Итог опыта: дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на освещенную к вам сторону конверта, но становится хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта, прямо на вас.
- И так, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.
В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.
6. - Я приглашаю вас посетить наш планетарий «Солнечной системы» (предлагаю детям встать и подойти посмотреть на картину, которая находится на столе).
- Ребята, посмотрите на картину, в центре нашей галактики расположена самая большая звезда - … Солнце (показываю указкой).
- Вокруг нее движутся планеты. Сколько их? (9 планет).
- Совершенно верно, девять больших и маленьких планет, которые расположены в определенной последовательности.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте».
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс,
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун,
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
7. Показ слайдов
- Первая планета, самая маленькая во всей солнечной системе. Это Меркурий, он расположен ближе всех к солнцу, а значить она самая раскаленная и горячая.
- Вторая планета, сплошь затянута облаками - это Венера. На ней тоже очень жарко.
- Название 3-ей планеты вы узнаете, если отгадаете загадку:
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката,
Что за планета, скажите, ребята?
- Следующая планета выглядит красной и видна на небе как красноватая звезда. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. Это планета Марс.
- Шестая планета самая большая – это Юпитер. Она состоит из жидкости и газа.
- На следующей планете видны кольца, которые окружают ее. Это Сатурн. Кольца – это заледенелые частицы пыли и газов.
- А это самые удаленные от Солнца планеты, а, значит, на них очень холодно. Людям очень мало известно об этих планетах. Называются они так: Уран, Нептун и самый далекий Плутон.
- Как вы думаете, почему Солнечную систему так называют?
(В центре этой системы находиться Солнце, и все планеты вращаются вокруг него).
Заключительная часть
- Что нового вы узнали?
- О чём или о ком вы хотели бы узнать?
- На те вопросы, на которые не знаем ответ, мы найдём ответы в течении недели.