Светлана Тюрина
Конспект СОД по речевому развитию «Осень золотая» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
КОНСПЕКТ (занятие)
СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
Тема: «Осень золотая»
Автор-разработчик: Тюрина С. А.
Возрастная адресованность: подготовительная группа
Длительность занятия: 30 минут
Цель: Закрепление признаков осени.
Публикация «Конспект СОД по речевому развитию „Осень золотая“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Педагогический замысел: обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках, уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных, закрепить представления детей об осенних хлопотах человека, развивать, память, внимание улучшать моторику и координацию движений, развивать умение устанавливать логическую взаимосвязь, грамотно делать выводы, отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений, активизировать словарь, воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы, воспитывать чувство любви к родной природе, воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за природными изменениями, беседы о признаках осени.
Материалы: Мешок с овощами и фруктами, листочки с нарисованными овощами, фруктами, грибами, цветные карандаши, диск с мелодией А. Вивальди «Осень»
Примерный ход совместной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сейчас у нас какое время года?
Дети: Сейчас осень.
Воспитатель: А какие признаки осени вам известны? Давайте в мне расскажите, что происходит с растениями осенью?
Дети: Осенью листья на деревьях желтеют и опадают. Трава на земле желтеет и засыхает.
Воспитатель: Правильно. А как называется явление, когда падают листья?
Дети: Это листопад.
Воспитатель: Правильно, ребята. Послушайте, как знаменитый русский поэт – Алексей Плещеев писал про осень :
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Воспитатель: Ребята, но осень хороша не только тем, что раскрашивает деревья в красивые цвета. Она еще и щедрая красавица и приносит нам богатый урожай на грядках, в саду и в лесу. Что происходит на огородах, дачах?
Дети: На огороде поспел урожай и мы его собираем.
Воспитатель: Правильно, ребята. И у меня есть для вас игра. Поиграем?
Дидактическая игра «Угадай наощупь»
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
Воспитатель: Молодцы, всё отгадали. Но мы засиделись, давайте немного разомнемся.
Физминутка
«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Воспитатель: Ребята, а теперь расскажите, что происходит в животном мире?Кого мы относим к животному миру?
Дети: К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых.
Воспитатель: Что же происходит осенью в жизни зверей?
Дети: Животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.
Воспитатель: А как вы думаете, что же делают земноводные и насекомые?
Дети: Земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.
Воспитатель: что меняется в жизни птиц с приходом осени?
Дети: есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.
Воспитатель: А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?
Дети: Такие птицы называются перелетными.
Воспитатель: Как же выживают оставшиеся с нами птицы?
Дети: Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.
Воспитатель: Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Воспитатель: Ребята, а чем занимается человек осенью?
Дети: Убирают участки и территорию от листьев и травы. Люди надевают теплые одежды. Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.
Воспитатель: Молодцы, действительно, осень щедра на овощи и фрукты, в лесу растут грибы и орехи. А знаете ли вы, какая часть у урожая съедобная, а какая нет? Вот сейчас и узнаем.
Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
На столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т. е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.
Итоги занятия:
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что нового знали? Давайте вспомним осенние месяцы? Композиторы тоже очень любят осень. Давайте в окончании нашего занятия послушаем мелодию А. Вивальди «Осень»