Шамиля Байбикова
Конспект социально-психолого-педагогического занятия в подготовительной группе «Я знаю свои права»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №76»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
Конспект социально-психолого-педагогического занятия
«Я знаю свои права»
Педагог-психолог: Байбикова Ш. Р.
2018-2019гг.
Публикация «Конспект социально-психолого-педагогического занятия в подготовительной группе „Я знаю свои права“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.
Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников, способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.
Задачи:
• способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
• способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
• способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;
• продолжать формировать навыки работы с компьютером.
Предварительная работа:
Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.
Проведение серии занятий, формирующих у детей первоначальные знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята!
Мы собрались сегодня на занятии, которое называется «Я знаю свои права»
На экране 1 слайд с названием и соответствующей картинкой темы занятия.
- Ребята давайте послушаем Кирилла (рассказывает стихотворение)
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шёл малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь- дорогу малыша сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Молодец Кирилл.
Сегодня мы узнаем что же такое ПРАВО. В каком документе они записаны… Какие они бывают…
ПРАВА – это установленные и охраняемые государством нормы и правила.
П. :- Как Вы думаете, человек имеет ПРАВО на что-то? (ответы детей….)
П. : - А есть ли какое-нибудь ПРАВО у детей? (ответы детей….).
-Конечно, есть ребята и не одно.
П. : - Послушайте меня ребятки.
20 ноября 1989г. -это исторический день для детей всего мира. В этот день Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая является главным документом в сфере прав человека. Более 200 стран присоединилось к этому документу, поэтому 20 ноября считается Международным днем прав детей.
П. : -Ребята посмотрите на экран, это «Конвенция о правах ребенка» 2 слайд
(На экране появляется картинка Конвенция прав ребенка).
- В этом документе записаны права детей, которые даны ребёнку, живущему на планете Земля, в любой стране.
П. : - Сегодня мы с вами будем знакомиться с правами.
Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.
Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев.
Вы согласны путешествовать со мной?
Д. :- Да!
Тогда отправляемся. Внимание на экран.
3 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”
- Вы узнали эту сказку? (ответы детей….)
Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро.
4 слайд - Скажите ребята, что произошло с героями этой сказки? (На экране появляется изображение фрагмента сказки Как волк съедает Кр. Шапочку и бабушку).
П. :- Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей….)
П. :-Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
П. :-А какое право нарушил волк? (Ответы детей)
Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.
- Значит, Волк нарушил право на жизнь.
А сейчас, снова внимание на экран 5 слайд (На экране появляется картинка из сказки «Волк и семеро козлят»).
П. : - Какая это сказка?
П: - Ребята, какое право нарушено в этой сказке?
Дети: - Право на жизнь.
6 слайд – (на экране появляется картинка с изображением права на жизнь).
П. :- Ребята, а кто подарил вам жизнь?
Дети: - Мама.
П: - Да, мама подарила вам жизнь. Слово «мама» - особое слово. Это первое слово, которое произносит ребенок. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме написано много рассказов и стихов.
Давайте послушайте одно из них, его нам зачитает Байбикова София.
Ребенок читает:
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы – нету!
П:- Ребята, жизнь, подаренную вам мамой, никто не вправе у вас отнять. Вы рождены, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными гражданами своей страны.
-А теперь снова внимание на экран. 7 слайд картинка с изображением ребуса
«Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7Я»
В этом ребусе зашифровано право, давайте попробуем его отгадать.
- Давайте посчитаем, сколько здесь букв Я.
- Семь букв Я. СемьЯ. Какое слово слышится «Семья».
- Правильно ребята «Семья».
П. : - О каком праве идет речь?
Ответы детей… Право на семью.
П. :- Каждый ребенок имеет Право на воспитание в семье.
9 Слайд с изображением Право на воспитание в семье.
Давайте послушаем стихотворение про семью его нам зачитает Диана.
Ребенок:
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
П. : - Ребят, а для чего человеку нужна семья?
(Ответы детей….)
- Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.
Дружная семья гору сдвинет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома и стены помогают.
Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец.
В родной семье и каша гуще.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Без хозяина дом – сирота.
Отправляемся путешествовать дальше.
10 Слайд - на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”.
Педагог зачитывает отрывок из сказки:
. Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. ”
- Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)
• О чем раздумывал Карло? (Ответы детей)
• Какое имя придумал Карло? (Ответы детей)
• О каком праве мы можем говорить? (Ответы детей)
Право на имя.
12 слайд - Право на имя.
(На экране появляется картинка с изображением права на имя).
- А что это за право такое, когда оно дается ребенку?
(Ответы детей….- При рождении)
- Какой документ вы получаете при рождении?
(Ответы детей …Свидетельство о рождении)
11 Слайд с изображением свидетельства о рождении.
П: - Вот так выглядит документ, он есть у каждого из вас.
П: - Интерес к имени во все времена неслучаен. «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого приводят в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами, особенно вам всем нравится, когда вас называют ласково.
Давайте сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
(Дети сидя на стульчиках называют своего соседа ласковым именем).
П. :- Молодцы, ребята.
-Старайтесь так жить, чтобы прославить свое имя.
- Смотрим на экран.
13 Слайд картинки с изображением двуглавого орла и паспорта гражданина РФ.
- Что здесь изображено?
Дети: герб РФ и паспорт.
- Ребята, как называется страна, в которой вы живете?
Ответы детей….
Я приглашаю подойти ко мне Никиту и Викторию.
Давайте послушаем, они нам приготовили стихотворение.
Никита начинает:
Над полями, над лугами
Песня льется в синеву.
Нет земли родней, желанней,
Ведь в России я живу.
- А Виктория сейчас вам расскажет, почему нашу страну так называют – Россия.
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Ребята молодцы! Присаживайтесь.
- Ребята, раз мы все живем в России, значит вы?
(Ответы детей….Россияне).
- Значит, какое право вы все имеете, живя в России?
Дети:
- Право на гражданство.
П. : - Правильно, вы все являетесь гражданами Российской Федерации. 14 Слайд на экране появляется картинка с изображением права на гражданство).
-Смотрим на экран.
- Ну вот мы познакомились с еще одним правом – Право на гражданство.
- Посмотрите на экран что здесь изображено, что несет мальчик
-(Ответы детей …. флаг РФ)
На экране слайд 15 Флаг России.
- Вам сейчас ребята расскажут значение цветов флага.
- Подойдите, пожалуйста, ко мне София, Аня, Савелий, Руслан.
София Флаг России-триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Аня Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый-мира цвет,
Говорит он войнам нет!
Савелий В середине флага синий,
Словно Волга на равнине….
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Руслан Снизу красный - самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты
-Спасибо ребята большое.
- Ребята я вам приготовила маленькие флажки и хочу Вам их раздать. Как напоминание о праве на гражданство, Все мы граждане РФ.
-Продолжим путешествие по сказкам.
16 слайд – на экране картинка с изображением сказки “Заюшкина избушка”.
П. : - Скажите, что произошло в этой сказке? (Ответы детей)
- Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)
- Лиса, не имеет права выгонять Зайца из его собственного дома!
П. :- Ребята о каком праве идет речь (ответы детей….)
- Каждый имеет право на неприкосновенность жилища. Слайд 17
- Давайте все вместе скажем «Право на неприкосновенность жилища»
- Ребят, а в каких еще сказках нарушено право на неприкосновенность жилища?
(на экране появляется 18 слайд с фрагментом сказки «Три поросенка»)
П: - Правильно ребята.
- Ребята давайте поиграем. Проводится подвижная игра “Три поросенка”.
- Слушаем правила игры.
Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.
Вы поросятки, вот 5 больших обруча-это ваши домики. Я буду Серым волком, вот у меня
маска. Пока звучит музыка, вы гуляете и поете песенку, как музыка закончиться быстро разбегаетесь по домикам, так чтобы я вас не поймала.
Дети гуляют и поют:
Нам не страшен Серый волк, Серый волк, Серый волк!
Где ты ходишь глупый волк, старый волк, страшный волк.
(Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”)
П. :- Я серый волк, зубами щелк! (дети разбегаются по обручам)
П. :- Ребята поиграли, размялись, а теперь продолжим знакомиться с правами.
19 слайд - на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик”
(Картинка с изображением Буратино с азбукой в руках)
- Ребята на нашем экране снова Буратино.
- Что в руках у Буратино, куда он отправился? (Ответы детей)
- Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)
- Правом на образование.
- Каждый человек имеет Право на бесплатное образование. (20 слайд с изображением право на образование в виде лепестка).
П. : - Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).
Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).
П: - А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).
Совсем скоро и вы отправитесь в школу.
- Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?
(Ответы детей….)
П. -А вы в детском саду, чем занимаетесь?
- Сейчас я проверю, чему вы уже научились, ведь вы уже почти школьники.
- Я вам загадаю загадку, слушаем внимательно.
Педагог читает загадку в стихах:
Уложив тетрадки, книжки,
Пошли в школу ребятишки.
Две девчонки впереди,
А мальчишки позади,
Дружных пять идут ребят.
Если двое впереди,
Сколько было позади?
Дети: (3).
- Молодцы, справились с заданием.
-Ребят а вот еще вам одно задание, вставьте пропущенное слово.
Игра «Вставьте слово»
Педагог начинает, дети заканчивают:
Самолетом правит… (летчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку - (машинист).
Стенку выкрасил… (маляр).
Доску выстругал… (столяр).
В доме свет провел… (монтер).
В шахте трудится… (шахтер).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто все знает - (молодец!
П. -Ребята молодцы!
-Давайте посмотрим на экран.
21 Слайд картинка с изображением доктора Айболита.
- Что это за сказочный персонаж? Ответ детей….
- Правильно.
Давайте послушаем Леночку, она нам приготовила стихотворение
Лена читает:
-Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
П. - А как называется врач, который лечит зверей?
(Ответы детей)- Ветеринар.
- Да, ребята, врачи оказывают всем нам медицинскую помощь.
- О каком праве пришла пора нам говорить?
(Ответы детей….)
- О праве на медицинское обслуживание.
-Да ребята право на медицинскую помощь (слайд 22)
- Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду?
Ответы детей….
(Делают привику. Измеряют рост, вес).
23 Слайд картинка с изображением цветка с лепестками пустыми
Ну вот ребята мы и завершили путешествие, познакомились с правами.
Какие права вы сегодня узнали, давайте повторим
- право на жизнь; (щелчком по слайду и появляется картинка на лепестке)
- право на воспитание в семье; (и т. д.)
- право на имя;
- право на гражданство;
-право на неприкосновенность жилища;
-право на образование;
-право на медицинскую помощь.
П. : - Вот мы и собрали все права, с которыми сегодня познакомились на лепестках цветка.
Ребята, я хочу вам раздать цветочки с правами на лепестках как на экране.
П. : -Для чего же нужны вам эти права?
Ответы детей.
(Чтобы жилось хорошо, чтобы был порядок)
-А для этого ваши родители, а также все, кто окружает вас в жизни, не должны их нарушать.
Ребята не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть еще и обязанности.
1. Учиться
2. Помогать старшим
3. Слушаться взрослых
4. Почитать и уважать родителей.
-На этом наше занятие закончено и я напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило :
* Худо тому, кто добра не делает никому.
До встречи!