Татьяна Кобзарь
Диспут «Я знаю свои права»
▼ Скачать + Заказать документы
Диспут «Я знаю свои права»
В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей и взрослых. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Насколько вы осведомлены в области правовых знаний, мы с вами сейчас увидим. С помощью сказок вспомним права человека.
Публикация «Диспут „Я знаю свои права“» размещена в разделах
Вопросы:
- Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (право на жизнь)
- Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок в сказке Толстого А. «Золотой ключик» (правом на бесплатное образование)
- Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (похищение детей)
1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? "Красная шапочка", "Серая шейка", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и т. д.
2. Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? "Три поросенка", "Заюшкина избушка" и т. д.
3. В какой известной сказке С. Я. Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? «12 месяцев»
4. В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? «Золушка»
И так право – это….
Высказывания педагогов.
А как определяют это понятие словари?
1)Равные возможности людей удовлетворять свои основные потребности.
(Энциклопедический словарь)
2) Особый род неотъемлемой моральной нормы, принадлежащий всем людям в равной степени просто по свойству их человеческой природы, независимо от расовых, национальных или социальных различий.
(Политология. Словарь).
3)Совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина; (Энциклопедический словарь экономики и права)
А что же обозначает понятие «обязанность», по вашему мнению?
Высказывания:
Как же объясняют это понятие словари?
1)То, что подлежит безусловному выполнению кем-нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям.
(Толковый словарь Ушакова)
2)Обязательство, долг, должность, необходимость, повинность, призвание.
(Словарь синонимов)
3) Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
(Толковый словарь Ожегова)
А в каких в законодательных актах закреплены права и обязанности?
• Конституция РФ (принята на всеобщем референдуме 12 декабря 1993г.)
• Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от20 ноября 1989г., вступила в силу 2 сентября 1990г.)
• Декларация прав ребёнка (Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи
ООН от 20 ноября 1959 года);
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации (принят государственной думой 3 июля 1998 года).
• Семейный кодекс РФ (от 29.12.1995 N 223-ФЗ принят ГД ФС РФ 08.12.1995);
• Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании»;
Какие же обязанности у нас с вами есть? Ваше мнение, уважаемые педагоги.
Высказывания педагогов.
Семейный кодекс выделяет следующие обязанности
Родители обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.
С обязанностями мы определились. Теперь поговорим о правах. Мы и наши дети имеют право на что? Ваше мнение.
Высказывания педагогов.
Декларация прав ребёнка
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие.
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Мы с вами определились с правами и обязанностями.
2. Дети могут определить свои права и обязанности. Это результат нашего с вами труда. Какую работу мы проводим по правовому воспитанию в детском саду?
Опыт работы по правовому воспитанию.
Начиная работу по правовому воспитанию мы поставим следующие задачи:
1)Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
2)Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
3)Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
4)Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
3. Сейчас я вам предлагаю обсудить вопрос права, обязанности и воспитание ребёнка.
1) Отец жестко заставляет убирать игрушки на место.
- какое право ребёнка нарушил родитель здесь.
Высказывания педагогов.
2) Ребёнок отказывается убирать игрушки; бабушка: «Иди, внучек, спать я сама всё уберу».
- что можете сказать по этому поводу?
Высказывания педагогов.
3) Мать говорит ребё нку: «Лодырь, лентяй, опять всё раскидал, ничего не убрал!»
- какие права ребёнка нарушает мать?
- какими обязанностями пренебрегает ребёнок?
Высказывания педагогов (обсуждение ситуации).
Что греха таить такие ситуации встречаются в жизни. Они некрасивые и от этого надо избавляться. Но кроме этого мы воспитываем в ребёнке негативное отношение к трудовой деятельности и, впоследствии, такой человек, имеющий право на труд, будет избегать своей обязанности работать и, следовательно, нарушать права на достойную жизнь своих близких (малолетних детей и престарелых родственников). При систематическом грубом требовании мы воспитываем в ребёнке грубость, надменность, уверенность в том, что прав тот, кто сильнее.
Мы с вами рассмотрели только одну сторону жизни, одно право на достойную жизнь всех поколений и обязанности трудиться и заботиться о близких людях.
А сколько ситуаций других может быть в наше время: продавец вам нахамил, водитель курит в автобусе, вам отказали в приёме врача, внуки (дети) отказываются содержать престарелых родителей – выгоняют их из дома, человек не платит за коммунальные услуги, отец заставляет ребёнка работать под палящим солнцем или в непогоду, родители жестоко наказывают детей, избивают, нарушают предписание врача…. Может быть стоит поискать корни такого поведения взрослого в его детстве: ведь так поступали с ним – грубо разговаривали, часто и несправедливо наказывали, ребёнок видел «чёрную» сторону жизни, а может и был в центре этого круговорота.
У нас у каждого есть свои права и обязанности, они есть и у наших детей. Мы – педагоги и родители стоим на чашах одних весов. И чтобы соблюсти их равновесие, надо четко представлять себе наши права и обязанности.