ольга слухова
Конспект собрания для родителей ДОУ и младших школьников «Причины агрессивности у детей. Как избежать вспышек агрессии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли»
Эрих Фромм.
1. Вступительное слово.
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Публикация «Конспект собрания для родителей ДОУ и младших школьников „Причины агрессивности у детей, Как избежать вспышек агрессии“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Конспекты занятий по коррекции агрессивности
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Начальная школа. 1-4 классы
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.
2. Что такое агрессия?
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.) У старших, т. е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т. к. не допускает оскорбления, издевательства и т. д.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с педагогами и т. д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.
3. Причины детской агрессии
Причины, по которым дети совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, мы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение, а именно:
• врожденные побуждения или задатки;
• потребности, активизируемые внешними стимулами;
• познавательные и эмоциональные процессы;
• актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:
1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
4. Факторы детской агрессивности
Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму.
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности расположение и неприятие.
Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебность к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием.
Очень значимо для человека и наказание, если:
1. оно следует немедленно за проступком;
2. объяснено ребенку;
3. оно суровое, но не жесткое;
4. оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей принадлежит семье, родителям.
5. Дети-агрессоры и аутсайдеры.
Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
Существует два типа детей: аутсайдеры и агрессоры.
Аутсайдер
• постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
• не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг;
• редко приглашается на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
• по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в образовательное учреждение;
• задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
• у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в образовательное учреждение;
• выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные).
Агрессор
• вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
• типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
• ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
• в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение;
• приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
• группируется со старшими детьми;
• имеет садистские наклонности;
• в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
• в игре навязывает друзьям свои правила;
• злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
• игнорирует указания и легко раздражается;
• введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
• не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.
6. Методические рекомендации для родителей
Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до образовательного учреждения и в образовательном учреждении. Большинство детей приходят в образовательное учреждение с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке.
1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать образовательное учреждение не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение всего времени (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения образовательного учреждения спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия педагога) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).
2. Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.
3. При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания» Отправителю такого послания может грозить опасность: когда он открывает себя другому (особенно ребенку, это может быть расценено, возможно, как знак слабости.
Преимущества. Я-посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар». Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях.
Я-послания
• Я думаю, что.
• Я недоволен тем, что.
• Мне не нравится, что.
• Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку.
• Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.
Ты-послания
• Ты поступил плохо.
• Ты не смеешь.
• Ты не должен.
• Почему ты получил двойку.
• Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан.
Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом. Конечно, как отмечают психологи, всегда есть ситуации, в которых «язык принятия» и метод «без поражения» не помогают. Но все-таки они являются хорошей возможностью для повышения коммуникативной культуры и могут использоваться в профилактических целях.
4. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.
Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.
Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.
5. Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, педагогам известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в образовательное учреждение невыспавшиеся и озлобленные.
7. Тест
Поставьте перед собой вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?», и выполните простой тест. Отвечайте: «никогда или редко», «иногда», «часто» или «очень часто».
Мой ребенок
1. Выходит из себя
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
2. Спорит со взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
7. Злобен и нетерпим к критике
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
8. Недоброжелателен или мстителен
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка может вызывать вопросы. Однако обобщение может не дать ответа, который вас полностью удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с вашим ребенком, вам следует, наверное, внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его. Точно установить где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно. Насколько серьезно то поведение, которое вы наблюдаете? Как оно соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги?
8. «Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания:
1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
3. Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
7. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
10. Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.
Спасибо за внимание!
Здоровья и удачи вам и вашим детям!
Терпения и семейного благополучия!