Юлия Ильина
Конспект семинара — практикума по проблемному обучению в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение мотивации педагогов к овладению методикой проблемного обучения.
1. Познакомить педагогов с понятием «проблемное обучение»;
2. Углубить знания педагогов о данной методике;
3. Способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов в процессе использования технологий проблемного обучения в работе с детьми.
Ход семинара:
1. Теоретическая часть
Публикация «Конспект семинара — практикума по проблемному обучению в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью… способные к сотрудничеству… Как сделать так, чтобы дети дошкольного возраста были готовы к саморазвитию и самообразованию? В этом нам поможет технология проблемного обучения.
Основателем Технологии проблемного обучения в дошкольной педагогике принято считать американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Что же такое проблемное обучение?
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.
Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность приёмов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и развитию творческого мышления.
«Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования» (словарь С. И. Ожегова).
Проблемное обучение- обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических. и практических. проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Суть проблемного обучения- постановка перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создание условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.
Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески его решить, т. е. формировать у детей самостоятельное активное творческое мышление.
Этапы проблемного обучения:
1) постановка проблемы ;
2) актуализация знаний ;
3) выдвижение гипотез, предположений
4) логическая проверка решения
5) введение в систему знаний, проверка гипотезы практикой.
Структурные единицы проблемного обучения
1.Проблемный вопрос: (почему, зачем)
Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)
• Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
• Почему утка плавает, а курица нет?
• Почему обувь не делают из железа?
2.Проблемная задача:
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.
Например:
• Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.
Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.
• Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему?
3. Проблемная ситуация:
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Алгоритм решения
проблемной ситуации :
1. Появление проблемной ситуации – постановка проблемы;
2. Выявление и четкое определение сущности проблемы – актуализация знаний;
3. Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их обоснование - выдвижение гипотез, предположений;
4. Доказательство верности вынесенных предположений и верности возможного их решения - проверка решения;
5. Проверка, на сколько, верно решение проблемы - введение в систему знаний.
2. Практическая часть.
1. Эксперимент (проблемная ситуация): Ребята, у нас в гостях наша подружка - кукла Маша, она сходила в магазин и купила горох, чтобы сварить кашу, но вот беда, Маша не знает, сколько гороха она купила, давайте поможем Маше!
«Как узнать, сколько здесь гороха?» (Чаще всего дети предлагают взвесить, посчитать каждую горошинку).
«Правильно, но у меня нет весов, а если считать каждую горошину, мы можем просидеть в саду до утра. Как по-другому можно узнать?» На столе стоят стакан, чашка, ложка, блюдце. Я указываю на них: «Может быть, эти предметы помогут нам?» Дети говорят, что стаканом, чашкой, ложкой можно измерить горох.
Я объясняю: «Я покажу, как это надо сделать. Давайте попробуем измерить горох стаканом. Но сначала надо договориться, как мы будем насыпать». Показываю, что стакан можно наполнять до половины, до краев, с «горочкой». Дети выбирают один из вариантов, например полный до краев, следует строго выполнять это условие. Я показываю этот стакан с горохом и говорю: «Вот наша мерка — полный до краев стакан. Сегодня, когда мы будем измерять, надо следить за тем, чтобы стакан был полный до краев, потому что мы так договорились».
Затем высыпаю горох из стакана в пустую миску или тарелку, лучше всего прозрачную. И чтобы не сбиться со счета, предлагаю детям, каждый раз, когда высыпаем из стакана горох ставить предметы для памяти.
После того, как весь горох измерен, я спрашиваю, можно ли узнать, сколько было полных стаканов гороха в миске. Дети предлагают пересчитать предметы, которые они откладывали при измерении. Пересчитав их, выясняется, что в миске (например) восемь стаканов.
Чтобы у детей не закрепилось неверное представление о том, что крупу (или жидкость) можно измерять только стаканом, я показываю детям и другие предметы: чашку, блюдце, ложку — и предлагаю попробовать измерить этими мерками.
2. Моделирование проблемных ситуаций самостоятельно по предложенным темам: ранний возраст – вода, средний возраст – свойства дерева, старший возраст – свойства магнита. (предоставлены педагогам).
Приложение 1. (Требования и алгоритм решения ПС.)
Требования к проблемным ситуациям:
— решение, проблемной ситуации, должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;
— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;
— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;
— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;
— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;
— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;
Алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов:
• постановка проблемы (возникновение затруднения);
• актуализация знаний («что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»);
• выдвижение гипотез, предположений («если – то…», идеи решения);
• логическая проверка решения;
• введение в систему знаний, проверка гипотезы практикой (экспериментальным путем).
3. Заключительная часть
Задача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.
На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться. Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.