Диана Топоева
Конспект урока для 4 класса «Семейные праздники»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Происходящие в государстве, обществе, образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений школы и семьи. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители признаны первыми педагогами своего ребенка. Это один из важнейших шагов на пути осмысления и повышения роли семьи как социально-образовательного института. Не секрет, что ребенок, особенно младший школьник, с присущим ему любопытством поглощает все, что предлагают ему средства массовой информации, порой негативное и опасное, поскольку сам он еще недостаточно хорошо разбирается во всех тонкостях, сложностях и проблемах жизни.
Публикация «Конспект урока для 4 класса „Семейные праздники“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Поскольку одной из важнейших проблем современного образования является его гуманизация, то особое значение приобретает создание условий для свободного развития ребенка. Сфера искусства в педагогике рассматривается как пространство, помогающее формированию социально-эстетической активности личности. По утверждению ученых и психологов, исследующих проблемы образования, раскрытию внутренних качеств личности ребенка, самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств, что и нашло свое отражение в построении урока семейных праздников.
Тема семейных праздников остается очень актуальной в наше время. К сожалению, немногие родители могут сделать такой праздник ярким, запоминающимся, который не только украшает жизнь, но и делает людей добрее, общительнее и приветливее.
Урок «Семейные праздники» основан на следующих педагогических принципах:
принцип гуманистической направленности;
принцип природосообразности;
принцип культуросообразности;
принцип креативности;
принцип непрерывности и вариативности.
Модуль: Основы светской этики.
Тема урока : Семейные праздники.
Количество часов: 1
Класс : 4
Методы, технологии, используемые в уроке : метод моральных дилемм и дискуссий, эвристические методы, исследовательский метод, проектирование; технология уровневой дифференциации, технология критического мышления, создание проблемной ситуации через введение игровой ситуации.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация (театрализация); коллективная, групповая (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальная.
Техническое оснащение, наглядность:
1. Цифровой образовательный ресурс «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
2. Мультимедийная презентация к уроку;
3. Таблица «Отношения в семье;
4. Перфокарты для учащихся;
5. Иллюстрации праздников к уроку;
6. Заготовки с рифмами для индивидуальной работы;
7. Буклеты.
Ожидаемые результаты:
Создание информационного продукта (любительские мини-спектакли, театрализованные игры) с демонстрацией промежуточного результата (работа группами, анализ их деятельности, оценка, прогнозирование и проектирование дальнейшей совместной работы по совершенствованию мастерства, а также предоставление возможности для каждого участника (педагога, родителя, ребенка) в изменении своей роли и позиции в предполагаемой деятельности, повышение читательской культуры детей и взрослых, самостоятельная организация домашних праздников родителями. Праздник проводится в выходной день, что позволяет взрослым больше времени уделять общению с детьми.
Конспект урока.
Цель урока :
Сформировать осознанное отношение к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека, через знакомство с семейными праздниками и традициями.
Задачи урока :
Образовательные:
- закрепить знания учащихся о семейных традициях, праздниках;
Развивающие:
- формирование навыков групповой работы;
- умения доказывать свое мнение, выступать с защитой презентации перед аудиторией;
Воспитательные:
- воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам;
- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.
Основные понятия урока : семья, праздники, ритуал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемного вопроса. Определение темы урока.
Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? Что объединяет эти фотографии? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О семейных праздниках).
Учитель: Сегодня мы будем говорить о семье, семейных традициях и праздниках. Вы становитесь, год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свои семьи.
- А как вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
Предполагаемые ответы детей:
«Семья – это любимые люди, на кого можно положиться».
«Семья – это самые близкие люди, самые родные и готовые в любую
минуту помочь тебе, отдать за тебя и тебе всё».
«Семья – это родственники, это опора и друзья, где понимают друг друга».
«Семья – это родные, любимые люди, которые помогут в беде и горе, несмотря ни на что помогут и успокоят».
«Семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети».
«Семья – это моя крепость, защита и опора».
Учитель: Послушайте, как об этом говорится в энциклопедии Кирилла и Мефодия:
Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «Родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья…
Учитель: Зачем человеку семья?
У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, заботу. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними.
Учитель: Что важно для семьи? (на доске)
Учитель: У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Читают дети:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
3. Работа над пословицами.
Учитель: Еще в старину о доме, о семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился». И мы сегодня обратимся к пословицам разных народов, посвящённых дому и семье. Соберите пословицы и объясните их смысл.
Индивидуальная работа учащихся, проверка.
Семья — печка: коли в семье лад.
В семье любовь да совет, как холодно, все к ней собираются.
Не надобен и клад, и сердце на месте.
Когда семья вместе, когда над ней крыша одна.
Семья сильна, так и нужды нет.
Семья - печка: как холодно все к ней собираются.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Не надобен и клад, коли в семье лад.
Когда семья вместе, и сердце на месте.
4. Беседа с учащимися.
Учитель: Хорошие отношения в семье всегда радуют. Как приятно собраться всем родственникам на семейный праздник с вкусными угощениями, смехом, шутками, весельем. Ведь ничто так не приносит радость всей семье, как настоящий семейный праздник!
История возникновения праздника своими корнями уходит в далёкое, далёкое прошлое.
Хотите её узнать? Откройте учебник (ученик читает вслух)
Учитель: А что же такое праздник?
5. Составление СИНКВЕЙНа и ответим на этот вопрос.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк.
ПРАЗДНИК
ВЕСЁЛЫЙ ТОРЖЕСТВЕННЫЙ
ОБЪЕДИНЯЕТ ЗАВОРАЖИВАЕТ ВОСХИЩАЕТ
ПРАЗДНИК - ЭТО РАДОСТЬ В КАЖДОЙ СЕМЬЕ
УЛЫБКИ ШАРЫ ПОДАРКИ СЮРПРИЗЫ
• встречи и общение взрослых и детей;
• проведение игр, развлечений;
• торжество, радость, веселье, которое разделяют и взрослые и дети;
6. Рассказы учащихся о своих семейных праздниках.
Учитель: Итак, праздник в семье.
Какие праздники стали традицией в вашей семье?
(Выступления детей, презентации, демонстрация видеороликов семейных праздников).
Учитель: Очень интересные, веселые праздничные события из истории своих семей рассказали ребята. Благодаря чему мы смогли познакомиться сейчас со всеми членами семей?
Да, мы увидели семейные фотографии, видеоролики. Фотографии, большие и маленькие, старые и совсем новые, потертые и глянцевые. Они - история, история семьи, история рода. Пока живут в нашем доме снимки, пока на нас смотрят с фотографий ваши предки, они живут в воспоминаниях наших родственников, родителей.
7. Работа с текстом учебника.
Отмечая важные даты, люди вспоминают события, которые произошли в эти дни много лет назад. Праздники – это историческая память человечества.
Какие бывают праздники? Прочитайте. (Самостоятельное чтение)
8. Задание «Распределите эти праздники на группы»
Государственные праздники отмечаются официально, торжественно, и по – домашнему тепло. И только семейные праздники сочетают в себе и то и другое.
9. Творческая работа (работа в парах)
Можно ли наш класс назвать семьёй? Какие праздники вам запомнились?
Какие отношения присущи нашему коллективу?
Учитель: Законы, по которым живёт семья, совпадают с законами нашего класса, жителей страны – это общечеловеческие законы.
Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и показать свое взаимодействие, взаимовыручку, взаимопонимание, взаимопомощь, проявить смекалку и сочинить стихи о своих любимых праздниках.
1. --- праздник,
--- твой.
--- весёлых,
--- большой.
2---семья,
--- я.
---дом,
---в нём.
3---родной,
---покой.
---кров,
---любовь.
4 ---счастье,
---всегда!
---смех,
---всех!
9. Заключительная часть урока
Чему должен научиться каждый из нас, чтобы быть счастливым и сделать счастливыми окружающих.
( Пирамида: любить, понимать, уважать, прощать, ценить, беречь). Когда мы научимся любить и понимать друг друга, мы будем счастливы сами и счастливыми сделаем своих родных. И я….
Желаю счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались!
С хорошим настроеньем,
Чтоб вы не расставались!
Здоровья вам на сотни долгих лет!
А это, право, дорогого стоит!
В учебе – много творческих побед!
А семьям вашим – мира и покоя!
Всем участникам урока, гостям вручаются буклеты на память об уроке.