Цехановская ЕЛЕНА
Конспект занятия «Русская ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
РУССКАЯ ЯРМАРКА
ЦЕЛЬ: Обобщение знаний детей о народном декоративно - прикладном искусстве и искусстве родного края.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
1. Активизировать знания о характерных особенностях внешнего вида дымковской, филимоновской игрушке, о матрешке (семеновской, загорской).
2. Упражнять в умении создавать симметричный дымковский узор из готовых форм; украшать филимоновского кота разноцветными полосами.
3. Закреплять навык правильного расположения кисти в руке, прием рисования короткой линии не отрывая кисть.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Русская ярмарка“» размещена в разделах
1. Развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.
2. Развивать творческие способности.
Воспитательные:
1. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
2. Вызвать эмоциональный отклик, воспитывать интерес к народному декоративно - прикладному искусству и традициям русского народа.
Предварительная работа:
1. Беседы: «Дымковские игрушки», «Филимоноские игрушки», «Русская матрешка», «Что такое ярмарка».
2. Рассматривание альбомов и иллюстраций с элементами дымковской, филимоновской росписи, узоры на матрешке.
3. Рассматривание игрушек (дымковских, филимоновских, матрешка) выделение узора.
4. Продуктивная деятельность.
5. Д/ и: «Собери узор», «Угадай, что за игрушка», «Собери матрешку»,
«Разрезные картинки».
6. Сюжетно - ролевая игра «Магазин народных игрушек».
Д/ и: «Собери узор», «Угадай, что за игрушка», «Собери матрешку»,
«Разрезные картинки».
7. Слушание и пение коми музыки и песен.
Ход развлечения:
Зал украшен в стиле русской народной ярмарки.
В зале Петрушка или Скоморох (ребёнок).
1 этап - Организационный.
Звучит русская народная музыка и Петрушка начинает закликать народ на ярмарку. Первыми в зал входят гости (педагоги, а затем дети с воспитателем (пританцовывают под музыку и в это время Петрушка убегает).
Воспитатель: Ой, ребята, да это же здесь ярмарка, проходите. Посмотрите, сколько уже здесь народу на ярмарку собралось. Давай с ними поздороваемся. Поздоровались.
Воспитатель: Ребята, а вы были когда - нибудь на ярмарке, а что здесь делают?
(Ответы детей).
Воспитатель: И правда, здесь можно купить разные товары.
2 этап – Основной.
Воспитатель:
А давайте посмотрим, что в этом лотке продаётся?
Дети: Дымковские игрушки.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Потому что здесь продаются барышни, индюки и т. д.
Воспитатель: Какие они красивые, нарядные, яркие, весёлые!
- А кто их интересно сделал и привёз на ярмарку? (Мастер)
- Из какого материала он их сделал? (Из глины).
- А как их изготавливает мастер? (Ответы детей).
- Каким узором они украшены? (Кружочки, точки, полоски).
- Какие цвета использует мастер, украшая свои игрушки? (Ответы детей).
- А какие ещё, ребята, дымковские игрушки есть на ярмарке?
Дети: Индюк, кормилица, водоноска, конь, барашек, собачка, олень.
Воспитатель: Ай да молодцы дымковские мастера, порадовали нас своими яркими праздничными игрушками.
ИГРА «Барышня»
Воспитатель: Ребята, пойдёмте посмотрим, что продаётся на следующем лотке.
Воспитатель: А что это за игрушки?
Дети: Филимоновские игрушки.
Воспитатель: Вы так думаете, а почему?
Дети: Тонкие полоски, кружочки и т. д.
Воспитатель: Какие краски использовал мастер для росписи?
Дети: Красные, желтые, белые и зеленые.
Воспитатель: А я думала, что это один мастер изготавливал и расписывал игрушки (показывает на дымковский и филимоновский лоток). А чем они отличаются дымковские игрушки от филимоновских?
Дети: У них длинные, вытянутые шеи и у них есть свистульки.
Воспитатель: Ребята, я вспомнила, эти игрушки расписывали не кисточкой, а гусиным пером, а краску разводили на молоке. Поэтому их полюбили и дети, и взрослые. Знаете почему? Потому что это не простые игрушки, а игрушки-свистульки.
Посмотрите, а вот и они, только мастер не успел их расписать. А давайте ему поможем?
Дети расписывают плоскую игрушку.
Воспитатель:
Ребята, какие вы молодцы, я думаю мастер обрадуется нашей помощи.
Воспитатель: Ребята, а что же продаётся в этом лотке? Можно я загляну? (матрёшки стоят в лотке, а сверху платок, воспитатель заглядывает под него и загадывает загадку) Я вам не скажу, а вы попробуйте отгадать:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.
Дети: Матрёшка.
Воспитатель убирает платок.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: Из чего мастера делают матрешек?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А во что одеты матрёшки?
Дети: В сарафаны, платки, передники и т. д.
Воспитатель: Да, матрешки сделаны из дерева, но дерево же светлое, не разноцветное, а матрёшки цветные, яркие. Как это получилось?
Дети: Их раскрасили мастера.
Воспитатель: Но матрёшка игрушка с сюрпризом, а с каким вы знаете?
Дети – да, внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще.
Воспитатель. А ещё?
Дети: Матрёшка может исполнять желание, если его написать на бумаге, свернуть её и положить в свободное место между матрёшками. Чем больше мастер вложил любви и тепла в изготовление и роспись матрёшки, тем быстрее ваше желание исполнится.
Воспитатель. Всё правильно вы сказали ребята. Мастера в них столько вкладывают любви и тепла, что они получаются такие веселые и жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать, особенно Семёновские! Посмотрите -ка, а матрёшки то у нас не только девочки, но и мальчики есть. Мне кажется, они нас так и зовут потанцевать.
Выходите на танец!
ТАНЕЦ «Матрёшки»
Воспитатель – Молодцы, ребята!
- Посмотрите, какой здесь необычный лоток.
Воспитатель: Ребята! А чей это, как вы думаете?
Дети: Северных народных мастеров.
Воспитатель: Совершенно верно! А как вы догадались?
Дети: По узорам, по орнаменту.
Воспитатель: Расскажите, какие товары привезли мастера, из чего они сделаны?
Дети: Обувь, одежду, украшения, музыкальные инструменты.
Воспитатель: Чем они украшены?
Дети: Орнаментом.
Воспитатель: Правильно ребята, мастера и гости на ярмарке не только торговали и покупали, но еще и веселились, пели, танцевали, играли в игры.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Музыка рус. нар. Вбегает Петрушка и кричит о том, что ярмарка заканчивается
Воспитатель: Ребята, ну вот и подошла к концу ярмарка в городе мастеров, а нам с вами пора возвращаться домой.
А, скажите мне пожалуйста, что вам больше всего здесь понравилось?
А какие ещё игрушки и изделия мы видели с вами здесь?
Воспитатель: Верно. Из какого материала делали свои изделия мастера Дымки и Филимоново? (из глины).
Воспитатель: Да. А какой материал использовали мастера для изготовления матрешки? (из дерева).
Воспитатель: Из чего сшили одежду народы коми? (из шкуры оленя).
Воспитатель: Молодцы, ребята, потрудились и повеселились мы с вами на славу!
Петрушка: Да уж, молодцы ребята! Ну, а за то, что вы помогли мастеру Филимоновской игрушки расписать свистульки, он вас угощает, сладкими петушками!
Воспитатель: Спасибо Петрушка, и передай спасибо мастеру! А мы с вами давайте попрощаемся с чесным народом и пойдём домой.