Галина Артемьева
Конспект родительского собрания-викторины «Знаете ли вы права детей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание - викторина
Тема: «Знаете ли вы права детей?»
Цель: Пропаганда правового воспитания детей в семье
Задачи:
1. Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах ребёнка, о Конвенции ООН о правах ребёнка; определить эффективные методы и приёмы формирования основ нравственно-правовой культуры у дошкольников.
Публикация «Конспект родительского собрания-викторины „Знаете ли вы права детей?“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права детей. Викторины, интеллектуальные игры
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
2. Организовать совместную деятельность родителей.
3. Развить творческие способности детей.
4. Способствовать эмоциональному контакту между педагогами, родителями и детьми.
Участники викторины: 3 команды родителей
Форма проведения: викторина
Место проведения: актовый зал.
Оборудование:
1. Мультимедийное оборудование.
2. Памятка для родителей.
3. Иллюстрации к правам
4. Мультимедийная презентация «Права и обязанности»
Участники: родители и дети выпускной группы.
Жюри: Заведующая ДОУ, старший воспитатель, педагог-психолог.
Ход:
Родители сидят в зале за столами, заранее разделенные на команды. Под музыку в зал забегают дети. Встают полукругом и начинают петь песню.
Большой хоровод
сл. Е. Жигалкина, А. Хайт
1. Мы на свет родились, чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы;,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
(Дети подходят к своим родителям берут их, и ведут с собой в хоровод и все идут по кругу)
Припев: Так давайте устроим большой хоровод,
Пусть все люди Земли с нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит только радостный смех,
Пусть без слов станет песня понятной для всех.
2. Мы хотим кувыркаться в зеленой траве
И смотреть, как плывут облака в синеве,
И в прохладную речку нырять в летний зной,
И в ладоши ловить теплый дождик грибной.
Припев: Так давайте устроим большой Хоровод,
Пусть все люди Земли с нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит только радостный смех,
Пусть без слов станет песня понятной для всех.
3. Мы на свет родились, чтобы радостно жить!
Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить^
Чтобы горе исчезло, пропала беда.
Чтобы яркое солнце светило всегда!
Припев: Так давайте ж, устроим большой хоровод!
Пусть все люди Земли с нами встанут в |него,
Пусть повсюду звучит только радостный смех,
Пусть без слов станет песня понятной для всех!
(Дети провожают своих родителей на стулья, а потом садятся на свои стульчики)
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Мы очень рады, что вы пришли к нам на родительский клуб. Приглашаем вас принять участие в викторине на тему «Знаете ли вы права детей?»
- Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 года Конвенция о правах-ребенка, ратифицированная Верховным Советом СССР, определяет развитие системы социально-правовой охраны детства в России.
Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Под социально-правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям.
Право - это совокупность обязательных правил поведения (норм, установленных или санкционированных государством. Права человека - это законы, которые никто не вправе нарушать : без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.
Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами. В этом ему помогают педагоги и психологи, работающие в детском саду. А знаете ли вы, уважаемые родители, права своих детей? А это мы сейчас узнаем через игру-викторину.
Итак, мы начинаем.
Для начала давайте представимся. (Участники представляют свою команду).
1 –е задание для всех команд.
1. Попытайтесь отвергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка.
- У детей есть только одно право : делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью. (Слайд № 3. Правильный ответ : в статье 2 говориться о том, что все права распространяются на всех детей без исключения, государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав)
- Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам. (Слайд № 4. Правильный ответ : В соответствии со статьей 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранить связь с обоими родителями, в случае разлучения с одним из них или с обоими.)
Пока жюри подводят итоги первого задания - объявляется пауза. (Выходят трое детей).
1-й ребенок
Пусть дети живут смеются громко,
Подрастают с каждым днем.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
2-й ребенок
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
3-й ребенок
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки друг другу дарит!
Чтобы горе исчезло, пропала беда
Чтобы яркое солнце светило всегда!
Продолжаем нашу игру. Задания для каждой команды.
2. Выберите правильный ответ.
Команде №1 (Слайд № 6)
- Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка.
A) Ф. М. Достоевскому *
Б) А. П. Чехову
B) А. М. Горькому
Команде №2 (Слайд № 7).
- В каком году генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах человека?
A) 1968 год
Б) 1982 год
B) 1989 год*
Команде №3 Слайд № 8).
- Какие различия могут влиять на неординарное использование детьми своих прав?
A) расовая, национальная принадлежность
Б) пол
B) состояние здоровья
Г) различий нет*
(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения)
Команде №1 (Слайд № 9).
- Кто несет ответственность за воспитание ребенка?
A) педагоги
Б) родители*
B) государство
(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка, государство должно оказывать им надежную помощь)
Команде№2 (Слайд № 10).
- На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
A) на благотворительные организации
Б) на иностранных спонсоров
B) на государство*
(Согласно статье 20 государство должно обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы, либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми)
Команде №3 (Слайд № 12).
- Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
A) не указана в официальных справочниках
Б) может лишать образования и вредить здоровью*
B) не соответствуют интересам и склонностям ребенка
(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Г осударство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда)
Команде № 1 (Слайд № 14).
- Обращение с детьми, причастным к нарушением уголовного законодательства, должно способствовать у них:
A) чувство страха перед наказанием
Б) чувство осторожности в реализации своих желаний
B) чувство достоинства и значимости*
(Согласно статье 40. ребенок нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствуют развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию).
Команде № 2 (Слайд № 16)
- ООН считает человека ребенком от рождения до:
A) 16 лет
Б) 18 лет*
B) 14 лет
(Согласно со статьей 1, ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте).
Команде № 3 (Слайд № 18).
- Приведите примеры из детской литературы, где нарушены права детей на :
A) образование
Б) необходимый уровень жизни
B) имя
А сейчас – музыкальная пауза.
(Дети встают около своих мест, поют песню) Пусть всегда будет солнце
слова Л. Ошанина, музыка А. Островского
Солнечный круг, небо вокруг
-Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
Милый мой друг, добрый мой друт,
Людям так хочется мира!
И в тридцать пять сердце опять
Не устает повторять:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
3- е задание КОНКУРС «ШИРЕ КРУГ»
Условия игры: каждой команде по очереди будут предлагаться короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать:
Литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть.
- Назвать статью Конвенции ООН о правах ребёнка, которая, по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению.
правильный ответ -1 балл. Если команда ошибается, за нее может ответить другая команда и заработать себе дополнительный балл.
1. " И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! - Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! - сказал его отец. - Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит он говорит правду. " (Г. Х. Андерсен" Новое платье короля")
Статья 13 (команда зачитывает).
- Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, высказывать вслух, или написать. В статье есть оговорка: ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет. Ведь бывают такие дети, которые любят дразнить, обзывать других людей.
2. "Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод".
(А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане") Статья 16 (зачитывают).
- Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей - это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.
3. Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?
- Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?" (Ш. Перро "Золушка")
Статья 31.
- Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры - это пустяки, что1надо заниматься только серьезными делами. Детские игры - это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходится помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком, и в спортивную секцию. И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции ООН о правах ребенка.
4. - Ничего! Ничего! - сказала фрекен Бок. - У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми". (А. Лингрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше")
Статья 19. "
- Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.
5. "Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры.
(Г. Х. Андерсен "Гадкий утенок")
Статья 8.
- Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его. Дети бывают разные: худенькие и толстые, рыжие и лопоухие, "шустрики" и "копуши", веселые и плаксы. И если этим они отличаются от других - не беда! Если ребенок особенный, пусть таким и остается. И мы должны любить и уважать его таким, какой он есть!
6. "Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась - нет лягушечьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу: "Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!"
(р. н. сказка "Царевна-лягушка")
Статья 16.
- Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребенку, что им не нравится в его поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по- своему, указывать: "С этим не дружи! Такую музыку не люби! Думай только так, а не иначе!"
7. "Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. - Иди; - говорит, - и без подснежников не возвращайся".
(С. Маршак "Двенадцать месяцев")
Статья 20.
Государство должно заботиться о ребенке^ который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети.
8. - Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя все равно съем!
Выходи лучше сама! - сказала Лиса".
(Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка")
Статья 23.
- Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей.
И государства - члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Если болезнь неизлечима, государства обещали выделять деньги на специальные школы, где детям помогут адаптироваться к жизни: слепых научат читать, глухонемых - говорить и т. д.
9. - Рубите ей голову! - Крикнула Королева. - Пусть выносят приговор, а виновата она или нет- потом разберемся!"
(Л. Кэрролл "Алиса в стране чудес")
Статья 40.
-Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник (адвокат, который будет ему помогать.
Независимо оттого, чья команда набрала большее количество баллов, мы думаем, все вы будете теперь лучше знать права ребенка, уважать, и защищать их, внедрять свои знания в практику.
Жюри подводит итоги. Определяется победившая команда. Награждение
«Ты - гражданин России. У тебя, как и любого человека, есть гражданские обязанности и права. Но знай - твои обязанности особые. Это - права ребенка. Они дают тебе преимущество перед взрослыми. Они защитят тебя от несправедливости».
(из обращения к маленькому читателю в книги «Права ребенка и обязанности государства» Кемерово, 2001 год, Оман Тулеев - губернатор Кемеровской области).
Спасибо всем большое за активное участие в нашем клубе.