Марина Чистякова
Конспект родительского собрания в старшей группе «Об игрушках серьезно»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ОБ ИГРУШКАХ СЕРЬЕЗНО»
Подготовила воспитатель Чистякова М. Н.
Публикация «Конспект родительского собрания в старшей группе „Об игрушках серьезно“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.
Ход собрания:
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас. Наша сегодняшняя встреча посвящена теме «Об игрушке серьезно».
Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклами, мишками, машинками) появляются новые игрушки невиданные и незнакомые самим родителям. Как сориентироваться в этом огромном мире игрушечной продукции? Как оценить их игровой и развивающийся потенциал? Как выбрать то, что нужно ребёнку? Я надеюсь, что эта встреча поможет вам ответить на эти вопросы.
1. Виды игрушек. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Чтобы вы могли сориентироваться в необъятной стихии рынка игрушек, мы поговорим о наиболее ценных из них и полезных.
Для начала поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.
Сюжетные, или образные, игрушки.
Это куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки
Технические игрушки.
Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
Игрушки-забавы.
Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
Спортивные игрушки.
Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
Театральные игрушки.
Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.
Музыкальные игрушки.
Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.
Дидактические игрушки.
Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.
Строительные игрушки.
Они состоят из геометрических тел, развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, воображение, творчество.
Компьютерные детские игры.
В этом вопросе важна золотая середина. Не нужно ребёнка полностью отграничивать от игр, но и нельзя позволять проводить за компьютерными играми долгое время. Разумными будут временные ограничения для таких игр. Естественно, для детей лучше не выбирать жестокие и агрессивные компьютерные игры. Лучше всего подойдут игры с персонажами популярных мультфильмов.
Мы рассмотрели виды игрушек и убедились, что у каждой игрушки свое назначение
2. Возраст и игрушки
Обычно на товарах для детей указаны приблизительные возрастные рамки. Это важно, ведь если игрушка будет слишком простой – малышу будет неинтересно, а слишком сложной – он просто не поймёт, что с ней делать.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок становится очень активным. Он получает главные уроки социальной жизни, общаясь с другими детьми и взрослыми. А потому, активно перенимает поведение всех людей.
В этом возрасте дети больше любят сюжетные игры. В этом возрасте уже можно приучать детей к пользованию некоторыми бытовыми приборами (телефону и компьютеру в том числе).
4.«Страшные» игрушки ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Страшные» игрушки существовали во все времена, во всех культурах. Такие игрушки чаще всего изображали пугающих сказочных персонажей и мифических существ. Это были хорошо знакомые персонажи "страшных" животных: медведя, волка, льва и сказочных, фантастических "чудовищ" - Тяни-Толкая, Змея - Горыныча, Бабу-Ягу и пр. Их внешний вид (часто нарочито потешный, рукотворность игрушек и их зависимость от действий ребенка - все способствовало преодолению страхов ребенка, давало простор воображению.
Современная индустрия игрушек действует по другим ориентирам. «Страшные» игрушки стали очень яркими и популярными. Устрашающий облик игрушки утратил свою знаковость и перешел в разряд способов привлечения внимания. Часто совершенно не ясно, что это за существо - человек, животное или вообще машина.
В результате, подобные герои со "сверхчеловеческими" способностями, иногда в "железной броне" и с закрытыми маской лицами, становятся для ребенка образцом для подражания, образом того, каким на самом деле должен быть человек.
5.«Вредные и опасные игрушки»ПРЕЗЕНТАЦИЯ Остановимся подробнее на некоторых современных и очень популярных в наше время игрушках.
Монстр Хай
– Одноимённый мультфильм рассчитан на школьников. И это, скорее всего, всё-таки средняя и старшая школа. Хотя куклой активно играют и маленькие девочки,– Но заложенная в этих игрушках идея о том, что смерть – это не серьёзно, а только шутка, доступна лишь детям школьного возраста. Дошкольники должны осознавать и переживать страх смерти и болезни, Ребёнок, не переживший и не осознавший этот страх, может испытывать сложности в общении, это негативно повлияет на его волю и эмоции. В итоге появляется благодатная почва для формирования различных страхов.
Если ребёнок не видел мультфильма и не знает, каков характер персонажей, то игровые действия будут заданы внешним видом куклы. Клыки и когти могут продиктовать детям агрессивные сценарии игры. Серия игрушек рассказывает девочкам, возраст которых старше 5 лет, о школе. В учебном заведении обучаются не только обычные дети, но и монстры. Малышам младше 5 лет кукол не советуют покупать, так как их внешний вид и образы влияют негативно на психику, складывается неправильное впечатление о реальной жизни школьников. Это одна особенность кукол.
Куклы Bratz
Эти игрушки отличаются необычной внешностью. Модные, яркие куколки воплотили в своих образах реальный стиль современных девочек-подростков. Выраженный макияж, пухлые накрашенные губки, узкие и укороченные юбки или обтягивающие платья – вот что их отличает от других, особенно от Барби. (от 7 до 13 лет)
Lalaloopsy
Куклы производят позитивное впечатление до тех пор, пока не посмотришь в их глаза-пуговицы – чёрные, неживые. Это, конечно, субъективное ощущение.
– При опросе десять девочек в возрасте 10–11 лет– Их отзывы были от «Фууу, такое впечатление, что они умерли». Дело в подсознательном восприятии формы и цвета зрачка, который всё-таки есть, но представляет собой косой чёрный крест, могущий восприниматься нашим подсознанием как символ смерти, разрушения, запрета.
Бэтмен, Человек-паук, Черепашки-Ниндзя
Повторимся: если в игре образы чётко фиксируются мультфильмами, то кукла навязывает детям конкретный образ и способ действия. Это не позволяет ребёнку создавать свои сценарии, реализовывать собственные фантазии, что, конечно, плохо для развития. Ребёнок манипулирует, а не играет. Это касается всевозможных человекообразных существ – героев фильмов и мультфильмов.
Конечно, полностью избежать присутствия игрушечных монстров в жизни ребенка невозможно, но важно, чтобы эти «страшные» игрушки не преобладали в детской комнате, чтобы наряду с ними и по количеству и по качеству достойное место занимали добрые и безобидные персонажи.
Игрушки должны быть разными! Совсем лишать ребенка современных популярных игр всё же не стоит. Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть современные игрушки. Важно внимательно наблюдать за играми своего ребенка, вовремя включаться в них при необходимости, помогать малышу освоить игровые взаимоотношения персонажей. Ведь ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Только в руках старшего и умеющего правильно играть взрослого, родителя, игрушка «оживает», становится нужной, важной помощницей для стимулирования воображения ребенка!
СТРАШНЫЕ ВРЕДНЫЕ ИГРУШКИ
Представители: монстры, роботы с искажёнными злобой лицами.
Критерий - агрессивные игрушки, то есть игрушки, содержащие явные признаки агрессии и жестокости или вызывающие у ребёнка страх. Ребёнок, которого окружают такие игрушки, может переносить свою игру в реальность, воспринимая окружающий мир, как субстанцию, населённую врагами, которых нужно обезвредить и уничтожить. Если ребёнок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведётся когда-нибудь в той или иной жизненной ситуации. Игрушка программирует поведение ребёнка. Агрессия маленького человека накапливается и со временем может принять неконтролируемые, опасные формы. Такие игрушки могут способствовать появлению у ребёнка невротических проявлений (нарушения сна, появление различных страхов).
БЕСПОЛЕЗНЫЕ ИГРУШКИ
Представители: огромная мягкая собака, игрушки, которыми ребёнок не может играть по их назначению, то есть игрушки, которые не могут стать предметом соответствующей деятельности ребёнка. Величина этих игрушек не дают ребёнку возможности осуществлять с ними соответствующие игровые действия в полной мере.
изящная фарфоровая кукла, раритетная модель машины.
Критерий – дорогие игрушки, скорее всего это игрушки для взрослых, а не для детей. С точки зрения ребёнка такие игрушки не приносят никакой практической пользы и доставляют сплошные неудобства. Ими нельзя насладиться в полной мере («Осторожно, сломаешь!», их нельзя выносить во двор или в детский сад, играть с ними можно только под пристальным надзором взрослых. Красивая дорогая игрушка может быстро превратиться в источник раздражения и злости у ребёнка.
Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности ребёнка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие.
7. Решение педагогических ситуаций.
Ситуация 1
Вы два часа провели в «Детском мире, выбирая подарок драгоценному чаду. Постарались учесть всё и купили отличную игрушку! И яркая, и интересная, и безопасная, а также развивающая и по возрасту подходит. Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут напрочь забыл о существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно новая никому не нужная…
Вопрос: почему и что теперь делать?
Зачастую родители предполагают, что просто вручить игрушку малышу уже достаточно, чтобы его заинтересовать. Это не так. Ребёнку бывает трудно разобраться, что это такое и что с ним делать. Поэтому, прежде чем вручать ребёнку игрушку познакомьте его с ней, скажите как её зовут. Подготовив ребёнка таким образом, вы одновременно и заинтересуете его. Затем продемонстрируйте, как, собственно с этой игрушкой обращаться, немного поиграйте вместе. Если малыш не проявляет инициативы, можно поиграть вместо него – пусть пока побудет сторонним наблюдателем. И ни в коем случае не принуждайте его к игре. Ребёнку нужно приглядеться к игрушке, привыкнуть к её присутствию. Не следует упрекать ребё нка: «Эх, Катенька, что ж ты маму так расстроила! Я старалась, выбирала тебе подарок». Этими словами вы только расстроите ребёнка. Поэтому лучше всего в этой ситуации родителям воздержаться от преждевременных выводов, подождать какое-то время и проявить немножко хитрости и изобретательности.
Ситуация 3. У вас не дом, а филиал магазина игрушек. Игрушек уже столько, что их негде хранить. Большей частью ребёнок не играет (из некоторых он вырос, некоторые ему уже надоели). Малыш просит новые игрушки. Но что делать с таким количеством старых игрушек?
Психологи не рекомендуют брать в магазин за покупкой игрушек малышей до трёх лет. Дети от трёх до пяти лет могут выбирать себе игрушки, но не повседневно, а по какому-либо случаю (день рождения, к празднику, по случаю «дня новой игрушки» в семье и т. д.). Не водите ребёнка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих или бесполезных (вредных) для вашего ребёнка игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках куклы, мишки, заводные машины! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что хочется, ему совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.