Беляева Александра
Конспект родительского собрания в средней группе «В гости к словарю»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания в средней группе
на тему: «В гости к словарю»
Цель: расширение представлений родителей о формировании словаря детей 5-го года жизни посредством использования игровых упражнений
Задачи:
Публикация «Конспект родительского собрания в средней группе „В гости к словарю“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
1. Замотивировать родителей на решение проблемы формирования словаря детей 5-го года жизни в повседневной жизни.
2. Выявить представления родителей о способах формирования словаря детей 5-го года жизни.
3. Информировать родителей о возможных способах использования игровых упражнений по формированию словаря в повседневной жизни.
4. Разработать для родителей буклет «Мой друг - словарь».
Материалы: презентация, проектор, буклеты, листы и ручки, игры (правила игры, пособие).
Ход собрания:
1. Мотивационный этап
Слайд 3
Здравствуйте, уважаемые родители! Вновь и вновь мы собираемся с Вами неслучайно. И сегодняшняя наша встреча посвящена важной теме в жизни наших детей. Многие писатели, философы и творческие деятели хотя бы раз в жизни затрагивали эту тему в своих цитатах, высказываниях, книгах. Какую же именно тему? Мы предлагаем Вашему вниманию цитату Владимира Галактионовича Короленко, представленную на слайде презентации: «Слово — великое оружие жизни».
Какая, на Ваш взгляд, мысль отражена в этой цитате? Как смысл этой цитаты мы можем отнести к нашим детям? Исходя из наших с Вами размышлений, возникает проблема, которая затрагивает своевременное формирование словаря детей. Таким образом, мы предлагаем Вам поговорить сегодня о том, как важно своевременно формировать словарь детей дошкольного возраста.
2. Диагностический этап
Слайд 4
Придя вместе с Вами к выводу, что тема, затрагивающая формирование словаря детей 5-го года жизни, является актуальной для современных детей, мы подготовили для Вас результаты диагностики, проведенной с детьми нашей группы в начале года. Давайте вместе с Вами посмотрим на презентацию (на презентации представлена диаграмма).
Результаты диагностики показали, что из 23 детей пятого года жизни у 17 преобладает средний уровень развития словаря, что составляет 74% детей от всей группы. Данный уровень развития словаря показывает, что детям самим сложно подбирать синонимы, образовывать притяжательные прилагательные, в речи чаще всего используют только простые предлоги (в, на, под). Лишь у 26% детей, а именно у 6 участников диагностики, присутствует низкий уровень. Низкий уровень показывает, что у детей плохо развита речь, нет достаточного словарного запаса, дети не могут подбирать синонимы, образовывать притяжательные прилагательные, понимают и используют не все простые предлоги. Высокий уровень развития словаря не выявлен в группе. Диагностировать вторично детей мы планируем в конце года.
Давайте сегодня вместе попытаемся разобраться, почему тема формирования словаря у детей 5-го года жизни так актуальна в наше время, попытаемся вместе создать для наших детей условия, которые будут способствовать эффективному обогащению словаря, а также его закреплению, уточнению и активизации.
3. Основной этап
Слайд 5
Посмотрите, пожалуйста, на это изображение, представленное на презентации. Двое детей играют в песочнице, казалось бы, обычная ситуация. Обратите внимание на содержание их диалога. Что вы можете сказать об их диалоге? Чей словарный запас шире?
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное формирование словаря – основа последующего речевого развития, оказывает влияние на улучшение грамматической, звуковой и связной сторон речи.
Слайд 6
Знаете ли Вы, каким количеством слов должны овладеть дети к концу пятого года жизни? Исследователь в области развития речи детей А. Н. Леонтьев в своих трудах пришел к выводу, что словарный запас ребенка средней группы должен достигать 2500 – 3000. Как Вы считаете, достигают ли наши заданного уровня? Почему, по-Вашему, не достигают?
Как вы думаете, может ли ребенок пополнять и развивать свой словарный запас дома вместе с родителями? Через что можно осуществить эту работу? У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра, поэтому обогащать словарь лучше всего с помощью игр и упражнении.
Таким образом, игровое упражнение – это метод, направленный на приобретение, усовершенствование речевых умений и навыков в игровой форме обучения.
Слайд 7
Взгляните, как же богат наш уголок развития речи различными играми!
Слайд 8
На слайде Вы можете видеть одни из самых популярных игровых пособий у детей нашей группы. Игры «Кто в домике живет?», «Кто что делает?», «Обобщение», «Наведи порядок», «Ассоциации», «Профессии», «Буквы», «Кто где?» оказывают влияние на все стороны речевого развития – грамматическую, звуковую, связную. Наглядный материал, насыщенный яркими красками, привлекает внимание детей, вызывает желание поиграть, а вместе с тем, еще и поучиться.
Сейчас мы хотим предложить вам поиграть в эти игровые упражнения. Для этого мы разделимся на три команды. Перед вами на столах лежит наглядное пособие и листы с правилами игры.
Первой команде достается игра «Кто что делает?». Цель: формирование умения составлять короткие предложения с опорой на карточки; активизация в речи имен существительных и глаголов. Правила игры таковы:
1. Посмотреть на карточку, на которой изображены две картинки.
2. Подумать, какие действия могут совершаться между героями и предметами на картинках.
3. Выразить действия на картинках одним коротким предложением, например: «Мальчик играет с мячом».
Для второй команды мы предлагаем игру «Профессии». Цель: актуализация знаний детей о различных профессиях (врач, пожарный, воспитатель, строитель, художник, милиционер, повар, водитель); активизация в речи названий профессий и орудий труда. Правила игры таковы:
1. Посмотреть на игровое поле, на котором изображен человек определенной профессии, назвать профессию.
2. Из предложенного набора карточек выбрать те, на которых орудия труда соответствуют человеку определенной профессии, назвать их.
3. Заполнить пустые окошки карточками.
И третьей команде предлагаем игру «Назови одним словом». Цель: формирование умения классифицировать слова по лексическим темам. Правила игры таковы:
1. Посмотреть на карточку, на которой изображены предметы.
2. Назвать предметы на карточке.
3. Назвать предметы на карточке одним словом, которым можно их обозначить.
Пусть каждый участник команды попробует поиграть в эти игры, а потом все вместе мы расскажем о своих впечатлениях другим группам.
Подумайте, возникнет ли у ребенка интерес к данным играм? Будут ли они способствовать речевому развитию? Если да, то как? Возможно ли использование таких игр дома?
Вы правы, уважаемые родители, эти игровые упражнения действительно вызывают интерес у детей.
Мы с Вами увидели то, как игровые упражнения могут использоваться в детском саду. Для их реализации необходим материал, место для проведения игры. Для данных игр с ребенком нужно свободное время, которого иногда бывает не достаточно.
Поэтому мы должны сохранить непрерывность развития словарного запаса детей даже во время прогулок по городу и по пути в детский сад, во время просмотра мультиков и прочих ситуаций, когда под рукой нет наглядного материала и нет времени на его подготовку.
Еще одно интересное задание ждет Вас, уважаемые родители. Как мы с Вами уже выяснили, играть и развивать речь ребенка можно в любых ситуациях. Мы предлагаем каждой команде придумать свое игровое упражнение, которое не требует использования наглядного материала. После того как Вы посовещаетесь и обдумаете ход, представьте для всех свои игровые упражнения.
Первой команде мы предлагаем придумать игровое упражнение по пути в детский сад. Вторая команда составляет игровое упражнение, которое можно использовать дома на кухне. Третьей команде мы предлагаем составить игровое упражнение, использующееся во время одевания.
Как интересно, оказывается, можно играть и обучаться детям в любых ситуациях.
Слайд 9
А по дороге в сад или домой, Вы можете заглянуть в книжный магазин и приобрести вот такую занимательную литературу для развития речи ребенка. Данные книги с вкладышами помогут Вам легко и доступно рассказать ребенку о космосе, о лесных животных, о деревьях, о морских обитателях, о насекомых и о многом другом, что вызовет интерес у Вас и Вашего ребенка.
4. Заключительный. Рефлексия
Также мы разработали для вас буклеты, с помощью которых вы самостоятельно можете выбрать понравившиеся Вам и Вашим детям игровые упражнения, и рекомендации, которые смогут помочь грамотно подобрать необходимую литературу для развития речи.
Слайд 10
Напоследок, мы предлагаем вам оценить нашу встречу. У каждого из Вас на столе находится лист, на котором изображен ребенок. В облачке, которое исходит от ребенка, пусто. Если Вам понравилась наша встреча, Вы с пользой провели время, то добавьте в облако знак восклицания. Если Вам встреча показалась не совсем интересной, что-то не смогло Вас заинтересовать, возникли вопросы, то добавьте знак вопроса. Если же встреча для Вас оказалась бесполезной, Вы не узнали ничего нового, добавьте многоточие.
Слайд 11
Спасибо Вам большое за нашу встречу. Проводите всегда время с детьми позитивно и радуйтесь их успехам! До новых встреч!