Наталья Рык
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Как помочь ребенку адаптироваться к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Золотая рыбка» на тему:«Как помочь ребенку адаптироваться к школе»
Тема: «Как помочь ребенку адаптироваться к школе»
Цель: знакомство родителей (законных представителей) с трудностями адаптации детей в первый год обучения и условиями успешной адаптации к школе
Задачи:
познакомить родителей с этапами адаптации;
Публикация «Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе „Как помочь ребенку адаптироваться к школе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
познакомить родительский коллектив с физиологическими и психологическими особенностями адаптации детей к школе;
определить признаки успешной адаптации;
предложить использовать практические советы по успешной адаптации ребенка к школе
Форма проведения: классическая (донесение информации до родителей)
Участники: родители (законные представители, воспитатель
Предварительная работа: изготовление буклетов «Памятка для родителей первоклассников»
Оформление, оборудование, инвентарь: памятки для родителей
Используемые источники:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М. : Мозаика-сиснтез, 2017.-352с.
2. Вепреева И. И. Сценарии родительских собраний в ДОО. Современные модели. Актуальные темы. / И. И. Випреева, Г. М. Татарникова, Ю. П. Бронивец, Т. Т. Кириченко. -Волгоград, издательство «Учитель»
3. Ивлева И. А. Возрастные особенности детей. Консультирование родителей в детском саду/ И. А. Ивлева, И. Ю. Млодик, О. В. Сафуанова. – М. : Генезис, 2014.-528с.
4. Эльконин Д. Б. Детская психология [Текст]: (Развитие ребенка от рождения до семи лет) / Акад. Пед. Наук РСФСР. – Москва: Учпедгиз, 1960.-328с.
Ход собрания
I. Вступительная часть
1.1 Организационный момент
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Вот и подходит к концу этот насыщенный событиями год – скоро ваши дети закончат подготовительную группу и пойдут в школу. Мы хорошо потрудились в этом году. Но предстоит еще более ответственное время – первый класс. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как помочь нашим детям адаптироваться в школе, найти в ней свое место, не растеряв при этом тот багаж, который они получили в детском саду. От того, как ребенок проживет этот первый учебный год, каковы будут его успехи в обучении, как сложатся взаимоотношения с педагогом и одноклассниками во многом зависит и его последующая школьная жизнь. Цель нашего сегодняшнего собрания состоит в том, чтобы познакомить вас с различными проблемами адаптации современного школьника.
Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение.
Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения… Нужна вторая ладошка. Я предлагаю вам альянс. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая - я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: воспитатель - родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат действия двух ладоней.
Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он будет даже мастером, профессором - никогда без вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.
1.2 Повестка дня:
1. Определение понятия «адаптация». Этапы адаптации.
2. Физиологические и психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
3. Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители.
4. Признаки успешной адаптации.
5. Общие вопросы.
II. Основная часть
2.1 Воспитатель дает определение понятия «адаптация» и его этапы
Воспитатель: Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. И мы взрослые должны отчетливо понимать, что наши дети переживают этот адаптационный период и все трудности на данном этапе - это трудности адаптации, которые постепенно пройдут, нужно лишь отнестись к этому с пониманием и постараться помочь ребенку. Условно процесс адаптации ребёнка к школе принято разделять на три основных этапа, каждому из которых свойственны свои особенности.
Первый этап адаптации носит название «Ориентировочный». Это самое тяжелое время для ребенка.
Он присматривается к новым условиям, изучает обстановку, границы, нормы и т. д. Это даётся ему довольно сложно. Ребёнок часто напряжён: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и резки. Длится этап, чаще всего, около двух-трёх недель.
Второй этап – этап «Неустойчивого приспособления»
Название говорит само за себя: ребёнок начинает приспосабливаться. Он уже близок к поиску оптимального поведения в предложенных условиях. В маленькой голове выстраиваются схемы поведения – это даёт возможность организму затрачивать меньше сил, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены. Длительность: около двух-трёх недель.
Третий этап адаптации – «Относительно устойчивое приспособление»
На этом этапе у ребёнка появляется уверенность в выбранных формах поведения, они становятся устойчивыми; происходит окончательная оценка понятия «я – школьник, и что это значит»… Длится последний этап от пяти-шести недель до года.
2.2 Воспитатель выступает на тему «Физиологические и психологические трудности адаптации первоклассников к школе»
Воспитатель: К основным физиологическим потребностям адаптации ребенка к школе относятся:
изменение режима дня ребенка;
необходимость чередования игровой деятельности в жизни ребенка;
наблюдение родителей за правильной позой ребенка во время рисования, чтения, лепки, приема пищи и т. д. (предупреждение близорукости, искривления позвоночника);
организация правильного питания ребенка;
забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка);
воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных качеств сохранения здоровья.
Психологические условия адаптации ребенка к школе. К таковым относятся:
создание благотворительного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
роль самооценки ребенка к адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
первое условие школьного успеха - самоценность ребенка для родителей;
формирование у младшего школьника интереса к школе, прожитому школьному дню;
необходимость дружеского общения ребенка с одноклассниками и возможность такого общения после школы;
недопустимость физических мер воздействия на ребенка, запугивания, критики, особенно в присутствии других людей;
учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению;
предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе;
организация контроля за его учебной деятельностью;
поощрение ребенка за учебные успехи и личные достижения;
моральное стимулирование достижений ребенка;
развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Начало школьного обучения кардинально меняет весь их образ жизни. Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру, сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребенок должен систематически и напряженно трудиться, Четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать задания. Другими словами, он должен адаптироваться к школе, т. е. приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности (учебной, к новым контактам и нагрузкам.
2.3 Воспитатель рассказывает о трудностях и проблемах, с которыми могут столкнуться будущие первоклассники и их родители
Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые могут ожидать их в начальной школе:
Проблема утреннего пробуждения
В первые дни обучения, особенно, если ребёнку понравилось в школе, он пробуждается без каких-либо сложностей. Со временем, первый интерес к школе притупляется, начинается обыденность и процесс пробуждения может стать не таким простым. Нередко, именно в утренние часы, перед школой у ребёнка случаются истерики. Одним из способов гармоничного выхода из этой проблемы считается «постепенное пробуждение». Это значит, что ребёнка нужно будить не резко, а постепенно, с временным запасом, который позволит ему «понежится» в постели.
«Хочу, как, например, у Сашки!»
Новоиспечённый ученик, помимо процесса обучения и подготовки домашнего задания, активно общается со сверстниками. Есть большая вероятность, что он может увидеть у другого мальчика или девочки красивый рюкзак, крутой айфон и понять, что он хочет такой же. Здесь перед родителями встаёт сложный выбор: найти возможность для совершения покупки ребёнку, чтобы «не быть хуже других» или же не идти на поводу у ребёнка, но в таком случае он может чувствовать себя неуверенно.
Как гармонично выйти из такой ситуации, когда ребёнок, придя из школы, заявит: «Хочу планшет, как у Сашки!»? Наиболее оптимальный вариант: предложить школьнику копить деньги. Этим вы прививаете грамотное отношение к деньгам, и даёте «возможность» ребёнку со временем принять окончательное решение: «Действительно ли это так необходимо или лучше купить что-то другое?».
Опасные домашние задания
Очень важно ребёнку выполнять домашние задания самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после просьбы об этом. Поддержка с родительской стороны в этот момент обязательна: он может просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребёнка. Первоочередной задачей взрослого является помощь в организация учебного пространства: где будут лежать учебники и тетради, ручки и карандаши и т. д.
Позволить ребёнку быть самостоятельным – не значит пустить всё на самотёк: вы можете контролировать ситуацию не навязываясь. Так вы даёте понять своему ребёнку: «Я тебе доверяю!» и «Ты всё можешь!».
2.4 Воспитатель знакомит с признаками успешной адаптации
Воспитатель: Основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются:
1. Удовлетворённость от процесса обучения, когда ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.
2. Освоение программы - ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.
3. Степень самостоятельности - выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.
4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками - это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.
2.5 Общие вопросы
Что должен знать и уметь первоклассник?
Как научить первоклассника соблюдать распорядок дня?
Какие документы необходимы для поступления в первый класс?
Можем ли мы выбрать школу, не прикрепленную к нам территориально?
III. Заключительная часть
Воспитатель: Родители хотят, чтобы их ребёнок был самым лучшим. Он обязательно таким и будет, если крепко дружить со школой, полностью вникнуть в интересы ребёнка на данный момент. Это трудно, но нужно. Не стесняйтесь приходить в школу. Только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат. Так хочется, чтобы в наше непростое время дети были по-настоящему счастливы!