Ольга Телушко
Конспект родительского собрания «Самостоятельность у детей младшего возраста» в младшей группе
Родительское собрание в младшей группе “Ручеёк”.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.
2. Сформировать у родителей представления о значении самообслуживания в воспитании детей их роли в процессе воспитания самостоятельности.
Публикация «Конспект родительского собрания „Самостоятельность у детей младшего возраста“ в младшей группе» размещена в разделах
3. Познакомить родителей с навыками самообслуживания для детей младшего возраста.
4. Дать рекомендации родителям по этой теме.
Участники: воспитатели, родители, дети
Подготовительная работа:
1. Оформление группы.
Оформление стенгазеты : «Я умею сам!»
(Включает в себя фотоматериалы с изображением детей в процессе выполнения различных действий по самообслуживанию: одевание, раздевание, мытье рук, прием пищи.)
2. Оформление книжной выставки по теме собрания.
3. Изготовление объявления о родительском собрании в уголок информации.
4. Изготовление индивидуальных приглашений для родителей.
5. Изготовление анкет для родителей на тему: «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста».
6. Изготовление красочных памяток для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания».
7. Оформление листа формата А3 для пожеланий родителей.
Повестка дня.
1. Доклад на тему: «Самостоятельность!»
2. Блиц – опрос на тему: «Знаете ли вы своего ребенка?»
3. Ситуации для анализа.
4. Итоги собрания
Ход родительского собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить вопросы по теме воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать - Я сам! Часто по разным причинам - из-за отсутствия времени или из-за неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами.
Давайте попробуем ответить на вопросы:
1. Действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?
2. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
3. Как при помощи потешек, пословиц, сказок, игр приобщить ребенка к народным традициям?
Проводится дискуссия.
Обсуждение по высказываниям
Совершенно верно, вы правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Уважаемые родители давайте попробуем обсудить. Могут ли наши детки выполнить перечисленные ниже действия:
• Мыть руки, засучивая рукава?
• Мыть лицо, не разбрызгивая воду?
• Пользоваться мылом?
• Сухо вытираться полотенцем?
• Замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью?
• Пить из чашки, пользоваться ложкой, салфеткой?
• Убирать на место игрушки?
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия.
Например:
Приспособить вешалку по росту ребенка, повесить полотенце непосредственно для ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребенок знал и мог подойти взять или положить ту или иную вещь и. т. д.
Формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания мы не редко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию?
• Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему надеть штанишки самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.
Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации?
(Наверняка в спешке, сами оденете его).
• Научившись убирать за собой после еды, Маша встала из-за стола и побежала играть.
Вопрос: Ваши действия?
(Наверняка все уберете сами).
• Саша рисовал красками в альбоме и измазал стол и руки, но навыков самообслуживания еще не приобрел.
Вопрос: Как должна поступить мама в данной ситуации?
(Объяснить и показать).
В воспитании нет мелочей. Дети постоянно испытывают дефицит в общении с близкими взрослыми. И это нельзя не учитывать. Не нужно только забывать, что воспитывая в ребенке самостоятельность, не надо делать все за него, нужно лишь помогать ему. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. И здесь мы лишний раз убеждаемся в том, что в воспитании нет мелочей.
А закончить наш встречу мне хотелось бы такими словами: «Вместе мы многое сможем!». Надеюсь, что наша совместная работа даст нам хорошие результаты.
Обсуждение.
Спасибо за внимание!