Абакумова Елизавета
Конспект родительского собрания: «Особенности сенсорного восприятия при аутизме»
▼ Скачать + Заказать документы
Причина многих симптомов аутизма - нарушения в сенсорном восприятии.
У многих детей с расстройством аутистического спектра (РАС) есть трудности с восприятием повседневной сенсорной информации, например проблемы со слухом, зрением и обонянием. Обычно это называют нарушением сенсорной интеграции или сенсорной чувствительности. Такая проблема может очень глубоко повлиять на все аспекты жизни человека.
Как работают наши чувства
Публикация «Конспект родительского собрания: „Особенности сенсорного восприятия при аутизме“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Родительские собрания в детском саду
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Наша центральная нервная система (мозг) воспринимает все сенсорные данные, которые мы получаем, и помогает нам организовать, расставить приоритеты и понять информацию. Мы отвечаем с помощью мыслей, чувств, двигательной реакции (поведения) или комбинации всего перечисленного.
Наши рецепторы, воспринимающие сенсорную информацию, располагаются по всему телу, их называют «раздражители». На наших руках и ногах расположено самое большое количество рецепторов. Большую часть времени мы воспринимаем сенсорную информацию автоматически, без необходимости её анализировать.
Дети с нарушением сенсорной интеграции испытывают трудности с восприятием повседневной сенсорной информации. Обычные сенсорные стимулы могут вызывать у таких людей сильный стресс, истощение и даже боль. Это может стать причиной поведенческих трудностей.
Повседневная сенсорная информация при аутизме может неправильно восприниматься, вызывая у человека очень сильный стресс.
У человека семь чувств:
– Зрение
– Слух
– Осязание
– Вкус
– Обоняние
– Равновесие (вестибулярный аппарат)
– Восприятие собственного тела (проприорецепция)
Люди с аутизмом могут быть слишком или недостаточно чувствительными в одной из этих областей. Вы могли слышать о таком явлении, известном как «чрезмерная чувствительность» или «недостаточная чувствительность».
Сенсорная чувствительность
Зрение
Располагаясь на сетчатке наших глаз и реагируя на свет, наше зрение помогает нам различать объекты, людей, цвета, контрасты и пространственные границы. Люди с РАС могут переживать следующие трудности:
Гипо (недостаточная чувствительность)
– Объекты кажутся темными или с потерей тех или иных особенностей.
– Центральное зрение может быть размыто, тогда как периферическое достаточно резко.
– Центральное зрение достаточно хорошо, но периферия размыта.
– Пространственное восприятие на недостаточном уровне – тяжело бросать и ловить предметы; неуклюжесть.
Гипер (чрезмерная чувствительность)
– Искаженное зрение: объекты и светлые цвета могут казаться движущимися.
– Изображения могут искажаться.
– Легче и приятнее фокусироваться на какой-то части, чем на целом объекте.
Методы помощи: зрение
Гипо (недостаточноая чувствительность)
– Необходимо повысить уровень визуальной поддержки.
Гипер (повышенная чувствительность)
– Убавить флуоресцентное освещение – вместо этого использовать приглушенные цветные лампы.
– Носить солнечные очки.
– Создать в группе так называемую «рабочую зону» – пространство или стол с перегородками, которые блокируют визуальные раздражители.
– Использовать затемняющие занавески.
Слух
Это самая распространенная форма сенсерной дезинтеграции при аутизме. Проблемы со слухом могут повлиять на способность общаться и, возможно, на равновесие. Люди с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:
Гипо
– Способность слышать звуки только одним ухом, второе ухо лишено возможности слышать полностью или частично.
– Невозможность распознать некоторые конкретные звуки.
– Возможно получение положительных эмоций от нахождения в толпе или шумном месте, а также от громких ударов по дверям или предметам.
Гипер
– Шум воспринимается преувеличенно, звуки могут быть искажены или неразборчивы.
– Особенная чувствительность к звукам, например, способность слышать разговор на расстоянии.
– Одинаково сильное восприятие всех звуков, в том числе фонового шума, что часто ведет к проблемам со вниманием.
Методы помощи: звук
Гипо
– Использовать визуальное сопровождение вместо звукового.
Гипер
– Закрывать двери и окна, чтобы избежать внешнего шума.
– Готовиться к походу в шумные места заранее.
– Носить затычки для ушей или наушники.
– Слушать музыку.
– Создать изолированную от шума рабочую зону.
Осязание
Осязание очень важно для психического развития, так как помогает нам ощущать окружающий мир (этот предмет горячий или холодный) и реагировать соответствующим образом. Также осязание помогает нам чувствовать боль. Люди с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:
Гипо
– Сильно сжимает людей в объятиях, делает это ради ощущения сильного давления на кожу.
– Высокий болевой порог.
– Возможно нанесение себе повреждений.
– Получение приятных ощущений от тяжелых предметов (например, тяжелого одеяла, находящихся над ними.
Гипер
– Прикосновения могут причинять боль и дискомфорт, человек избегает прикосновений других людей, что негативно влияет на взаимоотношения с окружающими.
– Неприятные ощущения, если на кистях или стопах что-то находится.
– Проблемы с мытьем и расчесыванием головы, потому что кожа головы очень чувствительна.
– Предпочтение строго определенных предметов одежды и тканей.
Методы помощи: осязание
Гипо
– Использовать тяжелые одеяла или спальные мешки.
Гипер
– Необходимо предупредить человека, что вы собираетесь его коснуться, а также всегда подходить к нему спереди.
– Помните, что кому-то объятия причиняют боль, а не приятные ощущения.
– Постепенно представляйте различные текстуры – коробка с разными материалами должна быть в доступе.
– Позволяйте людям самостоятельно совершать некоторые действия: (расчесывать волосы, мыть их) для того, чтобы они могли делать что-то так, как им удобно.
Вкус
Химические рецепторы в языке рассказывают нам о том, какое всё на вкус – сладкое, кислое, острое и т. д. Дети с РАС могут испытывать проблемы следующего рода:
Гипо
– Склонность к очень острой еде.
– Может есть несъедобные предметы – землю, траву, пластилин. Это явление называется называется пика.
Гипер
– Считает, что некоторые ароматы и продукты слишком насыщенные и тяжелые из-за слишком острой реакции на вкус. Придерживается очень ограниченного рациона.
– Дискомфорт от твердой пищи: дети, например, могут есть только пюре, мороженое или другие мягкие продукты.
Подобные игрушки для тактильной и зрительной стимуляции нравятся многим детям и взрослым с аутизмом и могут помогать им в саморегуляции.
Методы помощи: вкус
Некоторые дети с аутизмом недостаточно или чрезмерно чувствительны к вкусам и могут ограничивать себя слишком пресной или слишком острой едой. Мы не включили сюда информацию о способах помощи, потому что пока человек придерживается какой-то сбалансированной диеты, это может и не быть проблемой.
Запах
Химические рецепторы в носу рассказывают нам о запахах, которые нас окружают в данный момент. На запах мы реагируем в первую очередь. Люди с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:
Гипо
– Некоторые люди вообще не чувствуют запахов и не воспринимают резкие ароматы (даже запах собственного тела).
– Могут лизать предметы, чтобы лучше понимать, из чего они сделаны.
Гипер
– Запахи могут быть для них слишком интенсивными и сильными. Это может привести к проблемам с использованием туалета.
– Такие люди могут испытывать неприязнь к людям, носящим определенный аромат духов, шампуня и т. д.
Методы помощи: обоняние
Гипо
– Используйте продукты с резкими запахами как награду и с целью отвлечь от сильных раздражающих запахов (например, от запаха испражнений).
Гипер
– Используйте гигиенические средства без запаха, не носите духов, попробуйте избегать любых запахов настолько, насколько это возможно.
Равновесие (вестибулярный аппарат)
Наш вестибулярный аппарат, находящийся во внутреннем ухе, помогает поддерживать равновесие и положение в пространстве и понимать, куда и как быстро перемещается наше тело. Люди с аутизмом могут испытывать следующие проблемы:
Гипо
Необходимость качаться, кружиться или поворачиваться, чтобы ощутить что-то.
Гипер
– Сложности с занятиями спортом, где необходим хороший контроль над своими движениями.
– Трудно остановиться во время каких-либо действий.
– Человека легко “укачивает” в транспорте.
– Сложности с выполнением заданий, в которых голова не находится в вертикальном положении или ноги оторваны от земли.
Методы помощи: равновесие
Гипо
– Занимайтесь тем, что тренирует вестибулярный аппарат. Для детей это, например, игрушечные лошади-качалки, качели, карусели. Для взрослых – можно попробовать игры в мяч, плавно подниматься по лестнице или идти по бордюру.
Гипер
– Разделяйте большие занятия на мелкие, более легкие задания, используйте визуальные подсказки, как, например, финишная черта.
Восприятие собственного тела (проприорецепция)
Наше восприятие тела располагается в мышцах и конечностях и сообщает нам о положении нашего тела в пространстве и о том, как движутся те или иные части нашего тела. Люди с аутизмом могут испытывать следующее:
Гипо
– Такие люди могут стоять слишком близко к другим, потому что не могут оценить расстояние между людьми и определить границы личного пространства.
– Также им тяжело ориентироваться в комнате и избегать препятствий.
– Могут врезаться в людей.
Гипер
– Сложности с мелкой моторикой: низкая способность манипулировать маленькими предметами, например, кнопками или шнурками.
– Когда человек поворачивается к чему-то, то движет всем телом.
Методы помощи: восприятие собственного тела
Гипо
– Располагайте мебель по краям комнаты, чтобы было легче ориентироваться.
– На пол можно наклеить яркую ленту, чтобы обозначить границы.
– Используйте «правило вытянутой руки», чтобы определить комфортное расстояние между людьми. Это означает, что к человеку не нужно подходить на расстояние ближе, чем вытянутая рука.
Гипер
– Используйте упражнения, развивающие мелкую моторику, например, вышивание.
Синестезия
Синестезия – это редкое состояние, которое проявляется у детей с РАС. Сенсорное восприятие «входит» в организм через одну систему, а «выходит» через другую. Например, человек слышит звук, но воспринимает его как цвет. Другими словами, он «слышит» голубой цвет.
Так называемая “тряска руками” и другие самостимулирующие движения часто встречаются у людей с разными формами аутизма. Часто они являются неосознанным способом компенсировать проблемы сенсорного восприятия.
4. Как сенсорная чувствительность влияет на поведение детей с РАС?
Иногда дети с аутизмом могут вести себя так, что на первый взгляд это не похоже на проявления сенсорной чувствительности – но именно она может быть скрытой причиной. Ниже показано несколько примеров того, как может вести себя человек с сенсорной дезинтеграцией и как можно действовать в таких ситуациях.
Проблема: привередливость в еде
Возможные причины: гиперчувствительность к вкусу или текстуре, неспособность почувствовать еду во рту.
Возможные решения: изменить текстуру еды, например, сделать пюре. Медленно прикасайтесь к области рта человека разными текстурами, например фланелью, зубной щеткой и какими-либо видами еды. Поощряйте активности, в которых принимает участие рот: например, свист или мыльные пузыри.
Проблема: ребенок жует всё, даже одежду и предметы
Возможные причины: находит это расслабляющим или ему нравится ощущение от жевания конкретного предмета.
Возможные решение: предложите трубки, не содержащие латекса, соломки или твердую жвачку (охладите их в холодильнике).
Проблема: размазывание испражнений
Возможные причины: текстура испражнений может быть приятна, а человек может быть невосприимчив к запахам.
Возможные решения: попробуйте такие продукты, как желе или кукурузная мука с водой, также можно попробовать что-то с интенсивным запахом.
Проблема: отказ носить конкретный вид одежды
Возможные причины: может не нравиться текстура или давление ткани на их кожу.
Возможные решения: можно попробовать вывернуть наизнанку одежду, чтобы не было швов, обрезать этикетки, а также позволить человеку носить ту одежду, в которой ему комфортно.
Проблема: трудности с засыпанием
Возможные причины: трудности с отключением чувств, в особенности зрения и слуха.
Возможные решения: можно использовать затемняющие шторы или тяжелые одеяла, слушать музыку, чтобы исключить внешний шум.
Проблема: сложно сконцентрироваться в группе
Возможные причины: слишком много отвлекающих моментов, например шум (разговоры, звонки, скрежет стульев по полу) или визуальные раздражители (люди, картины на стенах). Также могут быть проблемы с удержанием карандаша или ручки в руке (предмет может казаться горячим или холодным).
Возможные решения: ребенок должен сидеть подальше от дверей и окон, чтобы убавить количество раздражителей. Если возможно, то можно организовать отдельное рабочее место, отгороженное экранами или использовать мебель в классе, чтобы сконструировать отдельную зону без раздражителей. Попробуйте разные текстуры карандаша, чтобы выбрать наиболее подходящий.