Екатерина Дюк
Конспект речевой деятельности во второй младшей группе. Чтение сказки «Снегурушка и лиса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. вторая младшая группа
05.12.17
Тема: Чтение сказки «Снегурушка и лиса»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе художественно-эстетической деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
- познакомить детей с русской народной сказкой
-познакомить с образом лисы (отчие лисы от других сказок)
-упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки
Области: социально- коммуникативная
Публикация «Конспект речевой деятельности во второй младшей группе, Чтение сказки „Снегурушка и лиса“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Оборудование: иллюстрации, картинки диких животных
Ход занятия:
Раздается стук в дверь -Ребята посмотрите, кто к нам в гости пришел? Кто это?
-Медвежонок.
-Ребята, медвежонок хочет поиграть с нашими пальчиками. Давайте покажем, какие у нас пальчики - умелые, веселые, как они любят играть. Давайте мы с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Мальчик – пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем дрова рубил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
От того и потолстел.
Основная часть.
За дверью раздается голос. Ау, ау!
-Дети, кто-то потерялся, аукает. Аукает – значит, что делает?
-Зовет на помощь.
-Ау! Ау!
-Кто же это? (воспитатель приносит куклу)
-Ребята, посмотрите какая красивая девочка: с косичками, с розовыми щечками, в нарядном платьице. Кто ты?
(на ухо воспитателю) -Я девочка Маша в лесу заблудилась. Спасибо вам, что вы меня нашли.
-Маша, чтоб тебе не было грустно больше я знаю русскую народную сказку про другую девочку, которая тоже заблудилась в лесу. Садись Машенька к деткам и послушай с нами сказку. Называется сказка «Снегурушка и лиса».
Жил да был старик со старухой. У них была внучка Снегурушка.
Пошла она летом с подружками по ягоды. Ходят по лесу, собирают ягоды. Деревцо за деревцо, кустик за кустик. И отстала Снегурушка от подруг.
Они аукали ее, аукали, но Снегурушка не слыхала.
Уже стало темно, подружки пошли домой.
Снегурушка как увидела, что осталась одна, влезла на дерево и стала горько плакать да припевать:
— Ау! Ау! Снегурушка,
Ау! Ау! голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка;
Ее подружки в лес заманили,
Заманивши — покинули.
Идет медведь и спрашивает:
— О чем ты, Снегурушка, плачешь?
— Как мне, батюшка-медведушка, не плакать? Я одна у дедушки, у бабушки внучка Снегурушка. Меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули.
— Сойди, я тебя отнесу домой.
— Нет. Я тебя боюсь, ты меня съешь!
Медведь ушел от нее. Она опять заплакала, заприпевала:
— Ау! Ау! Снегурушка,
Ау! Ау! голубушка!
Идет волк:
— О чем ты, Снегурушка, плачешь?
— Как мне, серый волк, не плакать, меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули.
— Сойди, я тебя отнесу домой.
— Нет. Ты меня съешь!
Волк ушел, а Снегурушка опять заплакала, заприпевала:
— Ау! Ау! Снегурушка,
Ау! Ау! голубушка!
Идет лисица:
— Чего ты, Снегурушка, плачешь?
— Как мне, Лиса-олисава, не плакать? Меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули.
— Сойди, я тебя отнесу.
Снегурушка сошла, села на спину к лисице, и та помчалась с нею. Прибежала к дому и стала хвостом стучаться в калитку.
— Кто там?
— Я принесла вашу внучку Снегурушку!
— Ах ты наша милая, дорогая Лиса-олисава! Войди к нам в избу. Где нам тебя посадить? Чем нам тебя угостить?
Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать за ее услугу. А потом простились и дали ей на дорогу еще курочку. (А. Н. Толстой обр)
*Рассказывать сказку неторопливо, выразительно. Сопровождать рассказывание сказки показом картинок.
Вопросы по прочитанному.
-Ребята, понравилась вам сказка? Про кого сказка? (Про девочку Снегурушку, медведя, лису, волка.)
-Как Снегурушка в лесу оказалась? (Пошла с подружками в лес и заблудилась.)
-Правильно, молодцы! Что она сделала, когда поняла что заблудилась? (Она залезла на большое дерево.)
-Правильно! Она плакала, звала на помощь. Ребята, это и значит – причитать. Давайте повторим это слово вместе. (Дети говорят хором и индивидуально.)
-Ребята, как Снегурушка причитала? (Кукла) Машенька, помоги нам. (Ау, ау я девочка Снегурушка. Меня подружки в лес завели и покинули.)
*Индивидуально спрашивать у детей, как причитала Снегурушка.
-Дети, а кто первым пришел на помощь девочке? (Волк.)
-А потом кто пришел? (Медведь.)
-Почему она не пошла с ними? (Они злые, хотели увести ее в лес.)
-Машенька, а ты как думаешь, почему Снегурушка с ними не пошла? (Снегурушка их боялась.)
-Правильно, молодцы! А почему Снегурушка лисы не побоялась? (Лиса добрая, ласковая.)
-Как дедушка и бабушка отблагодарили лису? (Они стали ее угощать.)
-А в сказке, как говорится? (Потчевать – значит угощать.)Давайте повторим это слово вместе. Дети хором и индивидуально повторяют это слово.
Игра.
-Молодцы! Ребята, давайте поиграем, Машенька, поиграешь вместе с нами? Я предлагаю вам стать лисичками и вы покажете, как лисичка умеет бегать, ходить, хвостиком вилять.
Дети имитируют движения лисы.
Молодцы! Вот какие лисички – красивые, ловкие, умелые.
-А теперь предлагаю вам поиграть в другую игру. Я буду называть животных, а вы будете называть их детенышей.
Я показываю картинки диких животных.
У лисы – лисенок. У медведя – медвежонок. У белки – бельчонок. У ежа – ежонок. У волка – волчонок. У зайца – зайчонок.
-Молодцы! Понравилась вам игра?
Анализ работы.
А сейчас давайте вспомним, как называется сказка, которую я вам рассказала?
-«Снегурушка и лиса»
-Дети, как надо кричать если заблудишься в лесу?
-Ау! Ау!
-Машенька, а ты как кричала?
-Ау! Ау!
-Правильно, Машенька аукала, звала на помощь.
-Машенька, тебе понравилось у нас?
-Мне понравилось у вас в детском саду, ваши детки такие умнички! До свидания!
12.12.17
Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дид. игры «Эхо» и «Чудесный мешочек»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе художественно-эстетической деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
-помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и лиса»
-упражнять в произношении слов со звуком Э (игра «Эхо»)
-упражнять в определении качеств предметов на ощуп («Чудесный мешочек»)
Оборудование: чудесный мешочек с предметами разного качества
Ход занятия.
Воспитатель спрашивает у детей, кто такая Снегурушка и что с ней случилось («А Снегурушка ходила, ходила по лесу, совсем заблудилась»).
Просит вспомнить, как плакала, причитала Снегурушка, сидя на ветке дерева.
«Дедушка с бабушкой поблагодарили лису за то, что внученьку привезла, – продолжает разговор воспитатель. – Что они говорили, как лисоньку угощали?» Выслушивает ответы детей и зачитывает отрывок со слов: «Ах ты, наша дорогая! Войди к нам в избу…»
Часть II. Педагог рассказывает детям о том, что в некоторых местах, особенно в горах, есть эхо: «Горы будто передразнивают людей, которые что-то кричат. Например, „Ау!“ – скажем мы все вместе громко и протяжно, а эхо ответит нам: „У-у-у“».
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Эхо». Дети кричат:
– Э-э-э-й! («Эй», – повторяет педагог, исполняющий роль эха.)
– Э-э-э-хо! («Хо-о-о», – произносит воспитатель чуть тише.)
– Э-э-э-ля! (Ля-я.)
– Эмма! (Ма-а.)
– Эдик (И-ик.) И так далее.
Воспитатель достает «чудесный мешочек» и объясняет детям правила игры. Он вызывает ребенка, который исследует предмет, ощупывая его в мешочке, сообщает, что это за предмет и из чего он сделан. (В мешочке могут находиться мелкие предметы из резины, дерева, металла, меха, лоскутки ткани и т. п.) Если ответ правильный, предмет остается на столе воспитателя, если ребенок ошибся, вещь возвращается в мешочек.
Примечание. Для закрепления правильного произношения звука Э в словах, можно прочитать детям русскую народную потешку:
На улице
Три курицы
С петухом дерутся.
В окошечко три девицы
Смотрят и смеются:
«Кыш-кыш! Ха-ха-ха!
Пожалейте петуха!»
При повторном чтении дети проговаривают две последние строчки, упражняясь в интонационной выразительности их воспроизведения.
19.12.17
Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе художественно-эстетической деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
-познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет», оживив в памяти их собственные впечатления от обильного снегопада
-помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое» (пер. с болг. В. Викторова)
Оборудование: Текст рассказа, видеоролик «снег идёт», картинки, снежинки, модели с изображением человечка, снега, санок; запись песни «кабы не было зимы».
Ход занятия.
1. Показ видеоролика о снеге.
О чём мы будем с вами разговаривать?
Я хочу рассказать вам рассказ, который называется «Снег идёт» Чтение рассказа с показом картинок.
Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу:
«Я иду-у-у. Я бреду-у-у.»
Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная — и дорога, и избы, и огород, и лес… Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:
— Вот и снежок пошёл!
Таня подбежала к окну:
— Где снежок пошёл?
За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:
— Снег идёт!
Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок… Таня подставила ладонь — они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой — острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось — снежинки растаяли на тёплой ладони.
Бабушка понесла пойло овцам в хлев и раскрыла дверь. А белая корова Милка думала, что её в стадо выпускают. Обрадовалась, замотала головой и вышла из хлева. Но вышла и остановилась. Где же трава? Где же лужайки?
— Что смотришь? — сказала бабушка. — Думала куда-нибудь в клевер убежать? Или в кусты запрятаться? А вот и нет ничего. Иди-ка лучше обратно в хлев, там хоть тепло.
Бабушка отнесла ей охапку зелёного сена, но Милка всё стояла и глядела кругом. Тогда Таня взяла хворостину и погнала её в хлев:
— Ступай, ступай! Что вышла уши морозить? Тут тебя снегом занесёт!
А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая — и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый…
А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алёнке и застучала в окно:
— Алёнка, выходи скорее — к нам зима пришла.
2. Вопросы по содержанию:
1. Какое время года отражено в рассказе?
2. Кто увидел первый снег?
3. Что сообщила бабушка внучке?
2. Что Таня сказала, когда выбежала на улицу?
3. Как звали белую корову?
4. Как называется явление, когда идёт снег?
3. Дидактическая игра «Добавь словечко»:
1. Пришла бабушка с колодца и сказала….(Вот и снежок пошёл)
2. На тёплой ладошке растаяли …. (снежинки)
3. Стала деревня вся (белая)
И крыши (белые, и огород (белый)
4. Алёнка. Выходи скорее - к нам пришла (зима).
Воспитатель: Я приглашаю вас всех на заснеженную полянку.
Большие ноги идут по дороге ….топ, топ, топ
Маленькие ноги бегут по дороге ….топ, топ. Топ.
4. Физминутка:
На полянку, на лужок тихо падает снежок (хлопают в ладоши)
Кружатся снежинки. Белые пушинки (кружатся)
Полетел. Понеслись (побежали по кругу)
И на ёлку улеглись (присели и закрыли глаза)
Тихо спят снежинки - белые пушинки
Но подул тут ветерок (Подули)
Закружился наш снежок (закружились)
Кружатся снежинки
Белые пушинки.
Что мы видим на полянке? (снег)
Какая полянка? (заснеженная)
5. Чтение стихотворения «Трое» (с показом моделей) Показ моделей, на которых изображены человечек, зима, санки
На заснеженной полянке
Я, Зима и санки.
Только землю снег покроет-
Собираемся мы трое.
Веселимся на полянке-
Я, зима и санки.
Игра "В снежки" и рассматривание вырезанных снежинок.
Подарить каждому ребёнку снежинку.
26.12.17
Тема: Игра-инсценировка «У матрешки новоселье»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе художественно-эстетической деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
-способствовать формированию диалогической речи
-учить правильно называть строительные детали и их цвета
Области: социально- коммуникативная
Оборудование: рисунок дома (дом, зеленый забор, к дому тропинка, конструктор красного, синего, зеленого цвета, картинки синего и желтого фонариков
Ход занятия:
1. Рассматривание картинки с домом.
Дети сидят за стоящими в ряд столами, на которых вперемешку лежат детали конструктора.
Воспитатель рассказывает: «Подарили детям младшей группы красивую матрешку. Вот она! (Показывает игрушку.) Однажды матрешка смотрела книжку с картинками и увидела в ней еще одну матрешку. Матрешка стояла около красивого дома. Вокруг дома был зеленый забор, к дому вела дорожка. Вот какой дом был у матрешки! (Показывает рисунок.)
2. Игра-инсценировка.
Захотелось и нашей матрешке иметь такой дом. Скажите ей: „Не огорчайся, матрешка. Мы построим тебе дом. Видишь, мы уже приготовили кубики и кирпичики"».
«Пусть у меня будет красивый дом, — просит матрешка, — вот из таких кубиков (показывает на красный кубик)».
«Хорошо, — соглашается педагог, — пусть дети найдут и приготовят красные кубики. А я пройду и соберу их. Итак, кто успел раньше других найти нужные кубики? У Вовы красный кубик. У кого еще?» Просит детей отвечать так: «Еще у меня красный кубик!»(«У меня тоже.»)
От красных кирпичиков, если таковые выбраны детьми, матрешка отказывается. «А пол в красном домике лучше сделать синий!» — «говорит» она.
«Хорошо, — соглашается педагог. — Попросим детей приготовить синие кирпичики».
Дети находят синие кирпичики; затем зеленые кирпичики.
«Сейчас, — говорит воспитатель, — я построю тебе, матрешка, маленький домик».
«Мне очень нравится домик, — сообщает матрешка. — Большое вам спасибо! И я приглашаю вас на новоселье».
3. Физкультминутка.
Дети встали в круг. Воспитатель в середину круга и предлагает детям сделать большую «матрёшку», поэтому они по одному должны подходить к воспитателю в центр круга.
4. Д/ у «Украсим дом матрёшки».
«А мы с вами устроим праздничный фейерверк», — говорит воспитатель и предлагает детям взять у него со стола по фонарику (колокольчику) любого цвета. У 5—6 человек педагог выясняет, какого цвета игрушки они взяли.
Затем воспитатель продолжает: «Сейчас, матрешка, вокруг твоего домика загорятся синие фонарики Видишь, сколько синих огней!
Дети поднимают вверх игрушки синего цвета и кричат „Ура!"
Погасли синие огни (дети опускают игрушки) и зажигаются желые. (Дети поднимают вверх игрушки и кричат „Ура!") Смотри, матрешка, как красиво вокруг. Будто расцвели желтые цветы».
5. Рефлексия. Похвалить самых активных детей. Дети, что вы запомнили, что понравилось, что узнали нового?