Анна Романченко
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник русской песни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать представление о разнообразии песенного жанра. Формировать отношение к традициям русского народа, любовь к музыке через народное песенное творчество.
Материал: русские народные костюмы для детей и взрослых. Ширма. Народные инструменты (ложки, бубен, трещотка и т. д.). Черные фартуки и повязки на голову для кузнецов. Атрибуты для инсценировок песен. Элементы оформления зала (предметы народно – прикладного искусства, панно с изображением русской избы, кузницы и ярмарочного прилавка).
Публикация «Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста „Праздник русской песни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2013
Ход праздника
В зал под музыку входят дети в русских народных костюмах, встают полукругом.
Ведущая: Здравствуйте, дети! Сегодня мы поговорим о народной песне.
В ногу с ней идут солдаты,
С нею крепче спят ребята.
В Новый год и в день рожденья,
И в кругу своих друзей
Без нее не обойдешься -
С песней праздник веселей.
1 –й ребенок
Веселая и грустная,
Здравствуй, песня русская!
Дети встают в круг. Исполняют песню «Как у наших у ворот», сопровождая ее танцевальными движениями. Затеи садятся на стульчики.
Звучит русская народная мелодия, в зал входят гости (взрослые в русских народных костюмах).
1 – я гостья: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Примите наш земной поклон и сердечный привет.
Ведущая: С чем пожаловали к нам, гости дорогие?
2 – я гостья: С народными песнями. Мы расскажем вам о них, споем, если вы вспомните пословицы и поговорки о песне.
ДЕТИ: Без песен мир тесен.
С песней дружить – и в бою не тужить.
Всякая птица свои песни поет.
Песни петь надо уметь.
Хорошему делу – хорошая песня.
Ведущая: Давайте поиграем. Послушайте, как звучат народные инструменты.
Кто их название угадает, тот на них сыграет.
Гости, стоящие за ширмой, играют на народных инструментах. Дети по тембру звучания определяют и называют инструменты, затем исполняют на них русскую народную мелодию.
1 – я гостья: Красиво звучат народные инструменты, но иногда песни исполняют без их сопровождения.
Гости исполняют песню «Как по морю, морю синему»
Ведущая: Скажите, дорогие гости, что в песне главное : музыка или слова?
1 – я гостья: Я думаю музыка. Она дарит песне мелодичность и настроение. Послушайте фрагменты русских народных мелодий и скажите, веселые они или грустные.
Звучит запись муз. Фрагментов «Скок – поскок» и «Коровушка». Дети высказывают предложения о характере, настроении мелодий.
2 – я гостья: Можно ли назвать отрывки из этих музыкальных произведений песнями? (нет). Правильно. Значит, главное в песне – слова. Недаром говорится, что «из песни слова не выкинешь». Песня без слов – просто музыка. Вспомните, о чем поется в народных песнях.
Дети кратко пересказывают содержание русских народных песен. Например, в песне «Коровушка» поется о том, как девица любила свою коровушку и ухаживала за ней.
Ведущая: Так что же в песне главное – слова или мелодия? (дети высказывают свои мнения, ведущая обобщает ответы). И слова, и мелодия в песнях одинаково важны. Без слов они теряют смысл, содержание, а без мелодии – мотив, напевность. И звучат народные песни о красоте окружающего мира, о радостных и печальных событиях, о труде и отдыхе, обо всем, что волнует людей, которые их сочиняют и поют. Веселые и озорные, грустные и задушевные песни сопровождают человека в течение всей жизни. Посмотрите, вон стоит избушка. Слышите, там кто – то поет?
Подходит к панно, на котором изображена изба. На лавке сидит девочка, укачивает куклу, поет колыбельную «Котенька- коток».
Ведущая: Как называются такие песни, кто и когда их поет?
ДЕТИ: Это колыбельные. Их поют мамы, когда укладывали спать детей.
1 – я гостья: Подрастали в семье детушки, приучали их родители к работе.
2 – я гостья: Уж ты мать – то, наша матушка.
Уж ты матушка, ты родимая.
Уж пришла пора работе нас учить.
Уж пришла пора к работе приучать.
Ведущая: О том, как в русских семьях учили детей трудиться, поется в народной песне «Было у матери двенадцать дочерей».
Гости исполняют песню.
1 – я гостья: Из песни вы узнали, как матушка учила дочерей выполнять домашнюю работу, рукодельничать. А мальчики отцу помогали и в поле, и в мастерской, и в кузнице.
Двое детей подходят к панно, на котором изображена кузница, берут треугольники с разной высотой звучания, отбивают ритм, имитирующий перестук молотков в кузнице.
Ведущая: Слышите веселый перезвон? Это на краю деревни с утра до вечера работают, стучат молотками кузницы.
Выходят кузницы – мальчики в фартуках и головных повязках.
1 – й кузнец: Не кует железо молот, кует кузнец.
2 – й кузнец: Кому до чего, а кузнецу до наковальни.
3 – й кузнец: В кузнице тихо – кузнецу лихо.
Ведущая: Трудятся кузнецы, и песня им в работе помогает.
Мальчики поют и инсценируют песню «Во кузнице».
1 – я гостья: Как славно работают кузнецы! Недаром говорится, что с песней любое дело спорится.
Ведущая: Кто с солнцем встает да песни поет,
Тот будет весел весь день напролет.
2 – я гостья: За работой и день пролетал незаметно, а по вечерам собирались девицы – красавицы на посиделки – пряжу прясть да песни петь.
Подходит к панно, на котором изображена русская изба. На лавках сидят девочки - пряхи.
Пряха: Не учись безделью,
Учись рукоделью.
Где весело поется,
Там весело и прядется.
Девочки исполняют песню «Дуня – тонкопряха»
Ведущая: Во многих народных песнях воспевалась красота русской природы : бескрайние поля, зеленые дубравы, полноводные реки. Белоствольная березка – символ России – воспета в одной из самых известных народных песен.
1 – я гостья: Исполнители часто сопровождали пение танцевальными движениями. Без хороводных и плясовых песен не обходились ни посиделки, ни гулянья.
2 – я гостья: Кончили работу – отдохнуть охота.
Выходите из ворот да вставайте в хоровод.
Взрослые и дети встают в два круга и водят хоровод «Во поле береза стояла».
Ведущая: Где счастливо живется, там и песня поется. Ни один праздник не обходился без озорной частушки. С переплясом под зажигательную мелодию исполняли эти задорные песни.
Ребенок: Мы ребята удалые,
Мы нигде не пропадем.
Если надо – мы станцуем,
Если надо – мы споем.
Дети исполняют частушки.
1 – я гостья: На отдыхе, в работе – песня русская в почете.
2 – я гостья: Собирался народ на ярмарку –
Себя показать, на людей посмотреть,
Купить, продать и песни попеть.
Дети подходят к панно с изображением ярмарочного прилавка, берут атрибуты для инсценировки.
Ребенок: Как на ярмарке у нас
Негде яблоку упасть.
Подходи и стар, и мал,
По душе найдешь товар.
Ведущая: О том, что можно купить на ярмарке, поется в песне «Где был, Иванушка?».
Дети встают полукругом, поют песню.
Ребенок: Мы для вас сейчас плясали
И еще хотим сплясать.
А теперь мы вас попросим
Нашу песню поддержать.
Дети и взрослые исполняют песню «Пойду ль, выйду ль я»
Ведущая: Вот и подошла к концу наша встреча с замечательными народными песнями. Но мы с ними не прощаемся, пусть они будут рядом с нами всю жизнь.
Под русскую народную мелодию дети выходят из зала.