ольга чепрасова
Сценарий развлечения в подготовительной группе «Видеть музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения в подготовительной группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Пчелка» станицы Пшехской муниципального образования Белореченский район
(МАДОУ Д/С 15)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
познавательного цикла для детей подготовительной к школе группы
«Видеть музыку»
Подготовила
Публикация «Сценарий развлечения в подготовительной группе „Видеть музыку“» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2022
Чепрасова О. А.
ст. Пшехская
2022 г.
Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей, способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом. Развивать познавательные и творческие способности.
Задачи:
· дать понятие, что такое оркестр;
· познакомить детей с разновидностями оркестров – симфонический, струнный, народный, эстрадный, духовой, джазовый.
· слушать и различать звучание разных оркестров.
· Познакомить с группами симфонического оркестра – струнными смычковыми, деревянными духовыми, медными духовыми, ударными, необычными музыкальными инструментами.
Оборудование: мультимедийная установка, видеофрагменты, иллюстрации с музыкальными инструментами симфонического оркестра.
Ход занятия
Музыкальный руководитель. Ребята, на занятии вы узнаете много интересного и познавательного о оркестре, его разновидностях. Увидите, услышите, как они звучат, узнаете кто управляет оркестром, познакомитесь с группами музыкальных инструментов.
Что такое оркестр? Оркестр в современном значении – это группа музыкантов, которые исполняют одно музыкальное произведение. Каждый музыкант играет свою партию по нотам, которые называются партитура. Партитуры стоят на специальных подставках – пультах. Число музыкантов в оркестре разное. Самое большое в симфоническом оркестре - от семидесяти до ста.
Кто управляет симфоническим оркестром? Оркестр, как хорошо организованное государство имеет свои законы, и даже есть у него свой президент – управляющий оркестром, которого называют дирижёр. Он стоит лицом к музыкантам. Перед ним лежат толстые ноты, в которых расписаны партии всех музыкантов. Называются такие ноты – клавир. Дирижёр умеет заставить инструмент играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни единого слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и … в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно. Послушайте стихотворение о дирижёре.
Ребенок. Дирижёр всегда готов!
Больше дела – меньше слов!
В оркестре дружном и весёлом
Занятных много мастеров!
Как только палочка взлетит,-
Оркестр дружно зазвучит. (Фрагмент концерта с дирижёром).
Какие виды оркестров существуют?
Музыкальный руководитель. Существуют разные виды оркестров: симфонический духовой, струнный, народный, эстрадный, джазовый. Они различаются по составу инструментов и количеству музыкантов. (Прослушать и посмотреть, как звучат разные оркестры на мультимедийной установке).
Как на сцене располагается симфонический оркестр?
Музыкальный руководитель. В симфоническом оркестре музыканты располагаются в определённом порядке. Они объединяются в группы схожих по тембру инструментов.
Симфонический оркестр.
1. Струнные смычковые.
2. Деревянные духовые.
3. Медные духовые.
4. Ударные.
5. Необычные музыкальные инструменты.
Музыканты одной группы сидят рядом, чтобы лучше слышать друг друга. И это создаёт согласованное звучание.
У каждой группы есть своё место в оркестре. Сила звука и количество музыкантов в каждой группе разная.
Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене, каких только инструментов здесь нет. (Показать схему расположения инструментов в оркестре и видеофрагмент оркестра в концертном зале.)
Впереди расположены скрипки и их родственники – альты, виолончели. Чуть подальше стоят контрабасы. Все эти инструменты составляют одно семейство Струнных смычковых. (Показ иллюстраций с музыкальными инструментами, или слайд на мультимедийной установке). Послушайте какие стихотворения о этих инструментах знают дети.
Ребёнок. Скрипку в руки я возьму
И смычком я проведу,
Звук чудесный, просто диво.
Скрипка так звучит красиво
Ребёнок. Виолончель исходит в томном стоне,
Гудит, жужжит, как шмель в июльский зной.
Растаяли в святилище симфоний
Колонны, люстры, строгих кресел строй.
Ребёнок. Чуть побольше скрипочки, а поёт пониже,
Деревянный бочок, четыре струнки и смычок. (Альт).
Ребёнок. Больше скрипки в десять раз,
Инструмент тот … (Контрабас).
Музыкальный руководитель. Чтобы заставить струны вибрировать, их можно щипать пальцами или водить по ним специальной палочкой с конским волосом, которая называется смычком. Волос смычка задевает струны, заставляя их дрожать.
Музыкальный руководитель. Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. (Слайды на мультимедийной установке или иллюстрации).
Ребёнок. Флейта – сказочная фея,
Открывающая двери.
В мир духовный и хрустальный
И таинственно печальный.
Ребёнок. Как узнать, где кларнет,
Деревянный, духовой,
Дал словарь на то ответ:
Деревянный, духовой
В виде трубки небольшой,
Чей конец расширен юбкой …
Есть и клапаны на трубке. (Кларнет).
Музыкальный руководитель. Гобой – музыкальный инструмент из группы деревянных духовых, ведущее своё происхождение от древней пастушьей свирели.
Ребёнок. Деревянный духовой,
Не кларнет и не гобой,
Низким голосом поёт,
Называется … (Фагот).
Музыкальный руководитель. Справа от них разместились ближайшие их родственники Медные духовые – трубы, валторны, тромбоны, тубы. (Слайды на мультимедийной установке или иллюстрации).
Ребёнок. Три медных подруги – три лучших подруги
В оркестре они помогают друг другу.
Играют подруги то громко, то тихо,
Их медные платья закручены лихо. (Валторны).
Ребёнок. Этот медный духовой то короче, то длиннее,
Ведь кулису он имеет!
Громче всех в оркестре он.
Как зовут его? (Тромбон).
Музыкальный руководитель. Духовыми называются такие, в которых надо дуть. Звук в них возникает благодаря вибрации воздуха. Чем больше воздуха вибрирует, тем ниже получается тон.
За медными духовыми разместились барабаны, тарелки и много разных инструментов, относящихся к семейству Ударных музыкальных инструментов. (Слайды или иллюстрации).
Ребёнок. Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой из разных стран.
Кто же это? (Барабан).
Ребёнок. Знайте, они с барабаном соседи
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают … (Тарелки).
Ребёнок. В самый сказочный момент вступит этот инструмент,
Но совсем не каждый знает, что в оркестре он играет.
Тихо, нежно зазвенит, будто всё посеребрит.
А затем умолкнет скоро, по сигналу дирижёра.
Знает это каждый школьник, что такое? (Треугольник).
Музыкальный руководитель. Ударными инструментами называются такие, где звук извлекается при помощи ударов или потряхивания по ним. Существует очень много видов ударных инструментов.
А ещё внимание привлекает два инструмента. Они имеют форму огромного треугольника с натянутыми струнами – арфа, а другой в форме ящика с клавишами – челеста. (Слайды на мультимедийной установке).
Ребёнок. Богиня инструментов всех – звучит журчанье, шелест
По струнам пальцы пролетят – что даже птицы замолчат. (Арфа).
Музыкальный руководитель. Ребята, для того чтобы вы различали и узнавали музыкальные инструменты, я предлагаю поиграть. (Проводится музыкально – дидактическая игра «Узнай музыкальный инструмент». Детям предложить карточки с изображением инструментов).
На следующих занятиях я более подробно расскажу вам о группах музыкальных инструментов симфонического оркестра. Мы сможем увидеть и прослушать, как они звучат. Познакомимся с симфонической сказкой «Петя и волк» С. С. Прокофьева, в которой наиболее ярко инструменты передают образы сказки.