Люда Горбунова
Конспект «Путешествие к пчелам»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №10» г. Тобольск
Воспитатель Горбунова Л. В.
Конспект НОД Тема : «Путешествие к пчелам» (по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе)
Цель: Уточнить представление детей о пчелах, их отличие от других насекомых.
Задачи:
Публикация «Конспект „Путешествие к пчелам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Формировать представление о профессии пасечника, о том, как пчёлы делают мед на зиму, о месте их обитания. Познакомить с продуктом пчеловодства (воск, мёд);их ценными свойствами. Упражнять в умении зрительно распознавать многоугольник (шестиугольник, воспроизводить его по представлению. Развивать у детей логического мышления.
- развивать познавательную активность детей в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры;
- познакомить детей с продуктами пчеловодства (воском, медом);
- развивать умения детей выражать свои знания в доказательной форме, составлять рассуждения со взрослым и самостоятельно;
- развивать представлений детей о пользе продуктов пчеловодства для здоровья людей;
- развивать исследовательские умения детей;
- обогащать и активизировать словарный запас детей.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Планируемый результат:
Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, знает и подбирает геометрическую фигуру – шестиугольник,
Материалы и оборудование:
продукты пчеловодства (мед трех видов, пыльца, прополис, воск, рама с сотами, костюм пасечника, одноразовая посуда, холст с прополисом, ноутбук, проектор, диск с презентацией, экран.
Методическое обеспечение:
Спиртовка, сухое топливо, держатель, запись музыкального фрагмента «Полет шмеля» Н. А. Римского- Корсакова.
Ход занятия
1 часть
Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня в детский сад приглашен необычный гость.
Воспитатель:
Вдруг у воспитателя звенит телефон, и приходит СММ сообщение, в котором Незнайка сообщает о том, что он заболел и прийти к сожалению не сможет.
Воспитатель:
- Очень жаль, что так получилось. Да, ребята, зимой многие болеют. Как вы знаете ребята, почему человек зимой чаще болеет?
Ответы детей: (организм ослабевает, меньше используем витаминов, снижается иммунитет).
Воспитатель:
-Ребята, расскажите, когда вы болеете, как вас лечат?
Ответы детей: (таблетки, сиропы, микстуры).
Воспитатель:
- Таблетки, микстуры, сиропы, это все современные способы лечения, все эти препараты являются достижением современной науки и цивилизации. - Как вы думаете, а как лечились в старину, тогда, когда еще не было всех этих современных способов лечения?
Ответы детей: (С помощью природных средств.)
Воспитатель:
- Ребята, а какие вы знаете природные способы лечения?
Ответы детей: (лекарственные травы, растения,.)
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, только, ли с помощью растений можно лечиться, или может быть кто-то из живых существ, помогает человеку выздороветь?
Ответы детей: (Пчелы)
Воспитатель:
- Ребята, а к какому классу можно отнесли пчел, к животным, насекомым, или птицам? Объясните свой выбор?
Ответы детей: (К классу насекомых, потому, что у пчел шесть лапок, и тело состоит из трех отделов – головы, груди и брюшка).
Воспитатель:
- Молодцы ребята, вы правильно доказали мне, что пчела является насекомым. Сегодня мы с вами поговорим о одном из представителей, удивительном насекомом пчеле.
- Как вы думаете, как можно назвать пчел, которые живут в лесу?
Ответы детей: (Лесные, дикие).
Воспитатель:
- Где живут дикие пчелы?
Ответы детей: (В дупле дерева)
Воспитатель:
- А где живут домашние?
Ответы детей: (В ульях)
Воспитатель:
- Что такое улей?
Ответы детей: (Это домик, который построил человек специально для пчел)
Воспитатель:
- Место, где размещаются пчелиные домики, называется пасекой. Скажите, ребята, а как будет называться человек, который занимается разведением пчел?
Ответы детей: (Пасечник, пчеловод)
Воспитатель:
Сегодня я пригласила к нам в гости папу Саши, занимается разведением пчел, у него есть пасека.
2 часть
Входит пасечник, папа Саши, Федор Иванович.
Федор Иванович - Пасечник:
- Здравствуйте ребята! Меня пригласили к вам в гости и рассказали, что мы заинтересовались замечательными насекомыми - пчёлами. Я занимаюсь разведением пчел. В нашей семье есть дом в деревне, рядом лес, много цветущих растений, там мы содержим пасеку и занимаемся разведением пчел. Я пришел к вам сегодня для того, чтобы поподробнее рассказать вам об этих удивительных насекомых.
- Ребята, обратите внимание на мой костюм. Как вы думаете почему одежда белая или светлых тонов? Как вы думаете для чего мне защитная сетка на лице?
Ответы детей: (Для того чтобы защитится от пчел).
Пасечник:
- Вы правы. Хочу научить вас одному правилу безопасности. При общении с пчелами нельзя размахивать руками и убегать. Пчелы могут укусить. А еще пчелы боятся дыма и не кусают, поэтому у пчеловода есть специальный дымарь (показываю). Теперь я могу смело подойти к улью и заглянуть внутрь. Я хотел пригласить вас к себе на пасеку, но зимой пчелы находятся в улье, и там зимуют. Раз мы с вами не можем понаблюдать за жизнью пчел в живую, ведь сейчас зима и пчелы спят в ульях, я приглашаю вас посмотреть презентацию «В гостях у пчелы».
Воспитатель:
- Ребята, я вижу, вы устали, предлагаю перед просмотром, немного размяться.
Физкультминутка
Пчелка трудится весь день (Руками обрисовать перед собой круг.)
И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками.)
Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)
За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы.)
Унесет нектар тот в улей (Изображают полет.)
И назад вернется пулей. (Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)
В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами.)
Скоро ведь зима придет. (Поеживание.)
Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой.)
Надо летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты.)
Просмотр слайдов презентации «В гостях у пчелы».
3 часть
Пасечник:
- Ребята как вы узнали из фильма, пчела вырабатывает много полезных продуктов. Вот на таких рамках пчелы строят свои соты (дети рассматривают, трогают рамку).
А сейчас я приглашаю вас в научную лабораторию, чтобы поподробнее узнать о свойствах продуктов пчеловодства.
Ребята, что лежит у вас в тарелочках? Правильно, это соты с медом.
Опыт первый.
Пасечник: Возьмите в руки лупы и внимательно рассмотрите. На что похожи соты? (выслушиваю варианты детей). Выберите такую же геометрическую фигуру (фигуры лежат на столе). Сколько у нее углов? Как она называется?
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Пчелиные соты имеют форму шестиугольника.
Пасечник:
- Когда приходит время строить квартиры, из брюшка пчелки начинают сыпаться красивые прозрачные восковые пластиночки. Из этих пластинок пчелы строят соты.
Опыт второй.
Пасечник:
Попробуйте пожевать соты. Что вы чувствуете? (как жевательная резинка). Это еще один продукт, который «делают» пчелы - воск.
Какой вывод мы можем сделать? Пчелиные соты из воска.
Пасечник:
- Воск может принимать различные состояния. При нагревании воск становится мягким.
Пасечник проводит опыт, нагревая воск и демонстрируя детям твердое, мягкое и жидкое состояние воска.
Подвижная игра «Соты» : дети разделимся на 3 подгруппы, чья команда быстрее соберет соты (конструктор).
Пока дети собирают соты, помощник убирает тарелочки с сотами и ставит с мёдом.
Пасечник:
- А теперь поговорим о пчелином продукте, который является и лекарством и лакомством одновременно. Как вы считаете, что это?
Ответы детей: (Мед)
Опыт третий.
Пасечник:
Как вы думаете, у мёда есть запах? Давайте проверим. Возьмите тарелочку в руки, закройте глаза и понюхайте мед. Чем пахнет? (варианты ответов детей).
Какой вывод мы можем сделать? У мёда сильный аромат.
Опыт четвертый.
Пасечник:
Дегустация разных сортов мёда.
Посмотрите внимательно на баночки с мёдом (3 вида мёда). Что вы заметили? Одинаковый мёд в баночках? (мёд разного цвета). Как вы думаете, почему? (выслушиваю варианты ответов детей).
Попробуем мёд из разных тарелочек у вас на столах, какой вкус. Одинаковый вкус у мёда?
Какой вывод мы можем сделать? Мёд отличается по вкусу и цвету.
Как вы думаете, почему мёд может быть разным?
Пасечник:
- У каждого вида меда есть свое название, в зависимости от того, какого медоносного растения пчелы собирают нектар.
Воспитатель:
- Ребята, если например, пчелы собирают мед с цветков дерева липы, как будет называться мед? (липовый)
- А если с цветов? (Цветочный)
- А если с растения гречихи? (Гречишный)
Вывод: Вкус и цвет мёда зависит от того, с каких цветов пчёлы собирают нектар.
Динамическая пауза
Воспитатель:
На полу разложены цветы. Давайте превратимся в маленьких пчелок, и будем летать от цветка к цветку собирая нектар, под эту чудесную музыку («Вальс цветов» П. И Чайковского).
Пасечник:
- Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай название меда».
Перед вами 3 вида меда.
Гречишный - он темный, густой, пахнет гречневой крупой.
Липовый мед – светло желтый как цветки липы, и запах как у цветков липы.
Подсолнечниковый мед – яркий желтый как солнце как сам цветок подсолнуха, пахнет семечками.
Дети пробуют мед на вкус, соотносят с растениями.
Воспитатель:
- Вот видите ребята, как много нового мы узнали о пчелах. Алина, что ты узнала нового? Амир, что ты узнал нового?
- Дети, что вам запомнилось больше всего.
Воспитатель
- Большое спасибо, уважаемый Фёдор Иванович за ваш интересный рассказ о пчелах. Вот видите ребята, к нам пришел такой интересный гость, и мы с вами совершили путешествие в страну насекомых и поглубже познакомились с одним из ее представителей.
- Очень жаль, что Незнайка не попал к нам сегодня в гости. Но мы с вами ребята постараемся ему все рассказать о полезных продуктах пчеловодства, и предложим ему вкусный, мед, которые вылечат его.
Пасечник:
- Ребята, приглашаю вас летом к себе на пасеку. Там вы сможете поближе познакомиться с жизнью пчел.
- А в виде гостинца для вас я принес настоящее лакомство - пчелиный медом в банке, для укрепления вашего здоровья. До свидание ребята!