Марина Харитонова
Конспект проведения прогулки в старшей группе «Удивиться, узнать, порадоваться!» на тему «Август. Рябина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения прогулки в старшей группе «Почемучки»
Тема: «Удивиться, узнать, порадоваться!»
Цель: Формировать умение обосновывать своё мнение, убеждать сверстников в его справедливости. Формировать осознанное отношение к советам, замечаниям партнёров, признавая их значимость для получения положительных результатов общей деятельности.
Программное содержание :
-Формировать умение называть характерные особенности рябины в августе.
Публикация «Конспект проведения прогулки в старшей группе „Удивиться, узнать, порадоваться!“ на тему „Август, Рябина“» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Летние прогулки и наблюдения
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Прогулки. Август
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Рябина. Наблюдения на прогулке
- Старшая группа
- Темочки
-Уточнить какую пользу приносит рябина людям и птицам.
-Формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.
-Пополнение словаря словами: «терпкий»; очередные; продолговатые; с зубчатыми краями, гроздья, пурпурно-красный.
-Закрепить умение подбрасывать и ловить мяч, ходить по скамейке боком.
-Формировать умение создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;
-Привлекать детей к помощи взрослым. Формировать умение наводить поря-док на участке детского сада.
-Развивать организованность, инициативность, умение поддерживать дру-жеские взаимоотношения со сверстниками, сотрудничать со взрослыми.
-Воспитание чувства коллектива, бережного обращения с деревьями.
-Воспитывать желание доставить радость друзьям и близким.
Предварительная работа.
Заучивание считалки. Игра в подвижные игры: Дворовая игра «Штандер-стоп». Дворовая игра «Вороны и воробьи». «Мы весёлые ребята», «Карусель», «Море волнуется».
Оборудование и материал:
Материал и оборудование: письмо от лесовичка с планом, ведерки, «Цветик-семицветик», мешочки для мусора, мяч диаметром 20 см., скамейка длиной 2,5 м., высотой 20 см., шапочки с изображением ворон и воробьёв, костюм для лесовичка (родителя, шкатулка для украшений, ягоды рябины, проволока, бусы из рябинок, корзина, горшочек с рябиновым вареньем.
Ход прогулки:
1. Задание. Наблюдение.
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, на нашем участке я нашла необычное письмо. Как вы думаете, кому оно адресовано?
Дети: Детям старшей группы «Почемучки».
Воспитатель: Интересно, что в нем? Откроем, ребята?
(читает письмо) Здравствуйте ребята. Пишет вам старичок-лесовичок. Мне сорока принесла на хвосте весть, что вы умные и дружные ребята. Мне очень захотелось в этом убедиться. Но чтобы встретиться со мной и получить лесные подарки, вам необходимо выполнить задания. Поможет в этом вам карта-план. До скорой встречи! Ваш друг лесовичок.
Ну что, ребята, отправимся в путь?
Дети: Да.
Воспитатель: Вначале давайте рассмотрим план.
(1. нарисован лист рябины).
Что обозначено на плане?
Дети: лист рябины.
Воспитатель: Есть ли на нашем участке рябина? (находим рябину).
Ребята, мы на правильном пути. Вот и записка, оставленная для нас лесовичком.
-Расскажите стихотворение про рябину.
-Послушайте, Вероника расскажет стихотворение про рябину. Можете закрыть глаза, чтобы лучше представить, о чем говорится.
С рябиной свежей вазу
Поставили на стол.
Ее заметил сразу
Лишь в комнату вошел.
Есть рябину я не стану,
Лучше краски я достану,
Нарисую ягодки-
Влажные и яркие.
В каплях – бусинки росы
Удивительной красы.
Воспитатель: Ребята, понравилось ли стихотворение? Что представили?
Дети: ответы.
Воспитатель: Рябинка – так ласково называют люди это дерево. Название дерева состоит из 2 слов: «терпкий» и «ловящая птиц». Как вы думаете, почему?
Дети: ответы (объясняется значение слова «терпкий»- кислый и вяжущий, вызывающий оскомину)
Воспитатель: Был давний обычай заманивать птиц в силки ягодами рябины.
А сейчас давайте рассмотрим это дерево и выполним задания лесовичка.
2. Задание. Исследовательская деятельность
Воспитатель: Сколько стволов у рябины?
-Какого цвета кора? (серая кора).
-Потрогайте кору, погладьте ее. Какая она? (гладкая)
Возьмем в руки по листочку. На что похож листок? (овал, палочку, листья очередные, продолговатые)
-Общий черешок собран из нескольких пар миниатюрных листочков. Его вершинка оформлена непарным отдельным листиком.
Какой он на ощупь? (с зубчатыми краями)
Понюхайте, чем пахнет лист рябины.
Что происходит с цветом листьев? (начинают краснеть)
Почему? (скоро осень)
Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Что их привлекает?
Дети: плоды.
Воспитатель: Давайте рассмотрим плоды рябины. (ярко-красные или красно-оранжевые, шаровидной формы)
Какие птицы питаются ягодами рябины?
Кто еще любит рябину?
Как вы думаете, а людям рябина нужна?
Воспитатель: где используют рябину? (для приготовления варенья, конфет, уксуса, кваса)
Мама Димы: Древесина, ребята ценится при изготовлении музыкальных инструментов. Рябина - отличный медонос, пчелы собирают с нее много нектара и пыльцы.
Воспитатель: - Вот какое оказывается удивительное дерево растет на нашем участке. Некоторые ребята любят обрывать плоды рябины. Как вы думаете, они правильно поступают? Почему?
Ответы детей. (Нет. Ягодами рябины питаются птицы)
Родитель: - только осенью разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья – надо оставить и для птиц.
- Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему её сажали около домов. Давайте сорвём небольшую гроздь рябины, обвяжем её красивой ленточкой: пусть она оберегает наш детский сад.
Итог.
Похвала за доброе отношение, другим детям, ребёнка к природе.
Дидактическая игра: «Одень рябину».
Воспитатель: 1,2,3,4,5. Начинаем все играть.
Дружно за руки берёмся
И друг другу улыбнёмся. (Дети и родители встают в круг)
Предложить ответить на вопросы:
- Что дарит весна рябине?
- Что дарит лето рябине?
- Во что одевает рябину осень?
- Что делает зима для рябины?
Воспитатель: Все молодцы, были внимательными и знаете о природе.
3. Задание. Трудовая деятельность.
Воспитатель: А сейчас нам нужно двигаться дальше. Что нарисовано на нашем плане? (мешок для мусора, корзиночка).
Следующее задание Лесовичка - уборка. Как вы думаете, зачем Лесовичок нас просит об этом? (уберем ненужные листочки и веточки, чтобы было красиво и чисто)
Ребята, вы собирайте листочки, а родители веточки.
Мы с вами успешно справились с 3 заданием (обратить внимание как стало красиво и чисто).
4. Задание. Дворовая игра «Штандер-стоп».
Воспитатель: Ребята, вспомните, плоды рябины на что похожи? (шарик).
Они шаровидной формы. Посмотрите, что нарисовано на нашем плане. (мяч). В какую игру можно поиграть с мячом?
Воспитатель: Ребята, давайте считалкой выберем того, кто будет водящим.
Арина: Прилетели свиристели
На мою рябину сели.
Раз, два, три, четыре, пять!
Всех успею сосчитать.
Пели, пели, пели, пели.
А потом и улетели.
Раз, два, три, четыре, пять!
Больше некого считать!
Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра?
Какие правила нужно было соблюдать во время игры?
5. Задание. Коммуникативная игра. Подарок на всех
Воспитатель: Ребята, посмотрите, листья рябины похожи на лепестки одного волшебного цветка. Скажите, какой волшебный цветок исполняет желания?
Дети: Цветик-Семицветик.
Воспитатель: Лёня, «Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?»
Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
Воспитатель: Ребята, молодцы интересные желания у вас.
6. Задание. Дворовая игра: «Вороны и воробьи».
Воспитатель: Ребята, а какие птицы прилетают на рябину? ( Дети: ворона, воробей, синичка). Молодцы. А хотите, поиграть в игру «Вороны и воробьи»? (Да).
Играющие становятся в две шеренги посредине площадки. Расстояние между ними – 2–3 м. Первая шеренга – «вороны», вторая — «воробьи». Когда воспитатель произносит: «вороны» – играющие в этой шеренге разбегаются, пытаясь скрыться за линией «дома», расположенной в конце площадки. Игроки из второй шеренги их ловят. Затем воспитатель произносит «воробьи» – и игроки меняются ролями. Воспитатель одну и ту же шеренгу может назвать 2 раза подряд. Побеждает команда, которая поймает большее количество игроков противоположной команды.
Воспитатель: Ребята, а вот ещё одно письмо от лесовика. Он ждёт нас на участке. Хотите с ним встретиться.
Дети (Хотим).
Дети возвращаются на участок, где их встречает лесовик.
Лесовичок (родитель) : Ребята, я рад встрече с вами. Скажите, почему рябинку считают самым красивым деревом?
Дети: (у неё красивые листья, яркие ягоды).
Лесовичок: Правильно, словно девица – красавица. Накинула она на плечи шаль, расшитую зелёно-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. «Гроздьями висят их красивый наряд, собери на нитку ягод – для души из рябины бусы очень хороши!» (показывает бусы из рябины).
6. Задание. Самостоятельная деятельность.
Воспитатель: Ребята, а в какие игры вы можете поиграть с лесовиком?
Дети называют игры. («Мы весёлые ребята», «Карусель», Море волнуется»).
Андрей и Татьяна Григорьевна, я попрошу Вас организовать игры с детьми, а Стёпу и Алию выбрать водящего с помощью считалки.
-Вы на веранде поиграйте, а мы с Ириной К., Мишей К, Ариной Ч. сделаем бусы из рябины.
8. Задание. Индивидуальная работа.
Воспитатель и дети делают бусы из рябины для гостей (воспитателей).
9. Задание. Индивидуальная работа по развитию основных движений.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые бусы у нас получились.
Теперь эти бусы надо подарить гостям. Но, чтобы к ним дойти, надо пройти вот по этой скамейке. Подойдите ко мне - Коля Ч., Ибрагим И., Миша К., Лёня У. Ребята, идти нужно, так как птицы передвигаются по ветке, осторожно боковым шагом. Возьмите бусы и отнесите гостям. (Дети идут по скамейке боком).
10. Итог прогулки. Сюрприз от «лесовичка».
Лесовичок: ребята, а хотите своих родителей порадовать? (да).
Тогда найдите на веранде мою шкатулку для украшений. (Дети находят шкатулку и отдают лесовичку).
Ребята, подарите от меня вот эти браслетики из рябины своим родителям. (Достаёт из ларца браслетики, раздаёт детям).
Дети раздают браслетики своим родителям.
Лесовичок: Ребята, и уважаемые взрослые, Вы мне очень понравились. Ребята, действительно умные, много знаете и умеете дружно работать и играть. Вы справились со всеми заданиями.
Лесовичок - Ответы правильными были, сюрприз по праву заслужили (достаёт из корзиночки горшочек с рябиновым вареньем). Мне пора обратно домой- в лес.
Воспитатель: Ребята, скажем большое спасибо лесовичку за подарки.
Вам понравилась сегодня прогулка -игра с родителями?
Какие качества вы проявили во время выполнения заданий лесовичка? (внимательность, смекалку, дружелюбие, ловкость, самостоятельность, умение договариваться).
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад, приглашаю всех на чаепитие.