Елена Карамова
Конспект прогулки «Мир насекомых» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Костромы «Детский сад № 4»
г. Кострома, мкр-н Венеция, д. 11; тел. :33-28-11, е-mаil : detsad-4v@mail/ru
Конспект
организованной образовательной деятельности на прогулке
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Мир насекомых
Автор: Карамова Елена Николаевна,
воспитатель, высшая кв. категория
Кострома, 2020 год
Технологическая карта прогулки
Автор: Карамова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Публикация «Конспект прогулки „Мир насекомых“ (старший возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Возрастная группа воспитанников: подготовительная
Направленность группы: общеразвивающей направленности
Вид прогулки : тематическая
Цель: формирование у детей познавательных, эстетических, экологических представлений о насекомых
Задачи: Образовательные:
Закреплять знания детей о характерных признаках насекомых, их образе жизни
Формировать целостную картину окружающего мира
Содействовать созданию игровой обстановки, поощрять использование в игре предметов – заместителей
Развивающие:
Способствовать развитию любознательности, наблюдательности, познавательного интереса
Способствовать развитию психических процессов: мышлению, памяти, вниманию, воображению, речи
Способствовать развитию социально-личностных и коммуникативных навыков
Оздоровительные:
Способствовать всестороннему физическому развитию, оптимизации двигательной активности
Способствовать закаливанию и укреплению здоровья детей
Воспитательные:
Воспитывать дружелюбие, честность, смелость, самостоятельность, активность
Воспитывать элементарную экологическую культуру
Интеграция образовательных областей: социальнокоммуникативное развитие;
речевое развитие; художественноэстетическое развитие; физическое развитие
Структурные компоненты прогулки Способы
организации детской деятельности Художественное слово.
Способы поддержки
детской инициативы Материал и оборудование Примерная длительность
Наблюдение «Бабочка» Цель: Закрепление представлений о бабочке, ее образе жизни, нежном и хрупком строении
Фронтальный
Организационный
момент:
Сообщение темы и
цели прогулки
Чтение
стихотворения
Беседа «Бабочка»
Рассматривание объекта Привлечь внимания к бабочке, спрятавшейся под столом и личным примером дать образец в проявлении чувств радости, удивления, восторга:
- Легкокрылая красавица! Легкая, воздушная, нежная; яркая, как крылатый цветок!
Выразить удивление:
- Почему же она спряталась, трепещет от страха! (ответы детей)
- Бабочка мне прошептала, что боится. Кто-то хотел поймать ее сачком. Она думает, что мы тоже ее обидим.
- Что же нам делать, как успокоить бабочку? (предложения детей)
- Мы – друзья природы! Бережем и защищаем наших маленьких соседей!
- Я вам предлагаю наблюдать сегодня за насекомыми, показать бабочке и ее друзьям - насекомым, как мы играем, дружим и никого не обижаем!
Людмила Мелехова «Бабочка»
«Бабочка мило порхнула,
Села на яркий цветок,
В сладкий нектар окунула
Крохотный свой хоботок.
Крылья — цветочки раскрыла
Ими любуюсь, стою.
Я про игрушки забыла,
Песню уже не пою.
Громко кричать перестану,
Братец мой тоже молчит.
Бабочку трогать не стану —
Пусть куда хочет, летит»
Вопросы:
- Что есть у бабочки? Для чего?
- Чем покрыты крылья у бабочки?
- Что делает бабочка, перелетая с цветка на цветок?
«У бабочек крылья покрыты цветными чешуйками. Чешуйки очень нежные и при легком прикосновении к ним стираются, тогда бабочка не сможет летать и погибнет от голода.
У бабочек 6 лапок, при помощи которых они держатся на цветах и передвигаются по ним.
У них есть усики и хоботок, свернутый спиралью. Сидя на цветке, бабочка развертывает хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар.
Бабочки перелетают с цветка на цветок, так они переносят цветочную пыльцу. На опыленных растениях будет больше семян» Объемный макет
«Бабочка» 5-7 минут
Игра-имитация
«Бабочка» Цель: Развитие воображения, артистических способностей
Фронтальный
Введение в игру
Имитация движений
Загадка:
«Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел»
Просьба
- Изобразите, пожалуйста, бабочку
в полете, как она выбирает цветок, садится, пьет нектар
Положительная оценка
- Молодцы, какие легкие, порхающие бабочки.
Помогли опылить растения. Спасибо! 3-5 минут
Познавательно-исследовательская деятельность
«Что выберут муравьи?» Цель: Развитие познавательного интереса, наблюдательности, умения анализировать, делать выводы
Групповой
Введение
в исследовательскую деятельность
Постановка цели
Прогнозирование
Наблюдение
Установление факта
Формирование вывода Загадка:
«Побежали по дорожке
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей …»
- Муравьи очень сильные. Давайте выясним, какая же пища дает им силу?
- Как вы думаете, что выберут муравьи и почему?
Вопрос:
- С помощью чего насекомые ищут пищу? (усики)
Муравьи выбирают сахар, соль их не интересует.
Сахар-углевод имеет запах, привлекающий муравьев, очень быстро насыщает организм энергией, силой.
Муравьи приспособились легко переваривать сахар
Соль непривлекательна, так как не повышает силу и не дает чувство сытости Кубик сахара- рафинада, комочек соли 5-7 минут
Подвижная игра
«Паук и мухи» Цель: Развитие воображения, равновесия, выдержки, честности
Фронтальный
Введение в игру
Загадка:
«Ткач тот - маленький и ловкий
Ткёт он сети со сноровкой.
У него есть восемь ножек,
И поймать он муху может»
Вопрос:
- Как вы думаете нашей бабочке небезопасно приближаться к паутине?
- Как вы считаете паук злой? (способ питания-хищник) Ободок «Паук» 7-9 минут
Сюжетно-ролевая игра
«Пасека» Цель: Расширение диапазона детских игр, закреплять представления о профессии «Пчеловод»;
развитие воображения, коммуникативных, артистических способностей
Групповой
Введение в игру
Вопрос:
- Чем питается бабочка?
- Какие еще насекомые собирают нектар?
Загадка:
«Зайдите к нам на огород:
Стоит под яблоней завод,
В нём – тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мед»
Уточнение основных игровых действий
Помощь посредством включения в игру
Поощрение Обручи – улья,
ведерки для «меда», ободки на голову
«Пчелки» 20-25минут
Самостоятельная
деятельность
Цель: Развитие двигательной, коммуникативной, творческой активности; самостоятельности
Фронтальный
Привлечь внимание детей к игрушкам подсказка
поощрение
помощь путем включения в игру
оценка поведения, игровых действий
образец этически ценного поведения Спортивные, предметные,
сюжетные игрушки;
настольные
игры, книги, материал для изобразительных игр 1ч. 20– 1ч. 45минут
Труд в природе
Цель: Формирование практических навыков по уходу за растениями; умения получать радость от труда
Групповой
Введение в трудовую деятельность
Оценка трудовой деятельности Вопрос:
- Как вы думаете, захочет ли наша бабочка и другие
насекомые опылять засохшие цветы? (потеряли привлекательность, не благоухают)
- Как помочь растениям привлечь насекомых? ( ухаживать: полоть землю, поливать, удобрять)
Потешка:
«Лейка, воду не жалей-ка.
Клумбы, грядочки полей-ка!
Дождик прыгает по грядкам.
Поливает по порядку!» Лейки детские 5-7 минут
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» Цель: Развитие описательной речи, сообразительности, умения находить отличительные признаки
Групповой
Сюрпризный момент
Оценка игровой деятельности Появление «Чудесного сундучка»
Вопрос:
- Как вы думаете, что спрятано в «Чудесном сундучке»?
Предложение по очереди загадывать выбранное насекомое. Кто первый угадывает, тот выигрывает фишку-шишку «Чудесный сундучок», игрушки «Насекомые»
шишки 10-15 минут
Индивидуальная образовательная деятельность по развитию
основных движений Цель: Развитие силы толчка, координации движений во время прыжков в длину с места на двух ногах
Упражнение
«Прыгни,
как кузнечик» Загадка:
«С ветки на ветку прыгает пружинка
Зеленая спинка.
По травке и былинке, перепрыгнет и тропинку»
Поощрение 4-6 минут
Индивидуальная образовательная деятельность
по ФЭМП
Цель: Закрепление навыков счета, умения соотносить цифру и число
Упражнение
«Кто какой по порядку…»
Считалка:
«Насекомых стал считать.
Один, два, три, четыре, пять,
Шесть — кузнечик на траве,
Семь — букашка на цветке,
Восемь – жук большой ползет,
Девять – пчелка мед несет.
Ну, а десять – стрекоза.
Вот считалочка и вся!» «Чудесный сундучок», набор игрушек «Насекомые».
Карточки с изображением цифр от1до10 5-7 минут
Индивидуальная образовательная деятельность
по развитию мелкой моторики Цель: Развитие мелкой моторики руки, навык правильного держания карандаша
Упражнение «Нарисуй бабочку» Просьба: Помоги нарисовать портрет бабочки
Загадка:
«На цветок пахучий
Сел цветок летучий» Палочки
для рисования на песке 5-7 минут
Бытовой труд
«Дружные ребята» Цель: Развитие желания трудиться с радостью, вместе дружно
Фронтальный Художественное слово:
«Мы дружные ребята, мы весело живём,
С игрушкой поиграем, на место уберем!» Корзинки для игрушек 2-3 минуты
Подвижная игра
««Медведь и пчёлы» Цель: Развитие навыков лазания, бега
Фронтальный Художественное слово:
Вот на дереве дупло,
Меду сладкого полно,
Летят пчелы на луг,
А медведи тут-как тут,
Лезут, вкусный мед едят,
Пчелы вдруг домой летят!
Оценка игровой деятельности
Итог Цель: Формирование эмоциональной сферы, умения оценивать и анализировать свои чувства, ощущения, поступки; смело озвучивать товарищам
Фронтальный
Рефлексия Вопросы:
- Что сегодня удивительного произошло на прогулке? (голубой)
- Что интересного узнали? (синий)
- Что полезного, доброго сделали? (зеленый цвет)
- Что понравилось, обрадовало? (желтый)
(Неприятность, обида – коричневый; грубость – черный; фиолетовый -другое; красный – мне нужна помощь) Поднос, разделенный на цветные сектора с карточками для обозначения личных чувств
и ощущений 3-5 минут