юля егорова
Конспект продуктивной деятельности по рисованию в подготовительной группе детей с ОНР «Поможем Федоре»
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Кукуйский ЦО»
Конспект продуктивной деятельности (рисование)
в подготовительной группе детей с ОНР
Тема «Поможем Федоре»
Воспитатель: Егорова Ю. А.
Место проведения: группа.
Коррекционно-образовательные цели:
1. Закрепление представления детей о видах посуды и её назначении.
Публикация «Конспект продуктивной деятельности по рисованию в подготовительной группе детей с ОНР „Поможем Федоре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
2. Активизация и актуализация словаря по теме «Посуда»
3. Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных в родительном падеже единственного числа, понимание значения и употребление предлогов «на», «над»; образование и употребление относительных прилагательных и существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Закрепление навыка слогового анализа и синтеза, чтения слогов с изученными буквами.
5. Продолжать учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство силуэта чашки, находить красивые сочетания красок; использовать в своём творчестве элементы декоративно-прикладного искусства (растительные, геометрические)
Коррекционно-развивающие цели:
6. Развитие зрительного восприятия и памяти.
7. Развитие логического мышления.
8. Развитие мелкой моторики и координации речи с движениями.
9. Развитие творческого воображения.
10. Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать кисть в разных направлениях).
Коррекционно-воспитательные цели:
11. Формирование навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
12. Формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, желания помогать людям в трудную минуту.
13. Воспитание аккуратности, стремления к чистоте и порядку, трудолюбия.
Словарная работа:
Существительные: посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, тарелка, миска, кувшин, нож, вилка, ложка, половник, сахарница, хлебница, бокал, кружка, сковорода, кастрюля, ковш, сервиз, неряха.
Прилагательные: чайный, столовый, кухонный, мелкий, глубокий, верхний-средний-нижний, хрупкий, заварочный, посудомоечная (машина);
прилагательные-антонимы: новый-старый, чистый-грязный, целый-разбитый, лёгкий- тяжёлый, светлый-тёмный, яркий, блестящий- тусклый;
относительные прилагательные: стеклянный, фарфоровый, пластмассовый, серебряный, малиновый, клубничный, вишнёвый, сливовый, абрикосовый, грушевый, яблочный, смородиновый.
Глаголы: готовить, пить, хранить, варить, заваривать, жарить, кипятить, мыть, вытирать, сушить, чистить, расставлять, убирать, ронять, открывать, закрывать, хозяйничать.
Оборудование:
Презентация (слайд №1-15, магнитная доска на стойке, наборы игрушечной посуды, подносы, плоскостные изображения чашек со слогами, цветные магниты, мяч, раздаточные предметные картинки (нож, ковш, чайник, чашка, вилка, ложка, миска, кастрюля, тарелка, фартуки трёх расцветок, сюрпризный момент- банка с вареньем, принадлежности для работы с красками и плоскостные силуэты чашек для раскрашивания.
На зеркале расположено панно в виде скатерти с самоваром, на трёх детских столах расставлены наборы игрушечной посуды и подносы, на стойке с магнитной доской силуэты чашек с написанными слогами: «по», «су», «да».
Предшествующая работа:
* Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе»;
* разучивание пальчиковой гимнастики «Моем посуду» и подвижной игры «Посуда на подносе»;
* работа по расширению, уточнению и активизации словаря по темам «Посуда», «Продукты питания»;
* проведение дидактических игр «Назови ласково», «Назови варенье», «Скажи наоборот», «Попроси о помощи»;
* Лепка и украшение чашек из пластилина;
* Роспись силуэтов чайных блюдец.
Ход НОД:
Организационный момент. (Совершенствование навыка чтения слогов с изученными буквами и составления слов из этих слогов)
(Дети встают перед магнитной доской. На доске плоскостные изображения трё х разноцветных чашек со слогами: «ДА», «СУ», «ПО»).
Воспитатель: Ребята, сейчас вы сами догадаетесь, о чём мы сегодня поговорим. Прочитайте слог, который написан: на синей чашке (дети читают «ПО», на жёлтой чашке (дети читают «СУ», на красной чашке (дети читают «ДА»).
- Какое слово получается из этих слогов? (дети читают «ПОСУДА», один ребёнок располагает чашки в правильном порядке)
- Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? (о посуде)
Мы поговорим о посуде, поиграем в интересные игры и встретимся со сказочным персонажем.
1. Игровое задание «Три подноса» (Развитие логического мышления. Закрепление представлений о разных видах посуды, её назначении).
(Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики перед экраном)
Слайд № 1. (посуда, разделённая на три группы : кухонная, столовая, чайная)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Хозяйка разложила всю посуду на три подноса: красный, жёлтый, синий. Постарайтесь догадаться: почему именно так разложена посуда?
Дети: На красном подносе — кухонная посуда. На желтом подносе — столовая посуда. На синем подносе — чайная посуда.
Воспитатель: Для чего нужна кухонная посуда?
Дети: Кухонная посуда нужна для того, чтобы готовить и хранить еду.
Воспитатель: Для чего нужна чайная посуда?
Дети: Чайная посуда нужна для того, чтобы пить чай.
Воспитатель: Когда нам нужна столовая посуда?
Дети: Столовая посуда нужна, когда мы едим.
Воспитатель: Ножи, ложки и вилки -это столовые приборы. Они тоже относятся к столовой посуде.
2. Игра «Семейки» (Развитие зрительного внимания, общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Актуализация словаря по теме («Посуда»)
На трёх отдельно стоящих столиках разложены наборы игрушечной посуды и пустые подносы, на хохломском столике лежат фартуки трёх разных расцветок)
Воспитатель: Я предлагаю вам немного похозяйничать на нашей кухне. Но сначала надо надеть фартуки. Поднимите руку, кто сам умеет завязывать фартук (дети поднимают руку).
- а что же делать тем, кто не умеет самостоятельно завязать фартук?
Дети: Надо попросить помощи у ребят или у взрослых.
Воспитатель: Какие «волшебные» слова пригодятся вам, когда вы просите о помощи?
Дети: «Пожалуйста» и «Спасибо».
Воспитатель: Вы можете попросить о помощи и своих друзей
Ребята, обратите внимание, что не все фартуки одинаковые. Я предлагаю собраться в отдельные круги ребятам в одинаковых фартуках.
(дети в одинаковых фартуках собираются в три круга).
Воспитатель: Каждый круг –это отдельная семейка. Каждая семейка получит своё поручение.
(воспитатель поочерёдно подходит к каждой «семейке)
-Ваша семейка будет хозяйничать за первым столом. Вам надо выбрать и поставить на поднос только кухонную посуду.
-Ваша семейка будет хозяйничать за вторым столом. Вам надо выбрать и поставить на поднос только чайную посуду.
-Ваша семейка будет хозяйничать за третьим столом. Вам надо выбрать и поставить на поднос только столовую посуду.
Воспитатель: Я желаю вам работать дружно и советоваться друг с другом.
(после выполнения задания, воспитатель приглашает всех детей собраться у первого стола).
Воспитатель: Какую посуду вы поставили на поднос?
Дети: Мы поставили на поднос кухонную посуду: чайник, кастрюлю и сковороду.
(воспитатель приглашает детей перейти ко второму столу)
Воспитатель: Какую посуду вы поставили на поднос?
Дети: Мы поставили на поднос чайную посуду: чашки, блюдца, чайник, сахарницу.
(дети переходят к третьему столу)
Воспитатель: Какую посуду вы поставили на поднос?
Дети: Мы поставили на поднос столовую посуду: глубокие тарелки, мелкие тарелки, ножи, вилки, ложки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все «семейки» работали дружно и справились с поручениями.
3. Подвижная игра «Посуда на подносе» (Закрепление относительных прилагательных. Развитие творческого воображения, координация речи с движением)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Посуда на подносе» (дети становятся в круг)
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(дети «надувают» живот; одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
(Приседают, одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца
(Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются.
(«стучат» кулачками)
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
(Потягиваются, руки смыкают над головой)
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принёс
(Делают большой круг)
4. Игровое задание «Скажи наоборот» (активизация прилагательных-антонимов)
Слайд № 8 (Старая посуда)
Воспитатель: А это что за посуда? Это не наша посуда. Наша посуда была новая, а эта… какая?
Дети: старая
Воспитатель: Наша посуда была чистая, а эта…
Дети: грязная
Воспитатель: Наша посуда была целая, а эта…
Дети: разбитая
Воспитатель: Наша посуда была светлая, а эта…
Дети: тёмная
Воспитатель: Наша посуда была лёгкая, а эта…
Дети: тяжёлая
Воспитатель: Наша посуда была яркая, красочная, а эта…
Дети: тусклая
5. Игровая ситуация «Поможем Федоре» (Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Активизация глагольного словаря по теме).
Слайд № 9. (пустые полки)
Воспитатель: Совсем посуды не стало. Пустая полка. Ребята, мне это напоминает одну сказку, в которой от непрухи убежала посуда. Что это за сказка?
Дети: «Федорино горе».
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам идёт.
(Заходит Федора под музыку из мультфильма)
Федора : (причитает) Ох, горе мне, горе! Что же мне теперь делать? Ни поесть, ни попить, щи-кашу ни сварить…
Воспитатель: Ребята, да это сама Федора из сказки. Что у вас случилось, Федорушка?
Федора : Вся посуда от меня убежала и возвращаться не хочет. Видно сильно я её обидела. Как же мне без посуды жить? Помогите мне вернуть посуду.
Воспитатель: Поможем Федоре? (ответы детей) Мы научим тебя, как надо обращаться с посудой, и она к тебе обязательно вернётся. Сначала ребята тебе расскажут, как надо ухаживать за посудой
Дети: Посуду надо мыть, чистить, вытирать, убирать на место, беречь, не ронять.
Воспитатель: А ещё посуду надо называть ласково, чтобы она на тебя не обижалась. Давайте научим Федору называть посуду ласково.
6. Игра с мячом «Назови ласково» (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
(Федора играет в кругу вместе с детьми)
Ложка – ложечка
Тарелка – тарелочка
Чашка – чашечка
Чайник – чайничек
Кастрюля – кастрюлечка
Стакан – стаканчик
Кувшин – кувшинчик
Вилка – вилочка
Нож – ножичек
Бокал – «бокалик» (Федора отвечает неправильно, дети её поправляют)
Воспитатель: А теперь давайте Федору научим мыть посуду
7. Пальчиковая гимнастика «Моем посуду» (Развитие мелкой моторики, координации речи с движениями)
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте научим Федору мыть посуду.
Кран с водою мы откроем
(вращательные движения кистью правой руки)
И посуду перемоем
(круговые движения правой ладонью по левой ладони)
Мы посуду для Федоры
Вымоем без уговоров
(кулачки сжимать-разжимать)
Моем вилку, чашку, ложку,
Сковородку, поварёшку,
Моем блюдце и стакан
(большой палец «здоровается» с остальными пальцами)
И закроем крепко кран.
(Вращательные движения кистью левой руки)
Воспитатель: Знаешь, Федора, сейчас у некоторых хозяек на кухне есть современная бытовая техника, которая сама моет посуду. Ребята, как называется такая бытовая техника?
Дети: Посудомоечная машина
8. Продуктивная деятельность
Федора : Спасибо вам, ребята, что научили меня ухаживать за посудой.
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!»
Воспитатель: Мы с ребятами уверены, что посуда к тебе обязательно вернётся.
Федора : Мне хочется вас отблагодарить за помощь. Хотите, я научу вас украшать чашки? (Ответы детей) Я ведь в молодости этим ремеслом занималась.
(Дети снимают фартуки и садятся за столы. На столах приготовлены: контурные силуэты чашек и все принадлежности для работы с красками)
Слайды № 10 – 12 (образцы чайной посуды, украшенной росписью с растительными и геометрическими элементами)
Слайды № 13- 15 (образцы росписи с растительными и геометрическими элементами)
Федора : Ребята, посмотрите на экран. (воспитатель обращает внимание детей на образцы украшенной чайной посуды, на образцы элементов росписи, напоминает детям о правилах работы с кистью. Затем предлагает детям раскрасить силуэты чашек, выбрав элементы росписи, которые им понравились больше всего. Во время работы детей звучит фоновая музыка
После выполнения работы, украшенные силуэты чашек дети крепят на панно, выполненное в виде скатерти с самоваром).
9. Сюрпризный момент «Угощение Федоры» (Образование относительного прилагательного «сливовый»)
Воспитатель: Какие красивые чашки получились! Из какой чашки вы бы хотели чай попить? (Логопед спрашивает нескольких детей)
Федора : А я хочу вас вареньем угостить-сливочным. Сама варила, из слив.
(Даёт воспитателю банку с вареньем)
Воспитатель: Федорушка, спасибо большое за варенье, но сливочное бывает масло, а варенье из слив называется…
Дети: сливовое варенье
Федора : Вот спасибо, вы ещё и говорить меня правильно научили. Чай с вареньем будете пить и Федорушку вспоминать. (Дети благодарят Федору).
Пойду домой, может быть посуда моя уже вернулась. (Прощается, уходит)
Итог
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Федора исправится? Перестанет быть неряхой? (ответы детей) Мне очень приятно, что вы сегодня сделали доброе дело – научили Федору правильно обращаться с посудой; были дружными, активными, внимательными.