Ирина Буянова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Природа Кузбасса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе
Конспект занятия по познавательному развитию подготовительная группа
Тема: «Природа Кузбасса»
Цель: Ознакомление детей с природой Кузбасса и климатическими условиями.
Темочки:
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Природа Кузбасса: животные, растения
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
Программное содержание: Расширить и актуализировать представление детей о природном мире родного края; познакомить с понятием «Климатические условия», «Тайга»; закрепить название растений которые растут в Кемеровской области.
Развивать память, внимание, мышление, связную речь, словарь.
Воспитывать бережное отношение к природе, обучение правилам безопасного поведения на поляне и в лесу и бережного отношения к природным богатствам края.
Демонстрационный материал:
• Географическая карта Кемеровской области;
• Презентация «Природа родного края»: Салаирский кряж, Кузнецкое Алатау, Горная Шория; тайга, хвойные и лиственные деревья; цветы: кандыки, ландыши, медуницы, огоньки; лекарственные травы: хвощ, хмель, борщевик, дягиль, папоротник и крапива; лечебные растения: ромашка, мать-и-мачеха, душица, зверобой, боярышник.
Ход занятия:
Воспитатель: сегодня мы познакомимся на занятии с климатическими условиями и природой Кузбасса.
Климат у нас в Кузбассе резко континентальный. Это значит зима у нас суровая, холодная и длинная. Уже в ноябре, хоть это и осенний месяц, уже ложиться снег. А полностью тает только в конце марта, хоть это еще весенний месяц. А лето жаркое и совсем короткое.
Воспитатель: Кузбасс богатый край.
- Чем богат Кузбасс? (углем, железной рудой)
Воспитатель: но есть еще одно богатство в Кузбассе. Какое вы узнаете если отгадаете загадку:
Бывает: лиственный, еловый,
Берёзовый, ещё — сосновый.
Могучий он, порой — опасный,
Но в тоже время — он прекрасный. (лес)
Воспитатель: если посмотреть на карту Кузбасса, то мы увидим много зеленого цвета.
- Как вы думаете, почему? (много лесов)
Воспитатель: Кемеровская область лежит на равнине и в горных районах, поэтому природа у нас разнообразная и очень красивая.
Горные районы – это Салаирский кряж, Кузнецкое Алатау, Горная Шория, вся местность покрыта тайгой. (показ слайдов)
В тайге растут в основном хвойные деревья. Давайте вспомним, какие хвойные деревья вы знаем и найдем картинки этих деревьев (дети находят картинки с деревьями: сосна, пихта, кедр, лиственница).
Также в тайге встречаются и лиственные деревья. (дети находят картинки березы, осины). Там растут и кустарники: черемуха, смородина, калина, желтая акация)
Люди побывавшие в тайге, говорят что там очень тяжело ходить, потому что много поваленных старых деревьев. Их еще называют буреломом. (показ слайда) В тайге темно, потому что деревья высокие, растут близко друг к другу и солнечные лучи плохо освещают лес. Поэтому, когда вы заходите в тайгу становиться неуютно, мрачно.
Вот такая суровая, негостеприимная тайга. (показ слайда)
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку:
Зеленая красавица
В лесу растет, всем нравится.
Лапы ее колкие
Усыпаны иголками. (елка)
Воспитатель: Срубленное и наряженное дерево называют елкой. А в лесу это дерево называется ель.
Ель легко узнать: у нее остроконечная верхушка и ветки внизу наклонены вниз. Каждый год вырастает новый ярус веток.
С давних времен повелось елки ставить в домах перед Новым годом, наряжать их.
- Как вы думаете, хорошо это? (показ слайда)
Воспитатель: хорошего в этом мало. Ведь, если елку поставить в каждой квартире небольшого города, понадобится целый лес. Лучше поставить искусственную елку на Новый год. Не стоит ради нескольких дней губить огромное количество живых деревьев.
Из ели делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.
Физкультминутка "Деревья":
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо — влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад (2 раза)
Воспитатель: В тайге можно встретить еще одно хвойные дерево кедр.
- А что что растет на кедре? (Кедровые шишки)
Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают.
- Можно ли сказать, что птицы-кедровки выращивают лес?
Из кедра получают вкусное и полезное масло, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.
Воспитатель: А сейчас я расскажу сказку еще про одно таежное дерево - лиственницу. Когда-то Природа раздавала всем деревьям наряды: березке достались нежные листочки, кедру - длинные пушистые иголки, сосне - тоже иголки, но другие.
Деревья говорят: "Почему березке и осинке такие симпатичные лоскутки, а нам - иголки? Мы что, все жизнь шить будем?" И сказала Природа: "Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А иголки останутся на вас вечно, так будет справедливо".
Тут и лиственницы очередь подошла. Сперва попросила она себе иголки: все-таки среди снегов всегда оставаться зеленой - просто замечательно! Потом вернулась и попросила хоть чуть-чуть сделать ее похожей на березу. "Хорошо!" - сказала Природа. И у лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на зиму они стали желтеть и облетать, как листья у березки. Лиственница - очень прочный строительный материал. Дома, построенные из нее, сохраняются сотню лет. В воде лиственница не гниет, становится прочной, как металл.
Дидактическая игра «Лес»
На доске выставляется три карточки (лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес. И плоские изображения лиственных и хвойных деревьев на магнитиках). Дети размещают деревья в зависимости от их породы к нужным карточкам.
Воспитатель: о лесе люди придумали пословицы:
1. "Лес - богатство и краса, береги свои леса!"
2. "Враг природы тот, кто леса не бережет".
Воспитатель: Наш край богат лекарственными травами: ландыши, ромашка, валериана, бессмертник, мать – и – мачеха, боярышник, череда, зверобой, душица. Целая зеленая аптека! Сборщики трав собирают их в нужное время, затем правильно сушат и отправят в аптеки. Люди покупают их и заваривают лечебные чаи.
Воспитатель: а теперь послушайте правила поведения в лесу.
Правила поведения в лесу
• Быть все время рядом с родителями, а отходить от них можно только так, чтобы находиться в зоне видимости.
• Ни в коем случае не есть и не пробовать листья растений, ягоды, а тем более грибы!
• Не подходить близко и не прикасаться к животным и насекомым. В лесу много змей, мышей и клещей, которые быстро заносят инфекции.
• Не приближаться к рекам и водоемам.
• Ваша одежда должна быть яркой, желательно со светоотражающими элементами.
• Если вдруг почувствуете опасность, сразу позовите вас на помощь.
• Внимательно смотрите под ноги в лесу, чтобы не заработать вывих и не провалиться в какую-то яму.
• Соблюдайте правила поведения в лесу, не оставляйте на природе мусор.
• Если у вас получилось большое количество отходов, то выкопайте для них небольшую ямку, положите их туда и засыпьте их землей или прикройте дерном.
• Никогда не разбивайте стеклянные бутылки!
• Не рвите и не мните траву, цветы, ветки деревьев.
• Не кричи и не шуми в лесу.
• Не разоряй гнезда птиц и муравейники!
Воспитатель: Послушайте стихотворение Ольги Жилиной «Богатый природой Кузбасс».
Богата родная Россия, но прямо скажу без прикрас
Что края любого в России, наш милый, богатый Кузбасс.
По сердцу мне снежные горы, синь рек, заливные луга,
Колхозных угодий просторы, зеленая вечно тайга.
Воспитатель: вот мы закончили свое путешествие по лесам и полям нашего края, повторили правила поведения в лесу. Тайга наша щедрая на подарки и я хочу подарить вам по кедровой шишке. (воспитатель раздает детям по кедровой шишке)
Итог:
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- С какими растениями познакомились?
- Какие лекарственные растения запомнили?
- Как называется хвойный лес?