Татьяна Васильева
Конспект практического занятия педагога-психолога с родителями «Первый раз в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности родителей по подготовке ребенка к детскому саду, а также в период адаптации.
Задачи:
- создание благоприятной атмосферы среди родителей;
- познакомить родителей с понятиями «адаптация», «адаптационный период»;
- рекомендации родителям по снижению эмоционального напряжения ребенка в адаптационный период.
Оборудование и материалы: мяч, теннисные шарики по 5-6 шт на каждого родителя, повязки, памятки «Как помочь малышу в период адаптации» по одной на каждого родителя.
Публикация «Конспект практического занятия педагога-психолога с родителями „Первый раз в детский сад“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Планируемые результаты: родители стали понимать, что переживает их ребенок в адаптационный период, и смогут оказывать ему необходимую поддержку.
Ход встречи
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть всех вас сегодня здесь видеть. Наша встреча не совсем обычная. Она будет проходить не в форме лекции, а в форме разговора друг с другом, с играми и обменом мнениями. Поэтому я предлагаю начать с приветствия. Вы, передавая мяч по кругу, называете свое имя и любимое увлечение.
Проводится ритуал приветствия «мяч по кругу».
Психолог: поступление в детский сад у ребенка вызывает стрессовые состояния. На это влияет и смена режима дня, и окружение. Адаптация, ее успешность зависит от того, насколько сформированы адаптивные механизмы.
Что изменилось в поведении Вашего ребенка? Стал ли просить пустышку, появилась ли плаксивость, стал ли ночью часто просыпаться?
Ответы родителей.
Психолог: у многих детей появились те или иные изменения в поведении. У малыша могут появиться отрицательные эмоции. Они неизбежные спутники малыша при адаптации к детскому саду. Ребенок напоминает в это время пришельца: он то сидит, как окаменелый, не отвечает на вопросы, не идет на контакт, то вдруг начинает бегать по группе, постоянно подбегает к дверям, дожидаясь прихода родителей.
Слезы. Малыш часто плачет – от временного хныканья до постоянного, почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет «за компанию» с другими детьми.
Страх. Ребенок боится многого: незнакомой обстановки, новых людей, а больше всего того, что мама не придет за ним и не заберет обратно домой.
Гнев, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между новоиспеченными воспитанниками. Разумно их игнорировать.
Речевое развитие не только тормозится, но и временно деградирует. Может выясниться, что ребенок помнит только глаголы и междометия.
Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома, в соду во время адаптации сбивчив, порой ребенок не ложится спать вообще. Аппетит также может резко снизиться.
Как снизить эмоциональное напряжение малыша в этот непростой для него период расскажет памятка, которую я для вас подготовила (приложение 1).
А теперь мы с вами поиграем.
Проводится упражнение «Теннисные мячики».
Психолог: посмотрите на мячики в моей корзине – это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам.
Я раздаю вам:
- ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение «Бесконечного времени», и «неизвестно, заберут ли меня домой»;
- незнакомую обстановку;
- незнакомых взрослых, мальчиков и девочек;
- недостаточно развитые навыки самообслуживания (неумение кушать, проситься на горшок, неумение одеваться и другие);
- новый режим дня.
Психолог по очереди раздает родителям по 5-6 шариков.
Психолог: удобно ли вам держать столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что Вам хочется сделать?
Обсуждение упражнения. Ответы родителей.
Психолог: чтобы понять, что чувствует ваш ребенок, я предлагаю сыграть в игру «Слепец и поводырь». Предлагаю разделиться на пары. В каждой паре одному участнику завязываете глаза. Он будет «слепец». Второй участник – «поводырь», ведет «слепца» по группе, стараясь обойти все препятствия, сообщая ему нужное направление. После того, как пройдете один круг по группе, поменяйтесь ролями.
Проводится игра «Слепец и поводырь»
Психолог: что вы чувствовали с завязанными глазами?
Обсуждение упражнения. Ответы родителей.
Психолог: ребенок, когда попадает в незнакомую ему обстановку, испытывает похожие чувства, поэтому для него так важна в этот непростой для него период, поддержка со стороны родителей.
Не всегда дети понимаю и слышат то, что говорят им родители. В чем же причина? Это мы сейчас и узнаем с помощью игры.
Я предлагаю снова разделиться на пары и провести между собой беседу на свободную тему. Но общаться необходимо определенным образом. В течение одной минуты один собеседник будет стоять, а второй сидеть. В течение второй минуты другой собеседник будет стоять. А в течение третьей минуты – оба собеседника сидят друг напротив друга.
Проводится упражнение «Дистанция общения».
Психолог: что вы чувствовали, выполняя это упражнение? В каком положение при общении вы чувствовали дискомфорт? В каком из ситуаций общения вам было легко и приятно общаться?
Обсуждение упражнения. Ответы родителей.
Психолог: из этого упражнения можно сделать вывод, что ребенок больше всего воспринимает информацию, сказанной ему на уровне его глаз, а не нависая над ним.
На этом наша сегодняшняя встреча заканчивается. Я прошу Вас сейчас сказать несколько слов о том, что полезного вы для себя взяли из этой встречи?
Ответы родителей.
Надеюсь, что наша встреча была для вас полезной. Всего доброго!
Приложение 1
Чем могут помочь родители в период адаптации
Каждый родитель, видя, насколько ребенку не просто, желает ему помочь быстрее адаптироваться. И это замечательно! Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
• В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
• В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отоспаться», значит режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложиться вечером.
• Не отучайте ребенка от «дурных» привычек в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
• Постарайтесь чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшения в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему сейчас очень нужна ваша поддержка!
• Будьте терпимее к капризам. Они возникают от перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Ни в коем случае не кричите и не шлепайте ребенка.
• Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке- заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
• Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.
В период адаптации НЕЛЬЗЯ:
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать»,- тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придет очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.