Барканова татьяна
Конспект познавательной деятельности «Жизнь птиц весной»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ТЕМА «ЖИЗНЬ ПТИЦ ВЕСНОЙ».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Образовательные задачи.
Продолжать знакомить детей с птицами (на примере грача, их внешним видом, повадками, образом жизни, обогащая сознание информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности.
Закрепить с детьми признаки весны, упорядочивая уже накопленные знания.
Упражнять в умении делать простейшие выводы и умозаключения в результате экспериментирования.
Развивающие задачи.
Публикация «Конспект познавательной деятельности „Жизнь птиц весной“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Развивать познавательный интерес, память, мышление и речь детей. Формировать зрительное восприятие, сенсомоторные качества.
Воспитательные задачи.
Воспитывать активность, интерес и бережное отношение к птицам.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
- Ребята, сегодня на адрес нашего детского сада пришло письмо. (Показываю яркий, красочный конверт, достаю и зачитываю письмо):
«Я – сорока-белобока, по лесу летаю.
Про животных, и про птиц всё всегда я знаю.
Но сегодня, что к чему? Ничего я не пойму!
Лес гудит, веселья полон, всюду песни, шум и гомон.
Что случилось, не пойму! Объясните, что к чему?»
- Как вы думаете, что происходит сейчас, в лесу? Отчего так всполошилась сорока? (Выслушиваю предположения детей). Надо найти эту причину, успокоить сороку, поэтому вместе будем искать ответ на этот вопрос.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Какое сейчас время года, ребята? Используя панно, назовите, пожалуйста, признаки весны.
(Дети подходят к смысловому панно. Называют приметы: весной становится теплее, солнце светит и греет, небо высокое и синее, дует тёплый ветер, тает снег, текут ручьи, растёт молодая травка, расцветают первые цветы – подснежники, мать-и-мачеха, одуванчики; на деревьях набухают почки, распускается верба, птицы прилетают из тёплых краёв, день становится длиннее, а ночь короче.)
- А сейчас я загадаю вам звучащую загадку. Внимательно прослушайте и скажите, что может так звучать? (Включаю запись журчания ручья. Выслушиваю предположения детей.)
- Правильно, ребята, это журчит ручеёк. А откуда же берутся ручейки весной? (Солнце греет и от этого тает снег).
- А теперь представьте себе, что таких ручейков весной много и все они журчат. Какой получается звук? (Громкий, сильный). Давайте убедимся в этом. (Включаю громкую запись шума ручья. Подвожу детей к выводу.)
- Как вы думаете, ребята, может ли такой шум взволновать сороку? (Может)
- В письме сорока пишет нам, что кроме шума в лесу звучат ещё и чьи-то весёлые песни. Кто сейчас может петь в лесу? (С помощью наводящих вопросов способствую рассуждениям детей. Если дети не находят ответ на вопрос, подвожу их к выводу). Конечно же, это поют птицы.
- Ребята, вспомните, как птицы пели зимой, какие у них были песни? (Грустные) Почему? (Потому что им было холодно и голодно).
- Как сейчас поют птицы? (Весело, громко, радостно)
- А почему же сейчас все птицы так поют? Чему они радуются? (Весне. солнцу, теплу, появляется корм).
- Если поёт одна птичка, какой получится звук? (тихий, не очень громкий). Но птиц в лесу много, если они запоют все вместе, какой получится звук? (Громкий) Вы только прислушайтесь! Как шумно, весело и громко поют сейчас птицы в лесу!
(Включаю запись птичьего гомона).
-Ребята, мог этот птичий гомон взволновать сороку?
- А сейчас ненадолго все мы превратимся в птичек и вспомним их повадки.
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЧКИ»)
- Ребята, вы уже сказали, что весной с юга прилетают птицы. Как мы называем этих птиц? (Перелётные).
- Почему их так называют? (Потому, что они совершают перелёты – осенью улетают в тёплые края, а весной снова возвращаются домой.)
- Какие же птицы прилетают самые первые? (Грачи)
- Что вы знаете о грачах? (Это большие чёрные птицы. Они любят ходить по полю и искать себе червячков. Голос у грачей громкий и резкий, они кричат: «Крак-крак-крак»). Найдите грача и поместите на панно рядом с зимующими птицами.
- Возвращаются птицы весной домой и чем же они занимаются? (Строят гнёзда и высиживают птенцов, поют песни, ищут корм).
-Хотите я вам расскажу об этом. Садитесь на стулья и внимательно слушайте.
Каждому малышу нужен дом. Птенцу – тоже (первая иллюстрация) Этот дом должен быть тёплым и уютным. Что для этого делают птицы, как вы думаете? (Выслушиваю ответы детей, если они затрудняются, обращаю внимание на иллюстрацию). Птицы выстилают его перьями, пухом. Вот, потрогайте пёрышки, какие они на ощупь? (Предлагаю перья птиц) Тепло будет птенчику в таком гнёздышке?
В готовое гнездо птица-мама откладывает яйца и начинает их высиживать. (2 иллюстрация) Ведь для того, чтобы из яиц вылупились птенцы, требуется время.
Яйца покрыты скорлупой. Как вы думаете, ребята, какая она на ощупь? (Твердая, лёгкая, белая, гладкая). А может быть она и вовсе не твёрдая? Возьмите её в руки. (Предлагаю пустую яичную скорлупу). Что надо сделать, чтобы проверить, какая она на самом деле? (Постучать по ней чем-нибудь, уронить, сжать в руке и пр.) Вот насколько она твёрдая давайте мы и проверим. Попробуйте её крепко сжать в ладошке, или постучать по ней каким-то предметом. Что произошло? (Скорлупа треснула) Почему скорлупа треснула, какая она на самом деле? (хрупкая, непрочная, тонкая). Поэтому высиживает свои яйца мама-птица аккуратно, бережно. Она согревает их своим теплом и охраняет от врагов. Ей нельзя даже отлучаться из гнезда, поэтому еду ей носит птица-папа.
Время идёт, и крошечный птенчик внутри яйца подрастает, у него появляются крылья, лапы, клюв. (3 иллюстрация). И вот настаёт день, когда птенцу становится тесно в скорлупе, он проклёвывает её изнутри и вылупляется.
Вылупившиеся птенцы первое время остаются совершенно беспомощными. Они не умеют летать и добывать себе пищу. Поэтому родители приносят им еду в гнездо. (Выставляю четвёртую иллюстрацию). Пройдёт совсем немного времени, малыши вырастут и отправятся в свой первый полёт.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
- Ребята, что спросила у нас сорока в своём письме? (Что за шум слышится сейчас в лесу, чьи песни звучат громко и весело).
- Как вы думаете, нашли мы сегодня с вами ответ на вопрос сороки? (Да, нашли).
- Так что же это за шум и чьи это песни? (Шум ручьёв, песни птиц).
- Давайте подумаем вместе, как лучше сообщить сороке об этом? (Выслушиваются предложения детей: можно нарисовать, позвонить, написать письмо. Обсуждаем предложенные варианты, выбираем самый подходящий: можно подобрать картинки с панно и отослать их сороке).
- Какие картинки надо отобрать с панно, чтобы сорока поняла, что происходит сейчас в лесу?
(Дети обсуждают и отбирают картинки с изображением яркого солнца, голубого неба, тающего снега, весеннего ручья, различных птиц и их корма, затем складывают всё это в конверт).
-Молодцы, ребята, хорошо сегодня потрудились, я уверена, что сорока будет довольна нашим ответом. Но мы с вами на этом не остановимся. Вы хотите узнать, какие домики строят себе птицы весной? Вот я прочитаю об этом в умных книгах и обязательно расскажу вам об этом в следующий раз.