Рассказова Наталья Впасильевна
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Солнце-источник добра, тепла и света»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Солнце- источник добра, тепла и света».
Воспитатель: Рассказова Наталья Васильевна.
Программа. Содержание.
Продолжать работу с детьми по реализации их способностей, активизации мыслительных процессов. Уметь выражать свое внутренне состояние в творческой и игровой деятельности; развивать зрительную память, вооружение, чувство эмпатии, быструю реакцию. Расширять представление о Солнце, познакомить с легендой «Солнце и сирень». Формировать образные представления, нравственные понятия. Воспитывать чувства красоты, развивать наблюдательность, любознательность.
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „Солнце-источник добра, тепла и света“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Методические приемы: Ритуал-благодарность, цепочка слов о Солнце, вопросы, использование художественного слова: загадки, заклички, легенды, психогимнастика, эмпатия «Солнечные лучики», придумывание сказок-загадок. Рассматривание солярных знаков, оберегов, сюрпризные моменты: бандероль и появление сказительницы, работа детей в мастерской, игра-моделирование «День и ночь».
Предварительная работа: наблюдение за солнцем утром и вечером, игры «Солнышко-ведрышко», «Свет и тень», «Гори, гори ясно», «День и ночь», опыты с растениями, веточками деревьев, наблюдение за ростом растений (лук, традесканция). Наблюдение за таянием снега и льда, влияние солнца на себя. Сочинение сказок о солнечном лучике, психогимнастика, эмпатия «Растение», «Мне жарко», «Я солнце», «Дерево». Чтение К. Чуковского «Краденное солнце», «Курочка ряба», «Иван Царевич и серый волк». Изготовление оберегов-самоделок, заучивание закличек, пословиц, поговорок, рассматривание солярных знаков, иллюстраций с изображением этих знаков, дидактическая игра «Времена года», использование лечебно-воспитательных приемов, природотерапия, арттерапия на личность ребенка, гармонизацию друг с другом, с природой.
Активизация словаря: калач-коло (круг, дождь-бог, солярные знаки, оберег.
Материал: калач, блины, яйцо, пособие минилабораторий, головные уборы-символы «Солнце», «Земля», карточки с солярными знаками, мозаика «Краденное солнце», бумага, глина, тесто, бубен, обереги.
Ход занятия.
Дети слушают музыку в кругу 1 мин.
- Дети, о чем вам говорит эта музыка?
Дети хором говорят с движениями:
День наступает,
Природа оживает,
Солнышко встает,
Нам тепло дает.
Мы собираемся- в добрый путь отправляемся,
Друг на друга поглядим,
Про себя проговорим.
- Что у нас милее всех? Даю детям в руки золотое яйцо. ( Ответ детей: мамочка родная, природа, мои родные, весенние цветы и т. д.)
- А вот наши предки думали, что для них милее всех на свете Солнце. Почему? (Солнце дает тепло, свет, радость, здоровье, улыбки, растут цветы, деревья и т. д)
Золотое яблочко по небу катается,
Всем, всем улыбается.
А улыбка то, лучи.
Очень, очень горячи.
- Вижу, вижу, как вы красиво улыбаетесь. Кому? (Солнце.)
- Ребята, какие загадки про солнце вы знаете? (3-4загадки.) С чем люди сравнивали солнце? ( Ответ детей: с блюдцем, с золотым яблочком, с золотой монетой и т. д.)
- Дети, подумайте и скажите, могли бы мы жить без солнца? ( Ответ детей: нет. Было бы сыро и холодно, не росли бы цветы, трава, деревья, люди болели бы и т. д.) Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию. Мы с вами проводили опыт с растениями. Денис, расскажи пожалуйста. (Другие дети помогают.) Какой вывод можно сделать? ( Ответ детей: без солнца, тепла и света все живое погибло бы на земле.) Вспомните, как на прогулке мы встречались с солнышком (подставляли ладошки к солнышку, трогали деревья, асфальт, землю, песок). Наблюдали за таянием снега и льда.
- Дети, а вы знаете главное правило природы? ( Дети: знай, береги и делай добро)
- Дети, а всегда ли светит солнце? (Нет. Оно светит днем, а ночью спит.) Давайте мы сейчас с вами смоделируем игру «День и ночь». Солнышко будет Гульназ, а Землей- Аня. Земля вращается вокруг солнца и день сменяет ночь. Давайте поиграем в эту игру.
- А сейчас я всех превращу в солнечные лучики. Лучики не простые, а золотые. Все закрыли глаза и представили, как волшебный золотой дождь льется на нас сверху. Каждый лучик становится добрым. Мы ощущаем тепло, нам становится все горячее и приятнее. Нам спокойно и хорошо. Представьте себе, что ласковый луч вам ярко светит в глазах, приятный жар разливается по лицу. Зажмурьте сильно глаза. На счет 1- начинаем двигаться, на счет 2- руки тянутся к солнцу, на счет 3- открыли глаза. Возьмемся за руки и передадим это тепло друг другу и всем людям. И скажем «Пусть всем будет хорошо!»
- Дети, вы знаете как называли на Руси бога Солнца? (Дождь-бог.) Люди считали солнце божеством. Они думали, что бог Солнца, дарующий всем тепло, свет, жизнь может рассердится и наказать за плохие поступки. Поэтому они строили большие специальные здания-храмы, приносили в храмы подарки солнцу, прославляли его песнями и закличками, сочиняли легенды и сказки. Я хочу рассказать вам легенду о «Солнце и сирени». Послушайте: «Весной Солнце с Радугой отправились гулять… Шло Солнце и лучи свои смешивало с переливами Радуги и посылало на землю. Они превращались в цветы: желтые, оранжевые, красные, синие, белые. Когда Солнце достигло Севера, у Радуги осталось только 2 цвета- лиловый и белый. Лиловый цвет, смешиваясь с солнечными лучами, упал на маленький кустик, и тот покрылся сиреневыми цветами. А белый цвет, рассыпанный над землей, дал белую сирень. Так каждый день Солнышко посылало лучи на Землю. На Земле становилось все красивее от золотых ласковых лучиков Солнца». Давайте и мы с вами вместе прославим это доброе ласковое солнце. (Дети проговаривают 1-2 заклички хором).
- Ребята, сегодня утром почтальон вручил мне вот эту бандероль. Давайте посмотрим, что же там? (Распечатываем. А там мозаика) Как же нам узнать, что там изображено? (Дети говорят, что нужно собрать мозаику и получится картина. Дети собирают мозаику, обнаруживают знакомых героев, называют их.) Сто же у нас получилось? Откуда эта картинка? ( Дети: это «Краденное солнце» Чуковского).
Дети: «Плачут зайки на лужайке, сбились бедные в пути, им до дома не дойти».
«Подошел медведь тихонько, толкнул его легонько. Говорю тебе, злодей, выплюнь солнышко скорей».
«Испугался крокодил, завопил, заголосил, а из пасти из зубастой солнце вывалилось, в небо выкатилось».
- Давайте все вместе скажем слова, которые К. Чуковский написал в конце: «Рады зайчики и белочки, рады мальчики и девочки. Обнимают и целуют косолапого: «Ну спасибо тебе, дедушка, за солнышко».
Вдруг слышится игра в бубен.
- Дети, вы слышите, что это за звук? Кто это там? ( Дети: артист, домовой за печкой, а может это цирк приехал.) Давайте пойдем на звук.
Открываем балаган, а там сказительница. Она предлагает детям послушать сказку «Курочка Ряба». (Дети усаживаются на ковер.)
- В старину люди любили изображать солнце знаками. Как мы теперь называем эти знаки? (Солярные.) Где люди изображали эти знаки? (На посуде, одежде, предметах быта.) Чем являлось солнце? (Оберегом.) Давайте найдем эти оберег в нашей избе. ( Дети находят их: калач, блины, полотна подзорника, половик. Обращаю внимание детей на карточки. Они берут их) Солнце изображалось по разному в разное время года. (Показывают, как изображалось.)
- Давайте придумаем сказку-загадку, которая начинается словами «Жило-было солнце…» А остальные должны догадаться, про какое солнышко говорится в сказке. (Дети придумывают сказки.)
Раздается музыка.
- Я приглашаю вас в нашу мастерскую. Сейчас мы с вами украсим поделки солярными знаками. Молодцы! Все постарались! Очень хорошо!
В конце занятия все вместе говорят такие слова:
Мир, добро и покой мне (руки вверх).
Мир, добро и покой все нам (руки друг другу).
Мир, добро и покой людям на всей планете Земля! (руки вверх и вокруг)