Коновалова Мария
«Волшебные свойства воды». Конспект познавательного занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательный исследовательский интерес.
Задачи:-познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, форма);-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желание делать выводы;-поощрять выдвижение детьми гипотез (предложений); принимать участие в формулировании выводов;-развивать мышление, любознательность;-развивать связную речь, обогащать словарь детей существительными, прилагательными; упражнять в употреблении глаголов, отражающих действия: налить, перелить, вылить; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Методы и приёмы:-наглядный (панно «Кому нужна вода?», карточки –символы);-практический (опыты);-словесный (рассказ воспитателя, беседы, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
-изготовление панно «Кому нужна вода?»,
карточки –символы;
-изготовление шапочек –капелек;
-чтение сказок и рассказов познавательного характера;
-проведение опытов (превращение снега в воду, воды –в лёд, льда –в воду);-беседы на темы: «Где можно встретить воду?», «Кто нуждается в воде?», «Для чего нужна вода?», «Кто живёт в воде?».
Материал и оборудование:
-плакат «Кому нужна вода?»;
-инвентарь для опытов (пустые стаканчики, стаканы с водой, резиновая перчатка, чайные ложки, стакан с молоком, колбы разной формы, кипячёная вода, ракушки морские, соль, сахар, баночки с водой, на крышках которых внутри нанесена гуашь, лимонный сок или лимон);
-символы, обозначающие свойства воды;
-кубок с капельками –загадками;
-шапочки –капельки для детей;
-атрибуты для перевоплощения воспитателю;
-памятка –иллюстрация «Помыл руки –закрой воду»;
-аудиозапись звука ручейка.
Ход НОД
Дети играя, слышат непонятный звук, прислушиваются. В. Ребята, что это? (ответы детей)В. Да, правильно. Это ручеёк. Он зовёт нас поиграть. Вставайте в круг, мы поиграем в игру «Сухое–мокрое». Я буду произносить слово, если оно связано с водой. Вы хлопните в ладоши, если не связано с водой –топните ногой. Слова (море, стул, сосулька, книга, снег, подушка, река, бубен, ручей). Молодцы!
Сегодня мы с вами будем говорить о воде. Я пришла с сюрпризом к вам. У меня есть волшебный кубок, а в нём капельки с загадками.
Загадки:Если б не было её, Мама б не стирала, Пол бы папа не помыл, А кораблик не поплыл. (Ответ: Вода)
Меня пьют, меня льют –всем нужна я, кто я такая? (вода)
Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно. Если жажда одолела, нужно выпить её срочно. (Ответ: Вода)
Молодцы! Все загадки отгадали, в каждой загадке пряталась вода.
Ребята, скажите, зачем людям нужна вода (Работа с плакатом) (Пить, готовить пищу, мыться, купаться и т. д).
-Кому ещё нужна вода? (Растениям, животным, птицам, насекомым, рыбам.).
Воспитатель: ребята, вы всё правильно сказали: растениям нужна вода и их нужно поливать водой, иначе они погибнут. Животные тоже пьют воду, а некоторые из них в ней живут. Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды. Давайте сделаем вывод: кому нужна вода? (Всему живому на планете)
Воспитатель: Я предлагаю вам показать, как путешествует вода. Откуда берется вода?и т. д. (дети отвечают, я рисую)Ребята, а что такое вода? (ответы детей).Я предлагаю вам сегодня познакомиться с некоторыми свойствами воды. И для этого приглашаю вас в лабораторию. Дети проходят за столы
Воспитатель: Присаживайтесь поудобнее. Сегодня вы будете помогать мне во всём. Скажите, ребята, вот о чём. Мяч, например, круглый, кубик –квадратный, а вода какой формы? (ответы детей).В. Давайте это проверим и сделаем вывод, какой формы вода (приглашаю ребёнка к столу)
Воспитатель:налей воду в пробирку. (наливает воду)-А теперь перелей её в колбочку. (переливает воду)-Теперь давай нальём воду в перчатку. (наливает воду в резиновую перчатку).-Ребята, так какой же формы вода? (ответы детей)-Форма, которую принимает вода, меняется? (да)-Значит, какой вывод можно сделать? (вода –это жидкость, её можно наливать, переливать в посуду разной формы, при этом вода принимает форму этой ёмкости).-А чтобы вам, ребята, легче было запомнить, я приготовила символ (помещается на доску)
Воспитатель: Ребята. А как вы думаете, какого цвета вода (ответы детей). Хотите проверить?На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой, морские ракушки. -Какого цвета молоко? (белого)-А про воду можно сказать, что она белого цвета? (ответы детей)-Давайте проведём опыт (приглашается к столу ребёнок)-Возьми ракушку и положи их в стакан с молоком, а теперь –в стакан с водой. В каком стакане ракушки видно, а в каком нет (ответы детей)-Давайте сделаем вывод (вода не имеет цвета, она –бесцветная)-Но вы знаете, ребята, вода бывает волшебной. И она может из бесцветной превратиться в цветную. Хотите в этом убедиться (у воспитателя стоят баночки с водой, на крышках которых изнутри нанесена гуашь разного цвета. -Давайте произнесём заклинание: «Крибле, крабле –БУМС!» И взболтаем баночку: вверх –вниз. Что произошло? (вода окрасилась)-Какой делаем вывод? (вода бесцветная, но может менять свой цвет)Вывешивается соответствующий символ.
Воспитатель: Это ещё не все превращения воды. Сейчас я предлагаю вам попробовать воду на вкус (дети пробуют кипячёную воду)-Какая вода на вкус? (вода не имеет вкуса, она безвкусная)
-Положите в стакан сахар и размешайте ложечкой. -Теперь попробуйте водичку, которая получилась, и скажите, изменился вкус или нет?Дети пробуют воду-Какой стала вода? (сладкой)-Следовательно, какой вывод можно сделать? (вода не имеет вкуса, а когда мы растворили в ней сахар, она изменила свой вкус. Значит, она умеет менять свой вкус)-А чтобы вы лучше запомнили это свойство воды, я добавлю следующий символ на доску. Вывешивается на доску символ этого свойства-А теперь, ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Есть ли у неё запах? (вода ничем не пахнет, у неё нет запаха)-Сейчас я добавлю вам в стаканчики свежевыжатый лимонный сок (добавляется каждому ребёнку в стаканчик)-Изменился запах? (ответы детей)-Что теперь можно сказать о запахе воды? (вода не имеет запаха, но она может менять свой запах)Вывешивается на доску символ этого свойства.
Воспитатель: Давайте ещё раз сделаем выводы, ориентируясь на карточки –символы. ·Вода –это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. И ещё она всегда принимает форму той посуды, в которую мы её наливаем. ·Вода бесцветная. Но может менять свой цвет, если в ней что –нибудь растворить, например, краску. ·Вода безвкусная, но может менять свой вкус, если в ней что –нибудь растворить, например, сахар, кофе. ·Вода не имеет запаха, но может его менять.
Воспитатель: Да, ребята, вода нужна и для умывания,и для приготовления пищи. Но для этого вода должна быть обязательно очищенной. И люди, чтобы получить чистую воду, тратят много времени и сил. Именно поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.