Ирина Кобзарева
Конспект познавательного занятия в средней группе «Приключение веселого Пузырика»
Программное содержание
- активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды:
• Мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри;
• При размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат;
• При добавлении краски вода окрашивается, мыльные пузыри принимают оттенки цвета;
- развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
Публикация «Конспект познавательного занятия в средней группе „Приключение веселого Пузырика“» размещена в разделах
- упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом;
- побуждать к размышлению, обобщению результата опытов;
- активизировать словарь: пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое) туалетное мыло, мыло: пенится, скользит, переливается на свету, размыливать, растворяется, помощники, воздух.
Оборудование: кукла Пузырик, таинственная коробка, рисунки-схемы «Как получить пузыри», предметные картинки, отображающие аромат мыла (апельсин, сирень и т. д., коктейльные трубочки, ложки, стаканы, краски, салфетки.
Предварительная работа:
- экскурсии в прачечную;
-наблюдение за свойствами мыла в ходе проведения культурно-гигиенических процедур;
- чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Л. Барто «Девочка чумазая», русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», Э. Фарджорн «Мыльные пузыри».
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на таинственное появление в группе красочной коробки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая - то красочная коробка появилась у нас в группе. Откуда она взялась? Может быть вы ее принесли? Нет? Странно…
Из-за ширмы появляется кукла «Пузырик».
Пузырик : Это моя, моя коробка!
Воспитатель: Ты кто такой?
Пузырик : Здравствуйте! Я Пузырик! А вы не видели моих друзей пузырят? Я нигде их не найду. Моя мама мне сказала, что они появляются из волшебных кубиков, которые лежат в этой коробке. Я их грел, тер, но пузырята так и не появились. Может быть вы мне поможете?
Воспитатель: Поможем Пузырику?
А ты знаешь, как называются эти кубики?
Пузырик : Не знаю. Мне мама не сказала.
Воспитатель: Ребята, а как же узнать, что же это за кубики? Наверно нам помогут наши помощники? Какие помощники рассказывают нам все о предмете?
Дети отвечают. Воспитатель предлагает детям
потрогать кубики, не раскрывая коробку.
Воспитатель: Что нам рассказывают наши руки? Какой предмет?
(гладкий, холодный, твердый, тяжелый).
Воспитатель: Догадались, что это за кубики? Может нам помогут наши уши? Говорят они о чем-либо?
Воспитатель: Какие помощники еще есть у нас? Конечно, это наши глаза.
Предлагаю детям заглянуть в коробку.
Воспитатель: Что увидели наши глаза? Что же это за волшебные кубики?
Дети отмечают форму, цвет кубиков мыла.
Воспитатель: Ребята, а наши носики помогут нам что-то сказать о мыльных кубиках? Конечно, мы можем узнать, чем они пахнут. А чтобы нашим носикам помочь, посмотрите на эти картинки. Что на них нарисовано? (яблоко, земляника, апельсин)
Предлагаю понюхать кусочки мыла и найти
соответствующую картинку.
Воспитатель: Что вам подсказали ваши носики? Какое мыло по запаху? (душистое, ароматное)
Воспитатель: Пузырик, наши помощники нам подсказали, что в той коробке кусочки туалетного мыла. Ребята, а для чего нам нужно мыло?
Пузырик : Мама сказала, что из этих волшебных кубиков получаются пузырята.
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем Пузырику, сделаем для него друзей-пузырят.
На столе стаканы с теплой водой, маленькие кубики мыла,
трубочки для коктейля, краски, ложечка, кисточка,
бумажные салфетки.
Пузырик : Ой, как много всего. Неужели ребята сумеют получить маленьких пузырят?
Воспитатель: Ребята, что у вас в стаканах? Что говорят ваши помощники глаза?
Дети отмечают, что в стаканах прозрачная,
чистая вода.
Воспитатель: А что подсказывают ваши руки? Потрогайте стаканы с водой. Какая вода?
(теплая)
Воспитатель: Что говорят ваши носики? Понюхайте воду. Есть запах?
Воспитатель: Наши помощники сообщили нам, что в стаканах прозрачная вода. Теплая, без запаха. Но как же помочь Пузырику? Как получить пузырят? Подумайте ребята!
Мнение детей.
Воспитатель предлагает опустить маленькие кубики
мыла в воду, размылить его с помощью ложечки.
Воспитатель: Что стало с мылом? Что произошло с водой? Прозрачная вода? Конечно, же мыло стало скользкое, а вода мутная, она пенится. Почему? Мыло растворилось. Понюхайте воду. Теперь она пахнет. Чем пахнет?
Пузырик : А где же пузырята?
Воспитатель: Ребята, возьмите трубочки. Подуйте через них на воду.
Пузырик : Ура! Получилось! Мои друзья пузырята!
Заглядывает в каждый стакан
Воспитатель: Какие пузыри у вас ребята получились?
Дети отвечают (большие, маленькие, прозрачные,
переливаются на свету)
Воспитатель: Что произойдет с пузырями, если к ним прикоснуться? Почему они лопаются? А если подуть? Как вы думаете внутри пузырей что-нибудь есть?
Дети отвечают
Воспитатель: Конечно же, внутри пузырей воздух. Ребята, а что сделать, чтобы пузыри были разноцветные? Конечно, можно добавить краски. Раскрасьте свои пузыри.
Пузырик заглядывает в стаканы, спрашивает,
какого цвета пузыри получились у каждого.
Пузырик : Ой ребята, как бы мне не забыть, как искать моих друзей.
Воспитатель: А мы тебе, Пузырик, подарим карточки, которые помогут тебе найти своих друзей.
Дети раскладывают карточки схемы по порядку.
Пузырик : Спасибо! Я всё понял!
Чтоб пузырик получить,
Надо чудо совершить.
Взять простой кусочек мыла
И в водичку опустить.
Две минуты подождать,
Быстро-быстро размешать.
Полетели пузыри
Легкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть,
Половить и полетать.
Воспитатель: Ребята, а вам и Пузырику я подарю вот такие настоящие мыльные пузыри. В этих баночках, Пузырик, живут много твоих друзей.
Дети играют мыльными пузырями.