Нина Перевозкина
Конспект познавательного занятия «Куклы наших бабушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия "Куклы наших бабушек"
Программное содержание: Познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, мелкую моторику рук, речь, активизировать словарь.
Воспитывать y детей любовь к своей Родине, к своим родителям, близким. Развивать чувство национального достоинства и гордости за творческое наследие наших предков.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Куклы наших бабушек“» размещена в разделах
Словарная работа: Музейный экспонат, куклы: Берегиня, Kyвадка, Вермуша, Семиручка, Стригуша.
Методические приёмы: Рассказ воспитателя, показ, рассматривание, художественное слово, народные игры, рассказ родителей.
Предварительная работа: Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, совместное изготовление кукол родителями, детьми и воспитателем.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мы много с вами беседовали о музеях. Скажите, что же такое музей? (Музей-это место, помещение, где собирают и сохраняют предметы: старинные посуду, одежду, картины, документы; и показывают их людям).
Какие вы знаете музеи? (художественные, исторические, научные, музыкальные, литературные, музей- заповедники.)
Расскажите, какой музей мы с вами посетили? (краеведческий)
Что вы там видели? (образцы камней фотографии, документы.)
A в магазины вы любите ходить? И какой самый любимый? Конечно магазин игрушек! Каких только игрушек там нет! На любой вкус: и Оля мальчиков, и для девочек Даже трудно представить, что было время, когда таких магазинов не было. А где же дети брали игрушки! Или они совсем не играли? Конечно играли! А игрушки брали не в магазине, а делали сами.
Представьте себе такую картину.
Собрались девочки поиграть, а кукол нет! Вы думаете они расстроились? Как бы не так! огляделись девочки вокруг. Вот одна сор травки пучок, перевязала ее вверху травинкой, отделила по пучкам на ручки, перевязала в поясе, распушила юбочку.
Получилась кукла.
Вторая вытащила из соломенной крыши пучок соломы и так же ловко скрутила себе куклу.
А третья подобрала кукурузную кочерыжку и завернула в тряпицу,- вот вам и пeленaшка.
А вот еще одна в дом метнулась- там мать только что полотно соткала и начала кроить рубахи. Да ни один лоскуток не выбрасывает. В хозяйстве любая тряпица пригодится. Крутится дочурка у маминых ног, да лоскутки собирает - куклу вертит.
Яркая кукла получилась, нарядная!
Хотите увидеть кукол, дети которыми играли в старину давнюю?
Заходите в избу тихонько, здесь младенец спит. Он так спокойно спит, потому, что с ним его берегиня Дрема.
Ребенок: А я знаю колыбельную o Дрёме!
-Спой, пожалуйста.
Ребенок: Ой, сонюшка,
Драма дремушка,
убаюкай мое чудо,
Угомoнушка.
Да, так и убаюкивала мама своего малыша. А такую Берегиню она делала еще до рождения младенца и укладывала ее в колыбель, чтобы Берегиня обогрела кроватку. Когда появлялся малыш, Драма оставалась с ним и оберегал его спокойный сон и здоровье.
-Посмотрите, из чего сделана берегиня? (из ткани)
-Мы открыли свой маленький музей, где собрали разные экспонаты- игрушки, которые сделали мы с вами по мотивам старинный народных кукол.
Давайте представим, что экспонаты вдруг ожили. Что бы они могли рассказать о себе?
(Дети поочередно берут в руки куклы и составляют рассказ от имени 2-3 рассказа).
1 ребенок: Я кукла Kyвадка. Меня свернули в трубочку из куска ткани. Перевязали ниткой головку, вставили ручки, украсили нитками.
2 ребёнок: Я кукла Пеленаша. Меня сделали из ткани. Скатали столбик, перевязали голову и запеленали, как настоящего ребёнка.
3 ребёнок: Я кукла Стригушка Меня сделали из ниток. Уменя есть голова, ручки и яркая юбочка.
-Скажите, ребята, а кто проводит экскурсии в музее и знакомит с его экспонатами?
(входят мальчик и девочка в русских костюмах. Здороваются)
Девочка: Народные куклы были трёх видов: обереговая, обрядовая и игровая. У обрядовых и обереговых кукол нет лица и изготовили их без помощи иглы. Наши предки считали, что у кукол есть душа. А лицо – это отражение души. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это бы исказило бы душу куклы. У игровых кукол лица рисовали или вышивали.
Мальчик: Я хочу рассказать о кукле Семиручке. Эту куклу дарила мать своей дочери, когда та выходила замуж. Эта кукла должна была помочь молодой хозяйке вести хозяйство, управляться с множеством разных дел. Её изготавливали из соломки или цветных лоскутков, или ниток.
-Спасибо экскурсоводам.
-Ребята, в нашем музее можно не только рассматривать экспонаты, но и поиграть.
Народная игра «Чурилки»
-Ребята, когда мы с вам создавали музей, кто нам помогал?
Конечно ваши мамы и бабушки. Они делали с вами куклы – обереги. Сегодня у нас в гостях мама Ярика. Она расскажет, как они делали свою куклу.
(Рассказ мамы)
-А сейчас мы возьмём кукол, встанем в круг и ребята позабавят нас потешками, да прибаутками
Маша: Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленькая,
Пойди по дороженьке,
Топни Катя, ноженькой.
Данил: Танечка, нарядись,
Всем ребятам покажись.
Танечка, попляши
Твои ножки хороши.
Ростик: Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька.
Опушка бордовая
Маша чёрнобровая.
Шутка:
Таня: Сынок, сходи за водицей на речку
Артём: Брюхо болит!
Таня: Сынок, иди кашу есть.
Артём: Что ж, раз мать велит, надо идти!
-Молодцы, давайте поставим экспонаты на место. Наша экскурсия закончилась. Мы покидаем наш музей до следующей встречи.
В группе воспитатель подводит итоги:
-Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось?