Мария Зыкова
Конспект открытого познавательного занятия в старшей группе «Ангарск — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Дать первоначальное представление о многообразии народов города Ангарска.
Задачи
Познавательная :
1. Расширять и уточнять знания детей о культуре и обычаях разных народов.
2. Познакомить детей с правом на культурную и национальную самобытность, родной язык.
Развивающая:
1. Учимся применять полученные ранее знания и опыт для решения поставленных вопросов.
Речевая:
1. Активизация словаря: название страны, города, национальностей некоторых народов.
Публикация «Конспект открытого познавательного занятия в старшей группе „Ангарск — наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
2. Обогащение словаря: название частей одежды, элементов быта и культуры, людей разной национальности.
3. Развитие связной, доказательной речи.
Воспитательная:
1. Прививать уважительное, доброжелательное отношение к культуре других народов.
Предварительная работа с детьми:
1. Чтение художественных произведений.
2. Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.
3. Создание «семейного дерева» по национальностям.
4. Поиск интересных фактов их жизни народов.
5. Разучивание стихотворения с ребенком.
Демонстрационный материал:
1. Глобус с маячком.
2. Карта города Ангарска.
3. Иллюстрации народов: русские, буряты, украинцы, белорусы, таджики, татары, цыгане – 2 комплекта.
4. Эмблема «Право».
5. Значки-символы – 6 шт.
6. Три больших обруча.
7. Шкатулка, «копилки интереса» - 6 шт.
8. Плакат «Мы вместе».
9. Музыкальный диск «Бурятские напевы».
10. Тюбетейка.
Раздаточный материал:
1. «Семейное дерево».
2. Фломастеры.
3. «Карточки интереса».
Ход занятия:
I. Мотивация.
Внесение глобуса с флажком- маячком (на флажке цифра, обозначающая количество народов, проживающих на территории России).
Вопросы к детям: «Что это? Покажите, где мы живём. Как называется наша страна? Что за флажок-маячок расположен на ней? Как вы думаете, что обозначает цифра на нём?»
Обобщение: в нашей стране проживает 170 народов. А как вы думаете, сколько народов проживает в нашем городе? А как можно это узнать, что нам поможет?
II. «Семейное дерево». Дети рассматривают лежащее на столе «семейное дерево», и называют национальности своих членов семьи.
Рассказ воспитателя о своей семье.
Вопрос: «А как назвать семьи, в которых члены семьи разной национальности (вводится понятие – многонациональная)»?
Обобщение: в нашем городе живет много семей разной национальности. Давайте отметим это на карте города. Пусть и другие люди знают, что наш город многонационален. Дети размещают на карте значки, обозначающие народы.
Вопрос: «А что вы знаете о народах, живущих рядом с вами»?
Проводится словесная игра «Я начну, а ты продолжи».
Музыкальная пауза. Дети слушают народную мелодию бурят, импровизируя в движениях.
Внесение шкатулки «Это интересно». В шкатулке значки - «народ». Дети достают значки, а воспитатель рассказывает интересный факт из жизни определенного народа. Дети дополняют ответы воспитателя своими знаниями о народе.
Подвижная игра «Волк и тарбаганы».
Сюрприз. Чтение ребенком стихотворения «Швея-белошвейка» (в переводе с таджикского). Показ тюбетейки.
Обобщение: каждый народ имеет свои обычаи и традиции, культуру.
Вопросы: «А как вы считаете, хорошо это или плохо? Чему мы учимся у других народов»? Дети рассуждают, делают выводы. На доске появляются значки-символы: знакомимся с кухней, литературой, играми, танцами, песнями, изучаем язык народа, особенности внешнего вида и др.
- Ребята, скажите, а почему так много народов живет в нашем городе? А так ли важно, кого больше, русских или таджиков, украинцев или бурят?
III. – А все ли народы имеют право говорить на своем родном языке, придерживаться своих традиций, вере?
Внесение эмблемы «Право».
Можно ли назвать наш город Ангарск – общим домом для всех народов?
IV. – Что вы хотите узнать нового? /используются «копилки интереса»/. Детям предлагается отметить на карточке свой запрос-интерес к теме народов и положить в копилки, обозначающие тот или другой народ.
V. Создание детьми плаката «Мы вместе», призывающего все народы, живущие в городе Ангарске, жить в мире и согласии. Во время творчества детей, воспитатель использует художественное слово.
Приложение:
1. Словесная игра «Я начну, а ты продолжи».
У русских сказки добрые, а у цыган. (страшные).
Таджики говорят на таджикском языке, а украинцы на.
У бурят кожа смуглая, глаза узкие, а у русских.
Украинцы любят, есть сало, а русские.
У цыганок головной убор – платок, а у таджичек. (тюбетейки).
Украинцы приветствуют: «Здоровеньки булы!», а таджики. («Салам молекум»)
Русские поют частушки и водят хороводы под звуки балалайки и гармони, а цыгане. (поют романсы и танцуют под звуки гитары и скрипки).
Белорусские женщины носят платья с вышивкой, а татарки. (рубашки с камзолом).
2. Бурятская народная подвижная игра «Волк и тарбаганы».
Атрибуты: 2 обруча – норы тарбаганов-сусликов; 1 обруч – нора волка.
По считалке выбирается волк: дэргэдээн, доргоодон, дохолоон, барабан, наапуул, госхоол, шхырыстил, пахатиир, шахатиир – волк.
Тарбаганы дразнят волка: «Твоя нора земляная, а моя золотая. Твой сын ест сырое мясо, а мой – цветы да листья». Затем перебегают, меняясь норками с другими тарбаганами. Волк пытается поймать и кричит: «Дамба»! /когда пятнает/. Пойманные тарбаганы становятся помощниками волка и ловят оставшихся тарбаганов. Игра заканчивается, когда пойман последний тарбаган.
3. Стихотворение о дружбе народов России (Л. Б. Дерягиной).
***
А у нас в стране живут
Русский, коми и якут,
И нанаец, и мордвин,
И калмык, и осетин,
И тувинец, и бурят –
Все они дружить хотят!
Кабардинец и чуваш,
В хоровод вставайте наш!
Адыгеец и хакас,
Вместе пустимся мы в пляс!
И татарин, и башкир –
Все за счастье, все за мир!
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/baf4ac07864dd84ac6759b2dd1248735.jpg.jpg[/IMG]