ольга помыканова
Конспект познавательного часа для детей подготовительной к школе группе «Кубанская вышивка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного часа для детей подготовительной к школе группе
Цель:
1. Знакомство детей с кубанской народной вышивкой.
2. Знакомство с видами кубанской вышивки, цветовой гаммой.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект познавательного часа для детей подготовительной к школе группе „Кубанская вышивка“» размещена в разделах
1. Раскрыть характерные черты узоров, украшающих одежду, предметы быта, казаков.
Развивающие задачи:
1. Развивать внимание, память, эстетическое восприятие.
2. Активизировать словарный запас (рушники, настольники, подзоры).
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к изделиям народного искусства.
Материал: вышитые предметы кубанского быта,кубанская одежда, образцы узоров,
праздничный рушник, аудиозапись кубанских песен, фломастеры черного и красного цвета,
кусочки ткани 20х20 (по количеству детей)
Ход познавательного часа
Воспитатель:
- Сегодня я принесла вам красивое полотенце- рушник с ручной вышивкой. Вам нравится? А вы хотели бы познакомиться с кубанской вышивкой и может быть даже попробовать самим выполнить творческую работу? (Ответы детей)
Воспитатель читает отрывок из стихотворения И. Вараввы «На хуторе нашем вишневом»
На хуторе нашем вишневом
У чистой криничной воды
Девчата справляют обновы,
К заре поднимают цветы.
И степовые цветочки,
Как щедрого лета молва,
Шитьем украшают сорочки,
Подолы, рубах рукава.
Послушайте старинное сказание.
Жила-была на свете Марья-искусница. Любила она гулять по полям и по лесам, собирать букеты цветов, слушать пение птиц, журчание ручьев. Что не увидит, то нарисует, а потом вышьет. Нитки специально для вышивания выкрасит сама, а помогут ей в этом листья да коренья. Из них она сделает краску. Всех девушек она научила своему умению. Стали они украшать занавески, скатерти, а к свадьбе своей девушки-казачки должны были обязательно вышить полотенца, которые назывались – рушники. Полотенцами украшали в доме окна, зеркала, красные углы, стены во время свадьбы. И красовались на этих рушниках диковинные птицы, травы, расцветали чудесные цветы. Люди верили, что такой рушник обладает волшебной силой охранять благополучие и счастье семьи. Украшали вышивкой не только рушники и скатерти, но и одежду. Женские рубахи украшали вышивкой по рукавам, подолу, подплечью, мужские – по вороту. Вышивали гладью, крестом, строчевой, изображая геометрический, растительный, животный и предметный орнаменты. Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека от беды и болезней, поэтому вышивку называли «оберег», от слова – «беречь».
Самые красивые вышиванки одевали на праздники и играли в разные игры. Я предлагаю вам в такую игру поиграть. Вы согласны?
Кубанская игра «Достань платок»
Звучит кубанская песня. Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит ведущий, в поднятой вверх руке он держит платок. По сигналу (или окончании музыки) нужно подпрыгнуть и достать платок, кому это удаться, тот и победит, и становится водящим.
Понравилось вам эта игра?
А теперь я хочу предложить вам присесть и рассмотреть образец бумажного рушника, расскажите какой он, какой у него орнамент, цвета. (Дети описывают свои рушники)
Вы правильно заметили, что на рушнике очень часто встречается символ птицы. А хотели бы узнать почему? (Ответы детей)
Птица - самый распространенный и любимый образ народного творчества. Чаще всего изображали петухов, павлинов, голубей. И это неслучайно. В народном представлении голубь - чистая, светлая, "Божья" птица. Птицы - пожелания мирного семейного счастья, любви. А вот изображение петуха над крышей дома – символизировал трудолюбие, достаток.
Петух прогоняет нечисть своим криком. Очень любили вышивать цветы, особенно розы, они выполняли роль оберега, как бы своими шипами отпугивали «дурной глаз». Вы правильно заметили, что в кубанской вышивке используется основных три цвета: белый, черный и красный. Белый цвет означает цвет, на котором зарождалась жизнь. Черный – цвет кубанского чернозема. Красный – цвет любви к жизни.
Сегодня мы покажем друг другу, кто на что горазд. «Кушанье познается по вкусу, а мастерство по искусству»,- гласит народная мудрость. Но нужно подготовить наши ручки.
Пальчиковая игра «Маланья»
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами (растопыренные ладони поднести к ушам)
Вот с такими носами (двумя растопыренными пальцами)
Вот с такими усами (очертить пальцами длинные усы)
Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой! (показать большую бороду)
Они не ели, не пили (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой рукой «ложку»)
На Маланью все глядели (похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так… (далее показывают загаданные действия)
Сейчас я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую и хочу предложить вам попробовать самим сделать рисунок вышивки, чтобы потом перенести его хусточек. А что такое хусточек? Это кусочек холста, примерно с мужской носовой платок. Его вышивала казачка ритуальным обереговым узором и дарила своему любимому. Этот хусточек всегда напоминал ему, что в родной станице его ждет любимая женщина. На листок бумаги нанесен узор простым карандашом, можете взять фломастер черного и красного цвета и заштриховать узор. Штриховка должна быть частой и равномерной. За контуры рисунка не выходить. (Работа детей)
Рефлексия.
Что сегодня вы узнали нового?
Что для вас было самым интересным?
А трудно было создать рисунок вышивки?
Вы бы хотели подарить свои эскизы мамам и папам?
Мне очень было приятно сегодня с вами говорить о кубанской вышивке, а вашим родителям будет приятно увидеть работы.