Елена Литвинова
Конспект интегрированного познавательно-спортивного занятия в подготовительной группе «Путешествие по Кузбассу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по Кузбассу».
Литвинова Е. А., воспитатель первой категории, МАДОУ детский сад 46 Киселевского городского округа Кемеровской области
Образовательная область «Познание».
Тип: интегрированное.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».
Публикация «Конспект интегрированного познавательно-спортивного занятия в подготовительной группе „Путешествие по Кузбассу“» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Цель: Формировать первоначальные представления о Кемеровской области; способствовать проявлению интереса к родному краю - Кузбассу; воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Познание : продолжать формировать у детей понятие «Родина»; закреплять знания о родном крае; уточнить знания детей о транспорте, конкретизировать представления о труде взрослых, развивать любознательность;
Коммуникация: обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия;
Социализация: способствовать формированию у детей чувства гордости за свою малую Родину, воспитывать уважение к профессии «шахтер»;
Здоровье: развивать потребность в двигательной активности;
Музыка: развивать эмоциональные чувства при восприятии знакомой музыки, звуков природы.
Планируемые результаты: знают и называют названия своего края, области, городов своего региона, могут рассказать о шахтерском труде на угольных предприятиях, имеют представления о природе родного края, владеют навыками и умениями различных видов движения.
Материал и оборудование:
- географическая карта Кемеровской области,
-круглые «полянки» со схематично нарисованными снежными горами, тайгой, рекой, угольным разрезом,
-иллюстрации гор, горнолыжного курорта, тайги, рек, угольного разреза,
- демонстрационный образец каменного угля на пластиковой тарелочке, фотографии отпечатков угля с отпечатками растений и животных.
-физкультурное оборудование: 2 гимнастические скамейки, 2 ледянки, 2 пары пластмассовых лыж, 2 игрушечные грузовые машины, кубики,
- солнышки с изображением грустной и веселой эмоции.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Под музыку «Марш» Е. Телечеевой дети входят в спортивный зал, на централь ной стене которого висит географическая карта Кемеровской области.
Воспитатель: Какой необычный сегодня у нас зал! Что изображено на центральной стене?
Дети: Карта нашего края.
Воспитатель: Как же называется наш край?
Дети: Кузбасс.
Воспитатель: Кузбасс – наша родина! Родной край! Здесь родились мы и живем, здесь мы впервые увидели солнце и окружающий нас мир. Расскажите, что вы знаете о нашем крае?
Дети: Мы живем в Сибири. Это часть нашей страны. А Кемеровская область –
это часть Сибири. Богата и разнообразна ее природа. Высокие, покрытые вечными снежными шапками горы, бескрайняя тайга, прорезанная голубыми лентами рек, создают неповторимую красоту нашего края.
Воспитатель: Давайте рассмотрим карту.
(Рассматривание карты Кемеровской области, назвать города и столицу нашей области)
Воспитатель: А кто знает, чем славится наш край? Какое богатство он в себе хранит? Отгадайте загадку: Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)
Дети: В нашем краю добывают уголь.
Воспитатель: Совершенно верно, главное богатство нашего края – уголь. Нашу Кемеровскую область называют Кузбассом, так как здесь залегает целый бассейн каменного угля. Наш уголь очень ценный, он очень хорошо горит и греет.
Знаете ли вы, почему уголь называют «черным золотом»? Послушайте сказку и поймете.
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю. простой чёрный уголёк.
«Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!»
Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают - света нет, холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: «Батюшки, ни одной пуговицы!» И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: «Уголёк, не помни зла, вернись!» Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой» (по Г. Юрмину) Вот такой наш уголек! Он прославил наш чудесный край!
А хотите отправиться в путешествие и увидеть все, то чем славится наш Кузбасс?
Дети: Да! Хотим!
Воспитатель: А на чем мы с вами отправимся в путешествие?
(Дети обсуждают виды транспорта и останавливают свой выбор на вертолете, так как край наш большой, тайга непроходимая, времени мало)
Воспитатель: Вот на вертолет мы сели
И тихонечко взлетели.
Поднялись на небеса,
Там такие чудеса! Бег по залу.
Полетели, полетели!
Вниз взглянули, удивились,
И тихонько приземлились… Присесть на одно колено.
Первая посадочная площадка у угольного разреза.
Воспитатель: Ребята, раньше в нашем городе было два разреза – Вахрушевский и Киселёвский, в настоящее время их стало гораздо больше. Назовите, какие вы знаете?
Дети: Октябриский, Талдинский, Ерунаковский, Коксовый, Берёзовский, Краснобродский.
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, как добывают уголь на угольном разрезе
(Показ иллюстраций)
Воспитатель: Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений, которые росли на болотах. В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая, их в газ, который улетучивался. Оставалась черная масса. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. В некоторых местах этот процесс повторялся несколько раз. Таким образом создавались слои угля, разделенные между собой илом и песком, со временем затвердевшими. Всем известно, что дерево хорошо горит. Это объясняет важное свойство угля – горючесть. (Дети рассматривают фотографии кусочков угля с отпечатками растений и животных)
На разрезах верхний слой земли снимают и уголь зачерпывают экскаватором и ссыпают в машины, которые везут его по назначению. Хотите помочь?
Игровое упражнение: «Экскаватор»
Руки все соедините
И ковши все поднимите!
Превосходно! Наклонитесь!
Угля больше наберите.
Разогнитесь! Повернитесь!
И в машину разгрузитесь.
Встаньте прямо!
Улыбнитесь!
Эстафета с машинами: «Перевезем уголь»
Воспитатель: на разрезах добывают открытым способом, а ещё есть подземные разработки угольных месторождений – называются шахты. Поднимите руки у кого родители, бабушки или дедушки работают на угольных предприятиях? Как много рук! Это говорит о том, что в каждой семье есть человек, который добывает черное золото в шахтах и на угольных разрезах. Как их называют?
Дети: Шахтеры
Воспитатель: Вот поэтому наш край называют шахтерским.
Вторая посадка в Горной Шории на вершине горы.
Воспитатель: Горы в нашей области называются Кузнецкий Алатау. На самых высоких вершинах лежат многолетние снежники и ледники. Они дают начало многочисленным ручьям, рекам и озерам. Склоны гор покрыты тайгой.
Упражнение: «По сугробам мы шагаем»
По сугробам мы шагаем,
Выше ноги поднимаем, Ходьба с высоким
По сугробам мы идем, подниманием колена
И ничуть не устаем!
(Рассматривание иллюстраций горных вершин, высказывания детей)
Воспитатель: Горы наши так чудесны, красивы, имеют пологие склоны, мягкий и в то же время скользкий снег, что покататься на них приезжают туристы со всей страны. Здесь построены горнолыжные курорты. Хотите и вы прокатиться с горы на ледянках? У нас две ледянки, стройтесь в две колонны!
Эстафеты: «Катание на ледянках»
(сидя, отталкиваясь ногами)
«Ходьба на лыжах»
(на пластмассовых лыжах скользящим шагом)
Третья посадка в лесном массиве тайги.
(Рассматривание иллюстраций с изображением природы. Вспомнить названия деревьев, растений)
Игровые упражнения: «По мостику через овраг»
(ходьба по гимнастической скамейке)
«Не задень дерево»
(бег между предметами)
Воспитатель: Какая красивая полянка, сейчас на ней отдохнем, а затем снова отправимся в путь.
Психогимнастика «На полянке»
(лежа слушаем аудиокассету «Звуки природы»)
Четвертая посадка у реки.
Воспитатель: В нашей области около 750 рек. Самые крупные из них – Томь, Кия, Яя, Иня, Чумыш. Большинство рек берут начало в горах Кузнецкий Алатау. Почти все текут с юга на север. В горах они имеют быстрое течение, каменистое дно, а выйдя на равнину – становятся спокойными Любимый вид спорта большинства наших земляков – это сплав по горным рекам на байдарках. Сейчас и мы с вами прокатимся.
Упражнение «Плывем на байдарках»
(сидя на гимнастической скамейке друг за другом имитировать греблю веслом)
Воспитатель: Вот и вернулись мы из путешествия. Понравилось оно вам? Какое у вас настроение? Возьмите солнышко с соответствующим изображением лица (улыбающегося и грустного) и покажите всем свое настроение. А нам осталось только попрощаться.
Чудесных встреч всем в зале этом!
Соединяйте спорт и знания,
И душу грейте добрым светом,
До новых встреч, всем до свидания!