Ольга Петровна Гиль
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Зеркало Деда Мороза» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная область «Познание»
1. Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета;
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы.
3. Вызывать положительный эмоциональный настрой.
Образовательная область «Коммуникация»
1. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
2. Активизировать речь детей; развивать внимание, память, мышление, воображение; логического мышления
Образовательная область «Социализация»
1. Формировать умение действовать по правилам
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Зеркало Деда Мороза“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
2. Развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
3. Воспитывать сопереживание, желание помочь, чувство ответственности.
Образовательная область «Безопасность»
1. Закрепить правила безопасности при работе с зеркалом
2. Развивать качество безопасности, при работе с хрупким материалом (зеркало) .
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Развивать умение самостоятельно вспомнить и показать любое физическое упражнение во время физминутки.
Методы и приёмы:
Ритуалы начала и окончания НОД, загадка, беседа, экспериментальная деятельность детей (проведение опытов, рассказ воспитателя, решение логических задач
Оборудование: зеркала различной формы, волшебный сундучок, ёмкость с водой, листы цветного картона, стекло, речные ракушки, камни, песок, рамка, фольга, металлические предметы, домики-коробочки для зеркал, ленты разной длины.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает:
Шире наш чудесный круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
II. Вводная часть.
В группу вносят письмо с пометкой «Срочно»
Воспитатель. Ребята, кто из вас сможет прочесть, что написано на конверте.
Дети. Срочно (дети пытаются прочесть надпись на конверте, если не могут, то читает воспитатель).
Воспитатель. Как вы думаете, о чем говорит эта надпись на конверте?
Дети. Необходимо сейчас же открыть конверт и прочитать письмо.
Воспитатель. Ну что ж, давайте быстрее распечатаем письмо и прочитаем его.
(Дети открывают письмо и обнаруживают в нем диск)
Воспитатель. Какое необычное письмо. Как нам его прочитать?
Дети. Нужно прочитать диск на компьютере.
(Прослушивают запись: на экране появляется изображение Деда Мороза)
Дед Мороз. Добрый день, дорогие ребята! Мне срочно нужна ваша помощь! Снежная королева похитила мое волшебное зеркало, а без него я не смогу раздать подарки всем ребятам на Новый год. Помогите мне, пожалуйста! Иначе дети останутся без подарков.
Воспитатель. Ребята, нам с вами предстоит отправиться в замок к Снежной королеве, чтобы найти волшебное зеркало Деда Мороза. Вы готовы к такому опасному приключению?
Дети. Да.
Воспитатель. Каким нужно быть, чтобы преодолеть все преграды, которые нам встретятся на нашем пути?
Дети. Сильным, смелым, добрым, дружным.
Воспитатель. А о себе вы можете так сказать, что вы добрые, умелые, дружные?
Дети. Да.
Воспитатель. Значит, мы без труда отыщем зеркало Деда Мороза. Итак, в путь. Но для того, чтобы попасть в царство Снежной королевы, нам необходимо произнести следующие слова:
Ресницы опускаем,
Глаза закрываем,
Эни-бени-рики-таки-фурда-бурда-сентибряки-дэу-бэу-краснабэу-БАЦЦ!
Открываем глазки
Вот мы все и в сказке.
(Звучит аудиозапись метели, на экране появляется замок Снежной королевы)
Снежная королева. Здравствуйте, ребята! Я сомневалась, что вы отважитесь на это опасное приключение. Хорошо, я могу отдать вам зеркало Деда мороза, но для этого вы должны выполнить одно мое желание. Слушайте внимательно. В сундучке лежат фигуры. Вам нужно определить какие это фигуры. Но сделать это вы должны в волшебных очках.
Воспитатель. Так, вот сундучок. Но, увы, он не открывается. Кажется, я догадалась. Нужно назвать слова противоположные по смыслу. Например, добрый-злой и т. п. Приступим. Холодный (горячий, колючий (мягкий, белый (черный, зима (лето, холод (жара, мокрый (сухой)
Дидактическая игра «Определи фигуру»
Оборудование. Геометрические фигуры, изготовленные из наждачной бумаги.
Ход игры. Дети надевают «волшебные» очки (в очках заклеены стекла) и на ощупь пытаются угадать и назвать геометрическую фигуру.
Снежная королева. Ну что ж отдам я вам зеркало. Подойдите к столу с большой снежинкой.
(На столе прозрачные стаканы с чистой водой и поставлена на белую бумагу, листы цветной бумаги)
Воспитатель. Ребята, разве это зеркало? Что вы видите на столе? (Дети перечисляют). Как вы думаете для чего это нужно (Ответы детей)
Воспитатель. Давным-давно человек сначала смотрелся в воду озера или реки. И чем более гладкой была вода, тем лучше было отражение. Давайте посмотрим в стакан с водой. Видим мы свое отражение? (Нет) Почему в реке или на озере видим? (Потому что на дне реки песок, ил, дно темное) Под стакан с водой положите темную бумагу, чтобы дно стало темным. Теперь видите свое отражение? Подойдет ли нам такое зеркало? (Нет). Почему? Такое ли зеркало мы ищем с вами? Разве это зеркало Деда мороза? (Нет) Нам такое зеркало не подойдет, перехитрила нас Снежная королева.
Снежная королева. Молодцы, ребята. Догадались, что это не то зеркало, которые вы ищите. Настоящее зеркало я спрятала в глубоком подземелье. Попробуйте его достать.
Воспитатель. Как же нам ребята попасть в подземелье? (Ответы детей) Я предлагаю нам спуститься в подземелье по лестнице. А сделаем мы с вами ее из ленточек. Но чтобы построить надежную лестницу, необходимо брать ленточки одинаковой длины. (Педагог предлагает ленточку – «мерку», по которой дети выбирают нужные ленточки и строят лестницу).
Теперь необходимо обозначить каждую ступеньку цифрой. Начинать мы будем, с какой ступеньки - с верхней или нижней? (С нижней лестницы. Дети обозначают ступеньки соответствующей цифрой). Ребята, спускаться в подземелье вы будете парами, произнося вслух номер каждой ступеньки. (Дети считают в обратном порядке).
Воспитатель. Где же наше зеркало? Посмотрите опять какие –то предметы лежат на столе. Давайте рассмотрим их.
Дети. Здесь лежат ложки, железные стаканы, железный поднос.
Воспитатель. Как вы думаете, почему они здесь лежат?
Дети. В них видно отражение как в зеркало.
Воспитатель. Действительно, в старину люди пользовались металлическими предметами вместо зеркала. Они заметили, если хорошо натереть металл до блеска, то можно увидеть свое отражение. Натирали тканью или другими предметами. Давайте попробуем. (Дети натирают пластину металла). Изображение в металлических предметах было более четким и удобным, чем в воде. Ребята, как вы думаете, неужели это и есть зеркало Деда Мороза? (Нет) Опять перехитрила нас Снежная королева.
Снежная королева. Не ожидала я от вас такой смекалки! Ну, хорошо так и быть, отдам я ваше зеркало. Но найдете вы его, если будете следовать моим указаниям, которые лежат в том же волшебном сундучке.
Воспитатель. Готовы? Внимание:
- повернитесь к окну,
- сделайте 2 шага вперед,
-повернитесь налево,
-поднимите голову и проследите глазами за моим огоньком,
- 5 раз присядьте, 3 раза хлопните над головой, 4 раза подпрыгните на месте, сделайте 2 шага вперед, повернитесь к окну, 3 шага назад, повернитесь назад.
Вот и зеркало.
(На столе лежат стекло и фольга)
Воспитатель. Давайте рассмотрим, что за зеркало опять нам предложила Снежная королева. По-моему это опять не то зеркало что нам нужно. Посмотрите стекло, фольга. Стекло может быть зеркалом, а фольга может быть зеркалом? Почему? (Потому что стекло прозрачное, в фольге мы не увидим своего четкого отражения).
Прошло какое-то время, и человек начал изготавливать маленькие зеркала. После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Отражение дает сам металлический слой и защищает стекло от царапин и повреждений. Давайте попробуем изготовить зеркало. Возьмем стекло и фольгу, соединим, посмотрим в наше зеркало и видим свое отражение. Вот мы и сделали зеркало, но как вы думаете, это зеркало ищет Дед Мороз? (Нет)
Снежная королева. Молодцы, ребята, разгадали вы все мои хитрости, обошли все мои ловушки. Так и быть верну я Деду Морозу зеркало. Но сначала мне хочется поиграть в мою любимую игру «Холодно - горячо». (Снежная королева направляет детей к настоящему зеркалу Деда Мороза).
(Дети находят зеркало, рассматривают его и определяют, может ли это зеркало быть зеркалом Деда Мороза).
Воспитатель. Ну, наконец – то мы нашли настоящее зеркало Деда Мороза и нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нам нужно опять произнести слова
Ресницы опускаем,
Глаза закрываем,
Эни-бени-рики-таки-фурда-бурда-сентибряки-дэу-бэу-краснабэу-БАЦЦ!
Открываем глаза
В сад дорога привела.
III. Итог занятия.
Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Ну что, ребята, понравилось наше приключение? (Ответы детей). Расскажите, какое сначала было зеркало, какое потом, как изготавливают зеркала в настоящее время. (Ответы детей). Как ни запутывала нас Снежная королева, мы все-таки нашли настоящее зеркало Деда Мороза, я ему потом обязательно его передам.
Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, если вам понравилось наше приключение, вы считаете, что узнали что-то новое, справились со всеми заданиями, то нарисуйте веселое солнышко. Ну а, если не все задания удалось выполнить, нарисуйте грустное солнышко. Обратите внимание на образец.
Оценка работы детей на занятии педагогом: Мне очень понравилось работать с вами. Вы умные, добрые, дружные ребята! Давайте возьмемся крепко за руки и сделаем большой круг:
Шире наш чудесный круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
«Да, да, да, наша дружба навсегда!»