Левченко Анжелика
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 17 с. Воронцовка
муниципального образования Ейский район
Методическая разработка образовательной деятельности
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности
в средней группе.
Тема: «Невидимка воздух»
Автор: Левченко Анжелика Александровна
воспитатель
с. Воронцовка 2020 г.
Пояснительная записка
Возраст воспитанников: средняя группа (4-5 лет)
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Невидимка воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Виды деятельности : коммуникативная, речевая, познавательно-исследовательская, игровая
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха, путём экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить и закрепить знания детей о воздухе.
2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
3. Учить детей самостоятельно проводить опыты, делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать интерес к исследовательской деятельности
2. Развивать воображение, логическое мышление, внимание, память, любознательность
3. Устанавливать простейшие связи, закономерности, делать выводы;
Воспитательные:
1. Воспитывать экологическую культуру.
2. Воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
Оборудование и материалы:
Два надувных шара,
трубочки для коктейля,
одноразовые стаканчики с водой,
полиэтиленовые пакеты,
мыльные пузыри,
баночки с ароматическими веществами,
камешки, игрушка кораблик,
таз с водой,
игрушка-вертушка,
музыкальные инструменты.
Предварительная работа: наблюдение, эксперименты, чтение художественной литературы, рисование нетрадиционными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, ученые, прозрачный, лёгкий, невидимый, опыты, ураган, буря.
Индивидуальная работа: Уточнить и закрепить знания Андрюши Ш. и Вовы Г. О воздухе, учить пытаться самостоятельно проводить опыт и делать вывод.
Актуальность. На сегодняшний день модернизация Российского образования требует использования в своей деятельности эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
Одним из таких является – детское экспериментирование.
Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у детей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, т. к. оно развивает детскую пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Для детей характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг, ежедневно дети познают новые и новые предметы, стремятся узнать названия, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. В познавательном процессе идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель приветствует детей.
-Ребята, сегодня у нас в гостях два шарика. Посмотрите, какой этот шарик – красивый, веселый, а второй –грустный.
Как вы думаете, почему?
- Ребята, а что попадает внутрь шариков, когда мы их надуваем? (воздух). Правильно, воздух. А откуда он берется, этот воздух? (мы им дышим). Чтобы надуть шарик, надо вдохнуть воздух и подуть в шарик.
- Ребята, чтобы больше узнать о воздухе предлагаю вам побыть учёным и отправиться в нашу лабораторию. Вы, согласны? Для этого нам нужны помощники, сегодня ими будут: глаза, уши, нос, рот, руки. Все готовы? Тогда начнем. Приветствие детей
Правильно ребята вы очень внимательны.
Молодцы всё-то вы знаите.
Дети соглашаются с радостью
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание
- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего он нужен? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте мы с вами проведё м эксперимент:
Зажмём нос и рот. Как мы себя чувствуем?
- Значит, для чего нужен воздух?
- Правильно. Почему мы проветриваем группу, Выходим на прогулку?
- Ребята, а кто-нибудь из вас видел воздух? (ответы детей – нет, не видели). Если мы воздух не видим, значит, он невидимый, прозрачный. Какой воздух? Дети закрывают нос и рот.
Высказывания детей.
Дети отвечают.
Дети затрудняются ответить. Напоминаю, что нам необходим свежий воздух.
Ответы детей
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание
- Ребята, а вы можете поймать воздух? Попробуйте
- А я могу поймать воздух, хотите увидеть, как. Возьму пакет, взмахну пакетом и скажу: «Раз, два, три, пакетик воздух лови!» и закручу его концы. Ребята, посмотрите, пакет раздулся, потрогайте его, что в нем? Что мешает ему сжаться?
- А вы хотите поймать воздух? Возьмите пакет и попробуйте поймать воздух : «Раз, два, три, пакетик, воздух лови!» и быстро закрутите его.
Что вы поймали?
- Значит, воздух можно поймать.
- Ребята, мы с вами поймали воздух, но так и не смогли его увидеть. Хотите увидеть воздух?
Возьмите трубочку, опустите ее в стакан с водой и подуйте в трубочку.
Что вы видите?
- Пузыри получаются из воздуха. Есть даже такая игра «Мыльные пузыри». Мы дуем в колечко, и пузыри летят в разные стороны.
Из чего пузыри?
Из воздуха, значит, воздух мы можем увидеть в мыльных пузырях.
- Ребята, скажите, воздух чем – то пахнет? Понюхайте его.
А как вы думаете, может ли воздух пахнуть? Давайте мы сейчас с вами проведём ещё один интересный опыт. Сейчас вы закроете глаза и будете нюхать воздух в баночке, а потом скажите, что вы почувствовали.
- Ребята, вы почувствовали разные запахи, значит, запахи могут передаваться по воздуху, а сам воздух ничем не пахнет. - Давайте немного отдохнём. Выходите на разминку:
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
- Отдохнули? Давайте продолжим наши опыты.
- Как вы думаете, ребята, можем ли мы услышать воздух?
- Давайте попробуем услышать воздух. Я сейчас надую шарик и отпущу его.
Что вы услышали?
Да, ребята, воздух с силой вылетел из шарика и мы его услышали. Значит, воздух можно услышать. Так же воздух мы можем услышать благодаря музыкальным инструментам. С помощью него играют дудка, труба.
- Ребята, как вы думаете, воздух легкий или тяжелый?
У меня есть камешки и игрушка. Посмотрите, камешки, какие?
А кораблик?
Что же легче, камешки или кораблик, как вы думаете?
Давайте проверим. Бросаем камешек в таз с водой. Что с ним случилось?
Камешек утонул. Значит он какой?
- А теперь, положим в воду кораблик. Кораблик утонул?
- Значит, игрушки наполненные воздухом легкие, поэтому они не тонут.
- Что же легче, камешки или воздух? Запомнили, какой воздух?
- Ребята, вдохните воздух и подуйте на ладошки. Что вы чувствуете?
- У меня есть волшебный цветок, давайте на него подуем. Что случилось?
- Когда мы подули на цветок, мы выдохнули воздух, как бы толкнули его вперед. У нас получился ветерок. И цветок закрутился. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
А как называется сильный ветер?
Значит ветер это движение воздуха, сильный ветер называется ураганом. Дети пытаются поймать воздух руками, не получается.
Дети подходят к столу, на котором стоит корзина с пакетиками.
Индивидуальные ответы детей.
Помогаю детям повторить опыт
Ответы детей
Высказывания детей
Ответы детей
Дети выполняют указания воспитателя. Ответы детей
Высказывания детей
Воспитатель пускает мыльные пузыри, дети их ловят
Дети нюхают воздух.
Ответы детей
Дети говорят, что почувствовали запах: чеснока, кофе, лимона
Даю пояснение детям, мы чувствовали запахи которые передаются по воздуху.
Дети вместе с воспитателем выполняют упражнения и проговаривают слова физминутки.
Ответы детей.
Дети вслед за воспитателем подходят к следующему столу. Ответы детей
Дети берут музыкальные инструменты и дуют в них производя звуки
Ответы детей.
Ответы детей. Ответы детей.
Высказывания детей Дети бросают камушки в воду и проговаривают, что камушки утонули значит они тяжёлые.
Ответы детей
Подвожу детей к ответу, что воздух лёгкий
Дети выполняют указание и отвечают
Показываю вертушку и вместе с детьми дуем на неё
Высказывания детей, подсказываю правильный ответ (ураган, буря)
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание
Наши эксперименты подошли к концу.
Давайте расскажем, что же мы узнали про воздух. Какой он?
Воздух можно поймать?
Его можно увидеть? Как мы смогли увидеть воздух?
Воздух можно услышать?
Воздух легкий или тяжёлый?
Как происходит движение воздуха?
Высказывания детей.
Помогаю им, называя очерёдность опытов и наводя на правильный ответ.
Хвалю детей за участие в опытах.
Спасибо большое вы сегодня все молодцы
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014-352с.
2. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017-80с.