Татьяна Шеметова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Шоколадная история»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе
Тема «Шоколадная история»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Основная деятельность: познавательно-исследовательская.
Форма работы с детьми: решение проблемных задач.
Возраст: подготовительная группа.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Конспекты занятий
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные задачи:
Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах.
Упражнять в чтении схем и приемов приготовления жидкого шоколада.
Познакомить детей с новой профессией шоколатье.
Развивающие задачи:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу;
Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанной работы
Активация словаря:
шоколатье, какао боб, какао дерево.
Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно - поисковый, эксперимент, наблюдения.
Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шокола-да,
коллекционирование оберток от шоколада
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, фотогра-фии с изображением последовательной цепочки происхождение шоколада, хала-ты и колпаки для детей, какао порошок, блюдца, салфетки, 10 стаканов, клеенка на стол, плитка горького и воздушного шоколада, одноразовые тарелки, 10 од-норазовых ложек, сгущенное молоко, сливочное масло, ванилин.
Ход совместной деятельности воспитателя и детей: (Воспитатель держит в руках колокольчик, а ребята в это время строятся в круг)
1. Организационный момент:
Наш веселый колокольчик
Как же громко он поет
Просит нас быстрей собраться
в дружный хоровод.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Воспитатель- Ребята, давайте подойдем к столу, где лежат колокольчики
(дети подходят к столу с колокольчиками).
- Пусть колокольчик зазвонит у того, кто любит рисовать.
-А сейчас зазвонит у того, кто любит играть.
-А теперь у тех, кто любит петь
- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто любит узнавать, что - то новое
- А сейчас зазвонит мой, я люблю петь, читать и проводить различные эксперименты и исследования.
-Ребята, отгадайте загадку
Бывает горький и молочный,
Во рту он тает быстро очень,
Отведать его каждый рад,
Что это дети? (Шоколад).
- Совершено верно – это шоколад.
-Нам с вами от передачи «Живая и мертвая еда» поступило предложение. Узнать шоколад к какой еде относится к полезной или вредной? А вы знаете что означает живая еда? (ответ детей) это значит полезная для нас еда, ну а мертвая – это вредная для организма еда.
2. Основная часть.
- И так ребята, перед нами стоит первая проблема
- узнать «Что такое шоколад?» И откуда он к нам пришёл?
- Ну что давайте попытаемся её решить.
- Ребята я очень люблю шоколад. А вы любите шоколад?
Шоколад любимое лакомство детей и взрослых.
- Ребята, в нашей стране очень холодно, поэтому шоколад у нас не растет. Он боится морозов и снега, а растет там, где нет зимы. А как вы думаете, где он растет? А родина шоколадного дерева – тропические страны Америки. Шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао.
- Давайте мы с вами пройдем на стульчики и посмотрим откуда же берется шоколад и что это такое?
Просмотр презентации «Шоколад».
Вот так выглядит дерево какао (Слайд 1)
На нем растут большие плоды, которые называются – плоды какао.
Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао – бобы Созревшие плоды приобретают темно – коричневый цвет. (Слайд 2)
Их срезают с дерева, отчищают от кожуры и достают бобы какао. Затем бобы какао сушат и складывают в мешки. (Слайд3)
Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики попадают какао бобы
На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают. Высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат. Их дробят, размалываются в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло идет на изготовление шоколадных плиток
А то, что осталось размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао». (Слайд 4)
Как же делают шоколад? В какао – масло наливают молоко или сливки, по-сле засыплют сахар, какао – порошок, ваниль, изюм, орехи (это зависит от сорта шоколада, все тщательно перемешивают и разливают в формы. Затем шоколад охлаждают. Вот так и получаются шоколадные плитки. (Слайд 5)
- Ну что ребята мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад и как его производят.
Вывод:
- О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в шоколаде находится очень много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение.
-А сейчас я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию для того, чтобы исследовать свойства шоколада.
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Мальчики потопали,
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись
И за столики уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
Опыт 1. Свойства шоколада.
-А теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения де-тей)
- У нас дольки черного шоколада и воздушного шоколада. Возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?
Вывод: твердый шоколад, имеет свойство ломаться, значит он хрупкий.
2
- А теперь определите свойства шоколада на вкус.
Возьмите кусочек темного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой же вкус у этого шоколада? (горький, горьковато-сладкий).
- А теперь воздушный шоколад, какой на вкус? (Вкусный, сладкий).
- По вкусу шоколад одинаковый или отличается друг от друга?
- Как вы думаете, ребята, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)
Вывод: И так, чем больше в шоколаде добавлено какао - порошка, тем он более горький.
3
- Возьмите кусочек от воздушного шоколада и опустите в стакан с водой. Что с ним произошло? (Шоколад всплыл на поверхность).
- А теперь опустите кусочек темного шоколада. Что произошло с шоколадом? (Шоколад утонул).
- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)
- Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (Педагог показывает воздушный шоколад) имеется воздух, который при контакте с водой – поднимается вверх и не тонет. Так какое же еще имеет свойство шоколад?
Вывод: Он может тонуть, если он плотный в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух.
4
- А сейчас мы проверим еще одно свойство, и порассуждаем. Что будет с шоколадом, если его нагреть.
Возьмите кусочек шоколада в руку, сожмите кулачок, подержите так, по-дуйте, погрейте шоколад.
- Что произошло с шоколадом? (он начал таять)
- Какой можно сделать вывод.
Вывод:
При нагревании – шоколад тает.
-Ребята при на столах лежат салфетки, воспользуйтесь ими.
- Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету. Узнали где растет шоколад. Почему от шоколада пачкаются руки.
Вывод: шоколад бывает разный на вкус. Воздушный шоколад не тонет в воде. Шоколад может ломаться. Шоколад может быть в твердом и в жидком со-стоянии.
- Молодцы, ребята! Теперь вы настоящие мастера – шоколатье. А вы знаете, кто такие шоколатье?
-так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада. Скажите, пожалуйста, чем занимается шоколатье? (ответы детей)
-Прежде чем мы продолжим с вами знакомство с этой профессией, я предлагаю узнать, так ли полезен наш шоколад?
-Ребята пройдите на стульчики, и мы с вами посмотрим на картины
«Вред и польза шоколада»
Польза шоколада (Слайд 7)
Шоколад поднимает настроение
Шоколад является источником энергии, потому что в нем содержатся маг-ний и калий, необходимые для работы мышц. Вот почему шоколад полезен де-тям, и тем, кто занимается спортом. (Слайд 8)
В шоколаде так же есть вещества, укрепляющие зубную эмаль. Полезнее всего горький шоколад. В нем содержатся витамины, необходимые для растуще-го организма ребенка. (Слайд 8)
Если съедать 2-3 маленьких шоколадных дольки можно сохранить хоро-шую память, что важно для будущих школьников.
-А всегда ли шоколад полезен? Может ли он навредить человеку?
- А всегда ли шоколад полезен? Может ли навредить человеку?
Вред шоколада (Слайд 9)
Шоколад виновник лишнего веса, т. к. это высококалорийный продукт и при избыточном употреблении углеводы откладываются в организме в виде жира. Шоколад в большом количестве может вызвать аллергию. (Слайд 10)
На ночь много шоколада есть нельзя, особенно детям, потому что он обладает возбуждающим действием.
После употребления шоколада необходимо чистить зубы (Слайд 11)
Выводы:
Горький шоколад самый полезный.
Детям необходимо употреблять по 2-3 маленьких шоколадных дольки в день.
После употребления сладостей нужно чистить зубы.
- Ну, что ж, ребята, я предлагаю вам побыть еще сегодня шоколатье. Давайте пройдем в наш кондитерский цех. Но как настоящим шоколатье нам нужно надеть халаты и колпаки.
3. Самостоятельная работа.
-У шоколада, приготовленного в домашних условиях есть свой рецепт. Чтобы нам правильно добавить продукты мы будем смотреть на схему и все по-следовательно выполнять.
Каждый ребенок берет тарелочку с названным продуктом и аккуратно вы-кладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко и ванилин. Эти продукты взбиваются миксером. (но мы размешаем ложечками) и попробу-ем.
- Что же мы с вами получили? (шоколад)
- Как же мы можем придать форму нашему шоколаду? (вылить в разные формочки).
- Что нам необходимо сделать, чтобы наш жидкий шоколад застыл?
- Ребята, у каждого шоколада своё название. А как бы вы хотели назвать наш шоколад? (Предложения детей).
- Итак, сегодня вы впервые приготовили шоколад.
- Ребята, назовите, какие продукты мы для этого использовали (Дети перечисляют продукты)
Рефлексия:
Подходим снова к столу с колокольчиками.
- Пусть колокольчик зазвонит у того, кто узнал что-то новое (расспросить детей, что нового они узнали).
- А сейчас колокольчики зазвонят у того, кому было интересно на занятии (спросить, что больше всего понравилось и запомнилось)
- Мы сегодня с вами были исследователями и не беда, что было трудно. Вы же настоящие ученые, а они преодолевают много трудностей, чтобы сделать открытия.
- А сейчас зазвонит мой колокольчик. Послушайте, что я вам хочу сказать. Мне было очень приятно работать с вами в одной команде. Вы все прилежно и дружно трудились.
Угощает детей шоколадом