Анна Бахарева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Всё о воздухе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
для детей подготовительной группы
«Всё о воздухе».
Выполнила: Воспитатель Бахарева А. В.
МБДОУ «Детский сад №477» г. Нижний Новгород
Цель: расширять знания о воздухе.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в наблюдательности за окружающей средой;
- закрепить представления детей о воздухе, его свойствах;
- учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха;
- продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы „Всё о воздухе“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование и материалы: шкатулка, воздушные шарики, письмо, пластиковая бутылка; таз с водой, жидкое мыло, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: по два стаканчика с чистой водой, коктейльные трубочки, гуашь, кисти, салфетки.
Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Игра на общение.
Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
ДОБРОЕ УТРО!
А теперь присаживайтесь на стульчики.
(Дети садятся полукругом на стульчики).
Воспитатель: Дети, посмотрите, что у меня в руках?
Дети: Шкатулка.
Воспитатель: Вы хотите узнать, что у неё внутри?
2. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель открывает шкатулку, она пустая.
Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух!
Стук в дверь. За дверью воздушные шарики и прикрепленное к ним письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам принесли письмо. Оно от Воздушного человека. Давайте его скорее прочитаем:
»Здравствуйте, ребята! Меня зовут Воздушный человек. А что такое воздух? Ведь я никогда с ним не встречался. Может, его вовсе и нет? Помогите мне, пожалуйста, это узнать.»
Воспитатель: Ребята, а ведь мы как раз начали говорить о воздухе. Поможем Воздушному человеку? Вы согласны?
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие?
Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию.
3. Проведение опытов-экспериментов.
Воспитатель: Ребята, что такое воздух? Можем ли мы жить без воздуха? А животные и растения? (Ответы детей)
Как узнать есть ли воздух вокруг? (Предположения детей).
Давайте помашем ладонями около лица, а потом подуем на лист бумаги. Что вы чувствуете и видите? (Ответы детей)
Ребята, для того, чтобы увидеть воздух, давайте проведем опыт: у вас на столах небольшие пакеты. Попробуйте поймать воздух, закрыв крепко мешочек, а потом выпустить его. Что вы чувствуете и видите? Есть ли у воздуха цвет? (ответы детей) Правильно, у воздуха нет цвета- он прозрачный.
А есть ли у воздуха запах? Что нам помогает почувствовать его? Воспитатель вносит кожуру апельсина и проносит около детей. А сейчас, что вы чувствуете? (ответы детей)
Выводы (формулирует один ребенок) : Мы не видим воздух, потому что он прозрачный, у воздуха нет запаха.
Физкультминутка
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух- невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Опыт 1.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, что воздух есть вокруг нас. Интересно, есть ли воздух внутри нас? Как вы думаете? (Ответы детей)
Возьмем пустую пластиковую бутылку, и опустим её в таз с водой. Что мы видим? (Ответы детей).
Воспитатель: Да. Из горлышка бутылки начинают выходить и подниматься вверх воздушные пузырьки.
Вывод: бутылка не пустая – в ней воздух; воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что воздух легче воды.
Опыт 2.
Воспитатель: Опустим трубочки в стакан с водой и подуем в трубочку, не спеша. И посмотрим, что произойдёт. А теперь подуем сильнее…
Воспитатель: Ребята, что происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была. (Предположения детей)
Вывод (дети помогают сформулировать) : Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Опыт 3.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а есть ли воздух в том, что нас окружает? В воде, земле? (ответы детей) Хотите проверить?
Опустите одну ложечку земли (почвы) в стакан с водой и подождите. Что вы наблюдаете? Что появилось на поверхности. (ответы детей)
Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Что легче воздух или вода? (ответы детей) Правильно, потому что воздух легче воды.
Вывод: Воздух есть везде
Загадка
Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,
Но и одной минуты, на свете не живет.
Нарядный, разноцветный, он лопнул навсегда,
Расплылся незаметно, растаял без следа.
Ребята, вы молодцы, отгадали загадку. А хотите, чтобы сейчас у нас появились красивые мыльные пузыри? Только сначала надо потренироваться.
Физкультминутка «Мыльные пузыри»
Мы надуем все пузырь,
Мыльный и воздушный,
В небо быстро он взлетит
И разгонит тучки.
Побежим мы по дорожке, захотим его догнать,
Но пузырь летит так быстро,
И его нам не поймать.
Опыт 4
Воспитатель: Добавьте в ваши стаканчики с водой гуашь и размешайте. Пусть вода станет яркой. А я добавлю в каждый стаканчик несколько капель жидкого мыла. А теперь опустите соломинку в стакан и подуйте!
А теперь я предлагаю опустить соломинки в мыльный раствор и надуть пузыри. Дети надувают пузыри.
Вывод (формулируют дети) : Внутри мыльных пузырей воздух. Чем сильнее мы дуем, тем больше пузырь.
4. Итог.
Воспитатель: Дети, Вы отличные исследователи! В результате наших поисков мы обнаружили…
Дети по очереди подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии :
- воздух постоянно нас окружает;
- воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- воздух есть внутри людей и в том, что нас окружает.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха?
Дети: Воздух необходим всему живому.
Воспитатель: Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю вам нарисовать опыт, который понравился и запомнился больше всего.
Все ваши рисунки мы отправим Воздушному Человеку. Ведь он тоже должен узнать все о воздухе.
3. Рефлексия: игра «Мое настроение».
Какое настроение у вас от проделанной работы я узнаю, если вы поднимите карточки с символами: «?» (удивленное, «!» (радостное, «=»довольное, спокойное).
Почему радостное?
Почему удивленное?
Почему довольное?
Я благодарю всех вас, ребята, вы молодцы. Вы совершили сегодня много открытий и поделились знаниями с Воздушным человеком.