Татьяна Манахова
«Мы семья и мы вместе». Конспект познавательно-игрового открытого детско-родительского мероприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и семейные ценности всегда были на первом месте в деле духовно-нравственного и нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.
На первой ступени образования ребенка, а именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Именно в этот момент маленькой личности должны помочь те, кто рядом: это семья и детский сад.
Цель мероприятия:
- Формирование представления о мире семьи: о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье, осознание ролевых функций членов семьи.
Задачи мероприятия:
- Обобщить и закрепить знания детей и их родителей о понятии «семья», о ценностях семьи и семейных традициях;
- Развивать представление о семье, как частичке общества, в котором происходит основная часть жизни человека, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, заботливое отношение к ним, взаимоуважение и чувство взаимопомощи, эмоциональную отзывчивость к близким людям, потребность радовать своих близких добрыми делами.
- Актуализировать эмоциональный опыт семейных взаимоотношений, способствовать эмоциональному сближению взрослого и ребёнка.
- Воспитывать культуру общения взрослого и ребенка, развивать общительность и коммуникабельность.
Целевая группа мероприятия:
Воспитанники подготовительной группы для детей и их родители (законные представители).
Планируемые образовательные результаты:
- у детей и их родителей сформированы представления о семье, о ценностях семьи и семейных традициях;
-у детей и их родителей развито понимание важности семьи для каждого человека, умение дарить любовь и проявлять уважение к членам семьи, заботливое отношение к ним, взаимоуважение и чувство взаимопомощи, эмоциональную отзывчивость;
-у детей и их родителей развиты такие качества, как общительность и коммуникабельность, при общении проявляется эмоциональная отзывчивость и сближение.
Оборудование и методические материалы: ладошки-приветствия (по количеству семей, аудиозаписи различной веселой заводной музыки; картинки-пазлы «Дружная семья», «Счастливая семья», звездочки за правильно выполненные задания для каждой команды, карточки с описанием традиции или праздника для каждой команды, ватман, фломастеры, аудиозапись песни для пения детей (сл. и музыка Елена Обухова, большой строительный конструктор, веревки для музыкальной игры, листы бумаги, фломастеры.
Ход мероприятия:
С правой и левой стороны музыкального зала стоят стулья, по количеству участников. Под музыкальное сопровождение родители с детьми входят в музыкальный зал и садятся на стулья (дети садятся рядом с родителями, в середине два маленьких стола с атрибутами для мероприятия. По ходу мероприятия участники будут размещаться так, как этого требует сценарий.
Приветствие (участники собираются в круг)
Воспитатель: «Добрый день, дорогие участники нашего семейного баттла. Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. И для начала давайте поприветствуем друг друга, но делать мы это будем необычным образом, а с помощью ладошек-приветствий и под музыку.»
(включается веселая музыка, каждая семья берет ладошку, читает и исполняет определенный вид приветствия-подари улыбку, помаши рукой, потанцуй, обними и т. д.)
Жеребьевка, разбивка на две команды, подбор девиза
Воспитатель: «И так, молодцы, наше приветствие прошло на отлично! Так как наше мероприятие называется именно баттл, что в переводе с английского означает соревнование между двумя участниками, значит мы разделимся на две команды, но сделаем это опять необычно, по разрезанной картинке. Я вам раздам кусочки пазлов, собрав которые, вы получите картинки двух семей. Первая команда будет называться по названию первого пазла «Дружная семья», вторая команда по названию второго пазла «Счастливая семья», и эти названия в ходе мероприятия вы должны будете оправдать. (под музыку участники собирают пазлы, тем самым формируя команды)
Воспитатель: «Теперь прошу выбрать капитанов команд и придумать девиз своей команде!» (участники совещаются, выбирают капитана команды, придумывают девиз).
Воспитатель: «Сегодня наш баттл мы посвящаем самому дорогому, самому родному, самому прекрасному на земле – дружной, сплоченной, крепкой и счастливой семье.
Издавна семья состояла не из одного поколения. В ней были бабушки, дедушки, мама, папа, дети, внуки и правнуки. Жили дружно, весело, друг другу помогали, любили, защищали, старых уважали, молодежь оберегали. Одни по хозяйству суетились, другие в поле трудились, третьи учились. Семьи были большие и крепкие.
Мы нашли тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки, которые с давних времён на Руси с большим уважением слагали.
Воспитатель: «И так первое задание для «Дружной семьи», я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе, дружно ее закончить. Вторая команда не подсказывает, отвечает только в том случае, если участники первой команды не могут найти ответ. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.
Когда семья вместе – и сердце на месте.
Гость на пороге – (счастье в доме).
Семья в куче – не страшна и туча.
В гостях хорошо… (а дома лучше).
Не нужен и клад – когда в семье лад.
Дом вести – не бородой трясти.
В семье и каша гуще.
Семьей дорожить – счастливым быть.
Один в поле не воин.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Согласие в семье – богатство.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Воспитатель: «Молодцы Дружная семья. А теперь задание для счастливой семьи. В русских народных сказках семейные отношения, семья – на первом месте. И я хочу проверить, как вы знаете русские народные сказки, и семейные отношения, складывающиеся в данных сказках. Внимательно слушаем вопросы, и зарабатываем звездочки.
1. «Не пей, братец Иванушка, козленочком станешь». Как звали сестрицу братца Иванушки? (Настенька, Дарьюшка, Алёнушка +)
2. Кто посылал Емелю из сказки «По щучьему веленью» за водой?
(Невестки +, Сестры, Тетки)
3. Когда царь решил, что его детям-царевичам пришло время семьи свои создавать, то он приказал им:
Путешествовать по белому свету в поисках невест
Пустить стрелы (куда стрела упадет, там и судьба) +
Участвовать в состязаниях
4. Какого персонажа нет в русской народной сказке «Репка»?
(Бабки, Деда, Внука +)
5. К кому шла Красная Шапочка? (К маме, К бабушке +, К дяде)
6. «Осталась девочка сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткёт и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает». Из какой сказки фраза? («Хаврошечка» +, «Красная шапочка», «Морозко»)
Воспитатель: «Молодцы Счастливая семья. Справились со всеми вопросами. Теперь предлагаю всем отдохнуть, присесть и посмотреть видеоролик «Семья-маленькая Вселенная». (Видеоролик состоит из фотографий и видео семей, на которых изображены моменты совместного семейного времяпровождения. Каждое фото сопровождается четверостишием про семью и музыкальной композицией).
Воспитатель: «Для дружной и счастливой семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, семейные традиции. Уважаемые, пришло время вспомнить о традициях ваших семей. Но сделать это нужно не говоря ни слова, а показывая действия и выражая эмоции. Каждая команда делает это по очереди, а другая команда отгадывает, какую традицию или праздник изобразили команда.
Командам раздаются карточки с заданием.
1 карточка: «В нашей семье принято обязательно мастерить зимой новые кормушки и развешивать их на деревьях, а потом каждый день подсыпать туда крошки и зерно.»
2 карточка: «Наша семейная традиция – рисовать самодельные открытки к праздникам, а потом их подписывать и дарить родным и друзьям. И еще мы мастерим из цветной бумаги елочные игрушки и вырезаем снежинки из бумаги.»
После выполнения упражнения родители обмениваются мнениями по поводу традиций своих семей.
Воспитатель: «Очередное задание выполнили успешно. Молодцы!
Каждый из вас знает, что каждая семья не семья, если в них нет большого счастья-ДЕТЕЙ.
Дети - это счастье, дети - это радость,
Дети - это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это нам награда.
Их по благодати взрослым дарит Бог.
Даем слово нашим деткам. Дети поют песню "Счастливая семья" (слова, музыка Обухова Елена)» и рассказывают стихи про семью.
Воспитатель: «Молодцы, наши детишки, продолжаем наше мероприятие. Озвучиваю очередное задание для Дружной семьи. Задание называется «Как ответит Ваш ребенок?». Предварительно ребенку – участнику были заданы вопросы, которые сейчас услышат и родители. Дети уже ответили на них. Вам нужно ответить так, чтобы Ваш ответ совпал с ответом Вашего ребенка. За совпадение ответа команда получает звездочки.
Каждой семье предлагается выбрать ответ из трех вариантов (мама, папа, я) на вопросы:
- Кто больше работает (мама, папа, я?
- Кто больше спит?
-Кто с тобой играет в игры?
-Кто в семье главный?
-Что ты больше любишь:
• Отдыхать с родителями на природе или ходить в гости;
• Кататься на велосипеде или кататься на санках;
• Молоко или сок;
• Сладости;
• Суп или второе;
• Смотреть телевизор или играть в компьютер.
Воспитатель: «Лучше дома своего нет на свете ничего. В доме вся семья собирается вместе, весело и с пользой проводит время!» И теперь очередное задание Счастливой семье. Вам нужно как можно быстрее соорудить домик из строительного материала вот по этим чертежам. (Дети встают в шеренгу. По цепочке передают строительные материалы. Папы и мамы сооружают домики.)
Воспитатель: «А теперь немного все вместе разомнемся. Поиграем в музыкальную игру «Музыкальная веревочка» (два стула ставятся спинками друг к другу на расстоянии 5-6 м, под ними кладется веревка так, чтобы ее концы доходили только до середины каждого стула. По команде ведущего два участника танцуют по кругу под музыку. Как только музыка прекратится, участники должны быстро сесть на любой стул и выдернуть веревку из-под стула.). Играют обе команды.
Воспитатель: «И наш заключительный конкурс «Мечта моей семьи». Всем известно, что чем больше мы озвучиваем свои желания, мечты, тем больше вероятность того, что они исполнятся и сбудутся.
Необходимо каждой семье нарисовать на листочке свою мечту, а ребята могут рассказать своим родителям, и они им помогут. Семьям раздаются листы бумаги, фломастеры. Звучит песня «Три желания».
Заключение:
Воспитатель: «Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость, чтобы еще больше поднять ваше настроение. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в две ладошки, то есть в аплодисменты. До новых встреч!»
В конце мероприятия подсчитываются количество полученных за выполненные задания звездочек. Ну и конечно, побеждает дружба! Крепкая, традиционная, семейная дружба.
Данная работа поможет Вам сформировать работу по духовно нравственному воспитанию не только дошкольников, но и их родителей, что в современном мире очень важно для нас, педагогов.