Эльвира Булатова
Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда по развитию связной речи с использованием приёмов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи
Коррекционно-образовательные задачи:
• Закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе;
• Расширять и активизировать словарь;
• Совершенствовать навыки образования относительных прилагательных и родственных слов;
• Совершенствовать навыки чтения предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Закреплять навык деления слов на слоги;
• Развивать координацию движений с речью;
Публикация «Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда по развитию связной речи с использованием приёмов ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
• Развивать связную речь. Закрепление модели составления метафор, составление фраз метафорического плана;
• Развивает мышление, память, творческое воображение.
• Развитие межполушарного взаимодействия. Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений, укрепление защитных сил организма, улучшение кровообращения верхних дыхательных путей.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Формировать навыки взаимопонимания, сотрудничества, инициативности, самостоятельности;
• Воспитывать интерес к народным пословицам и устному народному творчеству.
Оборудование:
Интерактивный экран. Бумажные осенние листья с пословицами про осень. Мяч. Муляжи деревьев, грибов. Конверт. Предметные картинки: облако, солнце, ель, нитки. Корзина с фруктами и овощами, ваза с осенними листьями. Медали – «солнышки» на ленточках по количеству детей.
Ход:
1. Орг. момент. Звучит «Осенняя мелодия» Ф. Шопена. Логопед приглашает детей пройти в зал. Дети садятся на стулья.
Логопед: -Ребята, нам прислали конверт. Интересно от кого он? Давайте посмотрим?
(Дети соглашаются)
В конверте находятся предметные картинки: облако, солнце, ель, нитки.
Логопед предлагает детям сложить первые звуки каждого слова и назвать получившееся слово.
Дети называют слово «ОСЕНЬ»
2. Тема занятия.
Логопед: -Сегодня осень приглашает нас на прогулку в осенний лес. Мы с вами поговорим об осени, её красках и причудах.
Чтобы не замёрзнуть в холодную осеннюю погоду, нам нужно выполнить упражнения, которые помогут нам не заболеть, быть бодрыми и активными!
Стимулирующие упражнения
«Теплые ручки»: растирание и разминание пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук.
«Массаж ушных раковин»:
Взяли ушки за макушки (Большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули (Несильно потянуть вверх)
Пощипали (Несильные нажимы пальцами)
Вниз до мочек добежали. (С постепенным продвижением вниз)
Мочки надо пощипать (Пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять. (Приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
И к макушкам вновь придём.
Логопед: -Теперь мы готовы с вами к путешествию! Осень приготовила для вас интересные задания и медали – «солнышки», они будут тоже согревать вас в холодную осеннюю погоду! (Логопед надевает детям медали – «солнышки»).
3. Называние пословиц и выполнение лексико-грамматических упражнений
Логопед: -Дети, посмотрите, какой разноцветной листвой укрыла осень землю в лесу! (под ногами у детей рассыпаны бумажные разноцветные листья с надписями недописанных пословиц). Интересно, что же здесь написано! Давайте посмотрим!
Упражнение «Листопад». Дети читают незаконченные пословицы на листьях и проговаривают их до конца.
Лето со снопами, ….(осень с пирогами).
Вешний дождь растит….(а осенний гноит).
Осенью серенькое утро….(красненький денёк).
Сентябрь пахнет яблоками….(а октябрь капустой).
Осень – запасиха….(а зима – подбериха).
Осень идёт….(за собой дождь ведёт).
Упражнение «Семейка слов»
Логопед: -Подберите, пожалуйста, «семейку слов» в слову «лист».
Дети называют: листья, листочек, листопад, лиственный, листва, лиственница
Упражнение «Раздели слова на слоги»
Логопед предлагает детям назвать осенние листья и разделить слова на слоги с помощью мяча.
Логопед: -Лист дуба (передаёт мяч ребёнку)
Ребёнок (отстукивает слоговую структуру слова): -ду-бо-вый.
Аналогично (кленовый, берёзовый липовый, осиновый, тополиный)
4. Физмитнутка «Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи, (Дети встают на носочки, подымают вверх перекрещенные руки.)
Начал капать дождь колючий. (Прыгают на носочках)
Долго дождик будет плакать, (Выполняют перекрёстные движения рук и ног: правая рука
на левом плече, левая нога движение вправо)
Разведёт повсюду слякоть. (Левая рука на правом плече, правая нога движение
влево)
Грязь и лужи на дороге, (Повторяются перекрёстные движения рук и ног)
Поднимай повыше ноги. (Идут по кругу, высоко поднимая колени).
4. Составление метафор
Логопед с детьми подходят к интерактивному экрану и рассматривают осенние пейзажи.
Логопед: -Ребята, давайте назовём приметы осени. Вспомним, как нас учила это делать Королева Красивой речи.
Слайд №1.
Логопед: -Дети, посмотрите на листья деревьев. Какие они стали?
Дети: -Желтые
Логопед: -На что похожи эти жёлтые листья?
Дети: -На шапки, на корону королевы.
Логопед: - Королевские короны деревьев. Какие эти короны деревьев?
Дети: -Золотые. Золотые короны деревьев.
Какую загадочную фразу подсказывает нам Королева Красивой речи?
Дети: - Королевские короны деревьев сияют золотом! Золотые короны деревьев надела осень!
Слайд №2.
Логопед: - Что происходит с листьями?
Дети: -Они осыпаются. На улице листопад.
Логопед: -На что похожи эти падающие листья?
Дети: -На золотые монетки.
Логопед: -Золотые монетки листвы! Составьте предложение с этими словами.
Дети: -Золотые монетки листвы кружатся в воздухе. Золотые монетки листвы покрыли всю землю!
Слайд №3.
Логопед: -Осенью погода переменчивая. Что бывает осенью?
Дети: -Часто идут дожди!
Логопед:- Мы с вами уже называли дождь «слезами дождя». Откуда льётся дождь? Какой он бывает?
Дети: -Дождь идёт из туч. Дождь сильный, холодный.
Логопед: - А когда идёт сильный дождь, с чем его можно сравнить?
Дети: -Можно сравнить с водопадом, с душем, с поливальной машиной.
Логопед: -Поливальная машина туч. Какую загадочную фразу подсказывает нам Королева Красивой фразы?
Дети: -Поливальная машина дождя льёт целый день.
Слайд №4.
Логопед: -Какую приметы осени мы видим на картине?
Дети: -Осенью дует сильный ветер.
Логопед: -С чем мы можем его сравнить?
Дети: -С ветряной мельницей, с вертолётным пропеллером.
Логопед: -Вертолётный пропеллер ветра. Какой он?
Дети: -Сильный, холодный.
Логопед: - Назовите фразу, которая у нас получается.
Дети:- Холодный пропеллер ветра поднимает с земли сухую листву! Сильный пропеллер ветра кружит в воздухе золотые монетки листвы!
Слайд № 5.
Логопед: -Ребята, что происходит после сильных дождей?
Дети: -На дорогах появляется грязь и лужи.
Логопед: -На что похожа грязь?
Дети: -На размоченную жвачку, на сметану, на размазанный пластилин.
Логопед: -Пластилин грязи. Какой он?
Дети: -Скользкий, вязкий.
Логопед: -Какая волшебная фраза получается у нас?
Дети: -После сильного дождя под ногами скользкий пластилин грязи! В пластилине грязи вязнут ноги!
5. Итог занятия
Логопед: -Молодцы, ребята! Вы очень красиво и интересно рассказали про приметы осени! Я думаю, осень и Королева Красивой речи будут очень довольны вами!
Они прислали вам подарки: дары осени – овощи и фрукты, красивые осенние букеты!
Давайте, поблагодарим их, скажем дружно: «Спасибо!»
Список используемой литературы
• Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.
• Гин А. А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып. 2
• Гин С. И. Мир фантазии. М., 2000.
• Гин С. И. Мир человека. М., 1993.
• Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Минск: ИВЦ Минфина, 2008г.
• Дидактические игры для развития творческого воображения детей /Сост. А. И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991.
• Пчелкина Е. Л. Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ. Первая ступень. Солон-пресс, 2023г.
• Тамберг Ю. Г. Как научить ребёнка думать. АСТ, ТКВ, Сова, 2007 г.
• Хайруллина Л. И. ТРИЗ для дошкольников. Сборник, Нижнекамск, 2018г.
• Технология познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
на основе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) Г. С. Альтшуллер, Н. Н. Хоменко, Т. А. Сидорчук, С. Гин.