Татьяна Калиниченко
Конспект подгрупповой образовательной деятельности по автоматизации звука «Л» на этапе скороговорок.
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР д/с №8 «Солнышко»
Конспект подгрупповой образовательной деятельности по автоматизации звука «Л» на этапе скороговорок.
«Путешествие в Древние времена»
Цель: Автоматизация сонорного звука «л» в скороговорках.
Задачи:
Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на большие расстояния;
Показать значение общения между людьми
Воспитывать уважение к языку, к прародителям
Развивать память, логическое мышление, воображение при ознакомлении с различными видами общения
Публикация «Конспект подгрупповой образовательной деятельности по автоматизации звука „Л“ на этапе скороговорок,» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Скороговорки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Развивать мелкую, общую, мимическую моторику, пространственные представления
Закрепить произношение сонорного звука «л» в скороговорках
Развивать плавный речевой выдох
Развивать навыки диалогического общения
Ход
Орг. момент Здравствуйте, ребята. Скажите, а вы любите путешествовать?
Сегодня я предлагаю вам отправимся в путешествие в прошлое. Но как же мы с вами попадем в прошлое? Что нам в этом поможет?
Отправимся туда на машине времени.
Посмотрите внимательно по сторонам, может здесь есть что-то похожее на машину времени?
Находят машину, рассаживаются
Сообщение темы
- Ребята, как мы общаемся друг с другом, когда находимся далеко-далеко? (подвести к ответу: пишем письма)
- Сегодня мы узнаем, когда же появилась письменность.
Давайте сядем в нашу машину времени. Закроем глаза и полетим в те далекие и далекие времена. А для того, чтобы машина начала движение нужно повторить заклинание:
ТЛА-ТЛА-ТЛА КЛА-КЛА-КЛА ПЛО -ПЛО - ПЛОт
– отправляемся в полет.
(Дети повторяют сочетание слогов со стечением согласных 3 раза. ФономзЗвучит «космическая музыка», дети рассаживаются.
Этапы развития письма.
Нам предстоит долгий путь, а пока мы летим, я хочу рассказать вам одну очень интересную историю.
Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но в пещерах жили не только люди: как вы думаете,кого ещё можно было там встретить?
В пещерах жили ящерицы, змеи и даже медведи. Медведи точили когти о стену, оставляя на стене следы-царапины.
- Увидев такие следы, люди подумали, что это таинственные знаки, но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были просто царапины. Люди захотели тоже оставить следы на поверхности стены. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письму.
Вот мы с вами прилетели. Пора сделать остановку.
Посмотрите, что вы видите вокруг? Внимательно приглядимся к царапинам на стенах пещеры, как вы думаете, на что они похожи? (графическое изображение картинок артикуляционной гимнастики: "Маляр" - кисть, "Вкусное варенье" - банка с вареньем, "Парус" - кораблик, "Лопатка"- лопата, "Качели"- качеля. - Я предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику.
Ребята, кто может вспомнить и сказать, кто жил в пещерах вместе с древними людьми?
- А чем люди отличаются от животных?
Люди умеют разговаривать и общаться.
- Что значит «общаться»? Общаться, значит поддерживать общение, взаимные отношения, рассказывать друг другу о чем-то, или о ком-то на расстоянии.
- А как передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек находится очень далеко?
- Что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение?
- Использовались разные сигналы:посмотрите на монитор нашей машины времени (экран презентация).
Вот, например, индейцы разводили костры, дым которых был виден очень далеко.
Этот дым многое мог сообщить людям. Посмотрите на рисунки (слайд с индейцами у костра). Чем они отличаются? Если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем. Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко- враг близко, тревога)
Посмотрите, у нас с вами тоже есть небольшие костры-свечки. Так как сейчас у нас мирное время и никакой опасности нет, поэтому и дыма от костра не должно быть видно. И я вам предлагаю, задуть огонь. Вдохнули носом, вытянули губы трубочкой и плавно подули на пламя.
- А в Африке одно племя передавало сообщение другому с помощью большого барабана – там-тама (слайд с изображением там-тама).
2 удара (показ) – приветствие, частая дробь (показ) – тревога. Давайте с вами поиграем.
Слушайте внимательно, если вы услышите приветствие – 2 удара в барабан, вам нужно мирно шагать по кругу, а если тревога – частая дробь нужно присесть, прислушаться и всмотреться вдаль, откуда движется опасность?
А сейчас Маша будет у нас вождем, а мы будем племенем. Слушайте внимательно, какую информацию несет нам барабан Там-там.
(Поочередно выходят дети и отхлопывают в барабан ритм, заданный педагогом.)
- Молодцы, помогли соседнему племени, предупредили их об опасности.
А теперь посмотрите на эти ленточки Как вы думаете, так можно общаться? (слайд с древними людьми с «узелковыми сообщениями») Многие племена к толстой веревке в виде бахромы привязывали разноцветные шнурки разной длины и толщины, так передавали сведения о начале войны, рождении ребёнка и других событиях. У каждого цветного узелка был свой смысл: красный обозначал войну,белый - мир, зеленый - хлеб, черный - смерть.
- Мы с вами на обучении грамоте тоже используем цвет для передачи информации. Кто догадался, что это цвет и какую информацию он несет?
Это фишки красного, синего и зеленого цвета. Фишки обозначают звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие.
А сейчас я предлагаю вам зашифровать слова фишками: (на стене графическое изображение предметов лук - овощ, лук - оружие).
- Что это за царапины? Оба предмета называются одним словом. Выложите звуковую схему этих слов.
Рисуночное письмо.
Прошло время, появлялись новые способы общения древних людей. И вот у меня в руках одно из первых писем. Но оно не обычное, оно нарисованное, да-да я не ошибаюсь, его нарисовали, конечно, не на бумаге, а на бересте.
- Береста – это верхний слой коры берёзы, раньше её использовали для написания записок.
Посмотрите, вот несколько записок «написанных» древними людьми, вот только они запылились, давайте попробуем сдуть с них пыль. и посмотрим какую информацию они несут, о чем рассказывают. (на столах лежат листы со схематичным изображением скороговорки, засыпанные манной крупой) .
Я предлагаю вам расшифровать это сообщение и запомнить его, чтобы потом рассказат. родителям, бабушкам, дедушкам.
Скороговорка расшифровывается и заучивается.
Полосатые паласы полоскала дочка Власа, полоскала,полоскала,полосатой речка стала.
Выдох должен быть короткий и сильный.
Дети сдувают крупу с листа, проговаривают скороговорку со зрительной опорой.
Закрепление изученного материала.
- Давайте и мы, как и древние люди, попробуем рассказать о чём-нибудь рисуночным письмом. А помогут нам в этом. дощечки, на которых можно царапать палочками, как и делали наши предки. (раздаются дощечки с нанесённым тонким слоем пластилина и палочки, дети рисуют свои письма)
- Давайте попробуем прочитать письмо Вани. Что он хотел нам рассказать
- Правильно мы поняли? (заслушиваем рассказ 2-3 детей)
Фон – тихая, спокойная музыка
Итог Ребята, наше путешествие подходит к концу и нам с вами пора возвращаться в детский сад. Чтобы машина времени доставила нас назад, нужно вспомнить и повторить заклинание.
Вот мы с вами и вернулись в детский сад, но ребята что-то случилось с дверью в нашей машине времени, она почему-то не открывается, чтобы ее открыть, нужно ответить на вопросы. Итак, вы готовы? (вопросы – аудиозапись от лица машины времени)
1) Вспомните заклинание, которое приводит в действие машину времени.
2) Что значит «Общаться»?
3) Какие таинственные знаки увидели впервые древние люди и были ли они таинственными?
4) Какие сигналы для передачи информации использовали древние люди?
5) На чем люди рисовали первые письма? Что такое береста?
6) Вспомните о чем говорилось в зашифрованном письме?
Вот и открылась дверь, и мы с вами снова оказались в детском саду.