Вера Бутько
«Игрушки». Конспект подгруппового занятия по изучению звуков [М], [М’] в старшей логопедической группе с ТНР
Конспект подгруппового занятия «Игрушки от Маши»
в старшей логопедической группе (ТНР)
Лексическая тема: «Игрушки»
Логопедическая тема : звуки [ М ], [М “] в словах
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
--Формировать представления об игрушках, материалах, из которых они сделаны.
Публикация «„Игрушки“, Конспект подгруппового занятия по изучению звуков [М], [М’] в старшей логопедической группе с ТНР» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
- Обогащать словарный запас детей по теме: «Игрушки».
--Развивать память, внимание, мышление, речь
2. Коррекционно - развиваюшие:
--Развивать умение дифференцировать звуки [ М ], [ М”] в словах.
- Развивать умение подбирать слова к схеме слова.
--Учить определять место звуков [ М ], [ М”] в начале, в конце слов.
- Развивать умение подбирать слова на заданный звук.
- Развивать фонематические процессы.
- Упражнять в образовании сущ. мн. ч.
- Формировать умение употреблять сущ. в Р. п., Тв. п.
- Формировать умение образовывать относительные прилагательные.
- Развивать умение употреблять предлоги в предложениях
- Развивать умение делить слова на слоги.
3. Коррекционно- воспитательные:
- Воспитывать уважение к товарищам, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.
Оборудование: интерактивная панель : «Интошка», символы звуков, музыкальное сопровождение, демонстрационные картинки по теме «Игрушки», мешочек с фасолью и с игрушками из различных материалов: дерева, глины, пластмассы, резины, бумаги, железа.
Ход занятия:
Вид деятельности Деятельность логопеда Деятельность детей
I.Вступительная часть.
1. Организационный момент (включена интерактивная доска-слайд № 1 с изображением Маши и сюрпр. мешочка)
- Ребятки, я сегодня пришла в кабинет, включила доску, а там на экране изображение Маши с чем?
- Она зовёт нас с собой поиграть и наверно спрятала у меня в кабинете такой же мешочек, давайте его поищем.
Дети находят под стулом мешочек, заполненный фасолью с мелкими игрушками.
- Молодцы, посмотрим, что там находится внутри.
Дети подходят ко мне и по очереди опускают руку в мешочек.
- Опустите руку в мешочек и на ощупь определите, что там лежит.
Дети подходят ко мне и по очереди опускают руку в мешочек.
Дети называют и достают предметы из мешочка: матрёшка, мячик, петушок, мышка, машинка, паровоз
Логопед выставляет их на стол.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, а как можно назвать эти предметы одним словом?
-Правильно, мы сегодня будем говорить про игрушки.
2. Д / И «Собери игрушки»- развивать умение употреблять предлоги в предложениях.
- Маша зовёт нас к себе в гости, давайте узнаем куда. Присаживайтесь на стульчики.
Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 2)
- Ребята, посмотрите какой беспорядок в комнате, надо помочь Маше убрать игрушки в коробку. Составляем предложение, начинаем со слов: Я беру…. Сказать какую игрушку, откуда берём и куда её положим.
Дети поочерёдно подходят к доске и составляют предложения, передвигая пальцем изображение с игрушкой :
- Я беру лопатку с полки и положу её в коробку;
-Я беру мячик из-под кровати и положу его в коробку;
- Я беру мишку с полки и положу его в коробку;
- Я беру машинку со стола и положу её в коробку;
- Я беру кубик из-под стола и положу его в коробку;
- Я беру лошадь из-под стола и положу её в коробку;
- Я беру утку из шкафа и положу её в коробку.
- Молодцы, сложили в коробку все игрушки, навели в комнате порядок.
3. Д / И «Из чего?» - формировать умение образовывать относительные прилагательные
- Ребята мы помогли Маше собрать игрушки, а подскажите из какого материала они могут быть сделаны?
Обращаю внимание на игрушки, которые дети достали из мешочка, показываю их.
Вот игрушка из дерева, какая она? (деревянная)
- Если машинка из металла, то она?
- Если из железа, то какая она?
- Мячик из пластмассы, какой он?
- Зайчик из резины, какой зайчик?
- Паровоз из дерева, какой он?
- Посмотрите, а у меня есть петух из бумаги, какой он?
- А вот лошадка из глины, какая она?
- А если игрушка из стекла, то какая она?
- Какие вы знаете еще деревянные игрушки?
-Деревянный кубик, деревянная машинка.
3. Д / И «Рассели на полочки» - развивать умение делить слова на слоги.
-Ребятки, мы помогли Маше собрать игрушки в коробку, но чтобы было удобно их брать и играть с ними, их надо разложить на полочки, определив количество слогов в слове.
Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 3).
Я достаю игрушку, дети поочерёдно делят слово на слоги, называют количество слогов и передвигают изображение на.
определённое место.
-МА-ШИН-КА 3 слога,
-МЯЧ -1 слог,
- УТ-КА 2 слога,
- КУ-БИК 2 слога
-ША-РИК 2 слога,
-ЗАЙ-ЧИК 2 слога
-ЛО-ПАТ-КА 3 слога
-Молодцы, справились с заданием.
4. Физ-минутка
- А теперь немножко отдохнём, подходите ко мне и вставайте в круг:
Чок-чок-чок,
Ручки на бочок,
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут. (2 раза)
Дети повторяют движения со словами за логопедом.
5. Д/ И: «Один-много»- упражнять в образовании сущ. мн. ч.
- Присаживайтесь на стульчики и отправляемся дальше с Машей.
- В группе всегда много ребят, которые хотят играть с одинаковыми игрушками, сейчас я попробую сделать чудо:
Крекс, пекс, фекс,
Абра, швабра, кадабра,
По моему велению
Чудо сотворись.
Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 4, где поочерёдно нажимает на лопающийся круг, где появляется изображение во мн. ч.
- Посмотрите, была одна машинка, а стало? (много машинок)
- Была одна коляска, а стало много? (много колясок)
-Была одна утка, а стало много? (много уток)
-Был один кубик, а стало много? (много кубиков)
- Был один шарик, а стало много? (много шариков)
- Был один зайчик, а стало много? (много зайчиков)
- Молодцы, теперь всем ребяткам хватит игрушек. Играем дальше, Маша зовет нас на полянку с сюрпризами.
6. Физ-минутка - координация речи с движением
-Встаем и отправляемся за мной на полянку:
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт
Правое крыло вперёд
Левое крыло вперёд
Полетел наш самолёт. (2 р)
Дети повторяют движения со словами за логопедом.
6. Д / И «Без чего?» - формировать умение употреблять сущ. в Р. п., Тв. п.
Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 5) где у игрушек отсутствуют некоторые детали, при нажатии - они появляются.
-Присаживаемся на стульчики, посмотрите, ребятки играли в игрушки, но они поломались. Починим их:
-Зайчик без чего?
(нажимаю и появляется ухо)
-Зайчик с чем (с ухом)
- Машинка без чего? (после ответа ребёнка нажимаю на кузов машины и он появляется)
- Машинка с чем? (с кузовом)
- Ведро без чего? (после ответа ребёнка нажимаю на ручку от ведра и она появляется)
- Ведро с чем? (с ручкой)
- Самолёт без чего? (после ответа ребёнка нажимаю на хвост самолёта и он появляется)
- Самолёт с чем? (с хвостом)
- Мотоцикл без чего? (после ответа ребёнка нажимаю на колесо от мотоцикла и оно появляется)
- Мотоцикл с чем? (с колесом)
- Велосипед без чего? (после ответа ребёнка нажимаю на педаль от велосипеда и она появляется)
- Велосипед с чем? (с педалью)
- Молодцы, починили игрушки и добрались до полянки.
7. Д / И «Волчок»- развивать умение дифференцировать звуки [ М ], [ М”] в словах, умение подбирать слова на заданный звук
Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 6), где изображён волчок с заданиями. ( 4 поля:
- с красным кружком,
- с синим кружком, внутри кружка буква М,
- с зелёным кружком, внутри кружка буква М,
- с мешочком.
- Ребятки, а на полянке Маша приготовила игру-волчок, где стрелочка будет нам помогать:
- Кручу, верчу,
Запутать вас хочу.
-Где остановилась стрелочка? (на красном кружочке)
- Какие звуки мы обозначаем красным цветом? (гласные звуки)
-Вспомним их, назовите гласные (А, О. И. Ы, У. Э)
Дети подходят к доске, нажимают и называют картинки. При правильном нажатии звучит определённый сигнал мелодии.
- Арбуз, звук [ А]
- Утка, звук [У ]
- Индюк, звук [ И]
- Улитка, звук [ У ]
-Автобус, звук [ А ]
- Осталась картинка - кубики, она подходит нам? (нет, не подходит)
Логопед нажимает на картинку –кубики и звучит другой сигнал мелодии.
После выполнения задания, нажимаю на гиперссылку и возвращаюсь на страничку с волчком (№ 6)
- Кручу, верчу,
Запутать вас хочу.
Нажимаю на стрелку, она остановилась на зелёном круге с буквой М, перехожу по гиперссылке на слайд (№ 8)
- Ребятки, а зелёным цветом какие мы звуки отмечаем?
- Давайте произнесем мягко звук (показываю на букву)
- Подберите картинки, которые начинаются на мягкий звук –МЬ
Дети подходят к доске, нажимают и называют картинки. При правильном нажатии звучит определённый сигнал мелодии.
Дети называют:
-Миска,
-Мячик,
-Мишка
- Проверим, картинка-муха, она нам подходит? (не подходит)
Логопед нажимает на изображение - мухи, и звучит другой сигнал.
-А мышка, подходит? (не подходит)
- Молодцы, выполнили задания на этой страничке.
После выполнения задания, нажимаю на гиперссылку и возвращаюсь на страничку с волчком (№ 6)
-Кручу, верчу,
Запутать вас хочу.
Нажимаю на стрелку, она остановилась на синем круге с буквой М, перехожу по гиперссылке на слайд (№ 9)
- Ребятки, а синим цветом какие мы звуки отмечаем? (твёрдые)
- Давайте произнесем твёрдо звук (показываю на букву)
- Подберите картинки, которые начинаются на твёрдый звук –М
Дети подходят к доске, нажимают и называют картинки. При правильном нажатии звучит определённый сигнал мелодии.
Дети называют:
-Мак,
-Машина,
-Муравей.
Проверим, картинка – мешок нам подходит? (не подходит)
Логопед нажимает на изображение и звучит другой сигнал.
-А медуза, подходит? (не подходит)
- Молодцы, выполнили задания на этой страничке.
После выполнения задания, нажимаю на гиперссылку и возвращаюсь на страничку с волчком (№ 6)
-Кручу, верчу,
Запутать вас хочу.
Нажимаю на стрелку, она остановилась на поле с изображением мешочка.
- А здесь надо придумать слова, которые начинаются на звук : У?
- Дети отвечают:(утка, улитка, уши, утюг)
- На звук А?
- Дети отвечают:(арбуз, апельсин, аист)
9. Физ-минутка «Весёлые игрушки» под музыкальное сопровождение.
Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 10), где изображены игрушки. Нажимаю на проигрыватель звука.
-А сейчас встаем кружочком, превращаемся в игрушки и повторяем движения за мной со словами.
Вот большая пирамидка
И весёлый мячик звонкий,
Мягкий мишка косолапый
Все живут в большой коробке.
Но когда ложусь я спать,
Начинают все играть.
Мы весёлые милашки,
Чудо- куклы - неваляшки,
Мы танцуем и поём,
Очень весело живём. Дети выполняют движения за логопедом.
10. Д / И «Определи место звука в слове»
Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 11, где необходимо выбрать картинки к схеме слова, где звук М или МЬ находится в начале слова.
-Пока мы играли, Маша приготовила домики. В этом домике будут жить только те картинки, которые подходят к данной схеме слова (обращаю внимание на схему слова)
-Скажите, где должен находиться звук? (в начале слова)
-Проговариваем слова и прислушиваемся, где находится звук.
Дети подходят к доске, нажимают и называют картинки. При правильном нажатии появляется улыбающийся смайлик, при неправильном – грустный смайлик.
Дети отвечают:
- Машина,
- Муравей,
- Молоток,
-Мост,
-Малина.
- А картинка –дым, подходит нам? (не подходит)
- Где спрятался звук М? (в конце)
-А картинка – дом, подходит? (не подходит)
Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 12, где необходимо выбрать картинки к схеме слова, где звук М или МЬ находится в конце слова.
- В этом домике будут жить только те картинки, которые подходят к данной схеме слова (обращаю внимание на схему слова)
-Скажите, где должен находиться звук (в конце слова)
-Проговариваем слова и прислушиваемся, где находится звук.
Дети подходят к доске, нажимают и называют картинки. При правильном нажатии появляется улыбающийся смайлик, при неправильном – грустный смайлик.
Дети отвечают: (гном, альбом, сом)
-А почему не подошли картинки: морковь, мешок? (там звук стоит в начале слова)
- Молодцы.
-Взяли стульчики и присели за столы.
III. Заключительная часть.
1. Звуковой разбор слов
- Маше понравилось с вами играть, она много узнала про игрушки. За это она хочет угостить вас дарами из леса.
Логопед нажимает на гиперссылку и переходит на другой слайд (№ 13, где изображена Маша с корзиной яблок. (показываю приготовленную корзину с яблоками для детей)
- Мы угостимся яблочками, все съедим: ам, ам, ам. Выложим звуковую схему слова : АМ. Я на доске, а вы у себя.
- Какой первый звук слышим : АМ? (звук А)
-Каким цветом обозначаем звук (красным)
-Выложили и слушаем дальше, какой следующий звук слышим? (М)
-Каким цветом обозначим? (синим)
-Положили, сколько звуков получилось в слове (два)
- Назовите все звуки в слове по-порядку.
2. Обобщение.
-С какими звуками мы сегодня познакомили Машу (с гласными звуками, звуками М, МЬ)
- Молодцы, на этом наше занятие закончилось.