МААМ-картинки

«Игрушки». Конспект подгруппового занятия по изучению звуков [М], [М’] в старшей логопедической группе с ТНР

Вера Бутько
«Игрушки». Конспект подгруппового занятия по изучению звуков [М], [М’] в старшей логопедической группе с ТНР

Конспект подгруппового занятия «Игрушки от Маши»

в старшей логопедической группе (ТНР)

Лексическая тема: «Игрушки»

Логопедическая тема : звуки [ М ], [М “] в словах

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

--Формировать представления об игрушках, материалах, из которых они сделаны.

Публикация «„Игрушки“, Конспект подгруппового занятия по изучению звуков [М], [М’] в старшей логопедической группе с ТНР» размещена в разделах

- Обогащать словарный запас детей по теме: «Игрушки».

--Развивать память, внимание, мышление, речь

2. Коррекционно - развиваюшие:

--Развивать умение дифференцировать звуки [ М ], [ М”] в словах.

- Развивать умение подбирать слова к схеме слова.

--Учить определять место звуков [ М ], [ М”] в начале, в конце слов.

- Развивать умение подбирать слова на заданный звук.

- Развивать фонематические процессы.

- Упражнять в образовании сущ. мн. ч.

- Формировать умение употреблять сущ. в Р. п., Тв. п.

- Формировать умение образовывать относительные прилагательные.

- Развивать умение употреблять предлоги в предложениях

- Развивать умение делить слова на слоги.

3. Коррекционно- воспитательные:

- Воспитывать уважение к товарищам, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Оборудование: интерактивная панель : «Интошка», символы звуков, музыкальное сопровождение, демонстрационные картинки по теме «Игрушки», мешочек с фасолью и с игрушками из различных материалов: дерева, глины, пластмассы, резины, бумаги, железа.

Ход занятия:

Вид деятельности Деятельность логопеда Деятельность детей

I.Вступительная часть.

1. Организационный момент (включена интерактивная доска-слайд № 1 с изображением Маши и сюрпр. мешочка)

- Ребятки, я сегодня пришла в кабинет, включила доску, а там на экране изображение Маши с чем?

- Она зовёт нас с собой поиграть и наверно спрятала у меня в кабинете такой же мешочек, давайте его поищем.

Дети находят под стулом мешочек, заполненный фасолью с мелкими игрушками.

- Молодцы, посмотрим, что там находится внутри.

Дети подходят ко мне и по очереди опускают руку в мешочек.

- Опустите руку в мешочек и на ощупь определите, что там лежит.

Дети подходят ко мне и по очереди опускают руку в мешочек.

Дети называют и достают предметы из мешочка: матрёшка, мячик, петушок, мышка, машинка, паровоз

Логопед выставляет их на стол.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

- Ребята, а как можно назвать эти предметы одним словом?

-Правильно, мы сегодня будем говорить про игрушки.

2. Д / И «Собери игрушки»- развивать умение употреблять предлоги в предложениях.

- Маша зовёт нас к себе в гости, давайте узнаем куда. Присаживайтесь на стульчики.

Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 2)

- Ребята, посмотрите какой беспорядок в комнате, надо помочь Маше убрать игрушки в коробку. Составляем предложение, начинаем со слов: Я беру…. Сказать какую игрушку, откуда берём и куда её положим.

Дети поочерёдно подходят к доске и составляют предложения, передвигая пальцем изображение с игрушкой :

- Я беру лопатку с полки и положу её в коробку;

-Я беру мячик из-под кровати и положу его в коробку;

- Я беру мишку с полки и положу его в коробку;

- Я беру машинку со стола и положу её в коробку;

- Я беру кубик из-под стола и положу его в коробку;

- Я беру лошадь из-под стола и положу её в коробку;

- Я беру утку из шкафа и положу её в коробку.

- Молодцы, сложили в коробку все игрушки, навели в комнате порядок.

3. Д / И «Из чего?» - формировать умение образовывать относительные прилагательные

- Ребята мы помогли Маше собрать игрушки, а подскажите из какого материала они могут быть сделаны?

Обращаю внимание на игрушки, которые дети достали из мешочка, показываю их.

Вот игрушка из дерева, какая она? (деревянная)

- Если машинка из металла, то она?

- Если из железа, то какая она?

- Мячик из пластмассы, какой он?

- Зайчик из резины, какой зайчик?

- Паровоз из дерева, какой он?

- Посмотрите, а у меня есть петух из бумаги, какой он?

- А вот лошадка из глины, какая она?

- А если игрушка из стекла, то какая она?

- Какие вы знаете еще деревянные игрушки?

-Деревянный кубик, деревянная машинка.

3. Д / И «Рассели на полочки» - развивать умение делить слова на слоги.

-Ребятки, мы помогли Маше собрать игрушки в коробку, но чтобы было удобно их брать и играть с ними, их надо разложить на полочки, определив количество слогов в слове.

Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 3).

Я достаю игрушку, дети поочерёдно делят слово на слоги, называют количество слогов и передвигают изображение на.

определённое место.

-МА-ШИН-КА 3 слога,

-МЯЧ -1 слог,

- УТ-КА 2 слога,

- КУ-БИК 2 слога

-ША-РИК 2 слога,

-ЗАЙ-ЧИК 2 слога

-ЛО-ПАТ-КА 3 слога

-Молодцы, справились с заданием.

4. Физ-минутка

- А теперь немножко отдохнём, подходите ко мне и вставайте в круг:

Чок-чок-чок,

Ручки на бочок,

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Ножками топочут,

Весело хохочут. (2 раза)

Дети повторяют движения со словами за логопедом.

5. Д/ И: «Один-много»- упражнять в образовании сущ. мн. ч.

- Присаживайтесь на стульчики и отправляемся дальше с Машей.

- В группе всегда много ребят, которые хотят играть с одинаковыми игрушками, сейчас я попробую сделать чудо:

Крекс, пекс, фекс,

Абра, швабра, кадабра,

По моему велению

Чудо сотворись.

Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 4, где поочерёдно нажимает на лопающийся круг, где появляется изображение во мн. ч.

- Посмотрите, была одна машинка, а стало? (много машинок)

- Была одна коляска, а стало много? (много колясок)

-Была одна утка, а стало много? (много уток)

-Был один кубик, а стало много? (много кубиков)

- Был один шарик, а стало много? (много шариков)

- Был один зайчик, а стало много? (много зайчиков)

- Молодцы, теперь всем ребяткам хватит игрушек. Играем дальше, Маша зовет нас на полянку с сюрпризами.

6. Физ-минутка - координация речи с движением

-Встаем и отправляемся за мной на полянку:

Руки в стороны - в полёт

Отправляем самолёт

Правое крыло вперёд

Левое крыло вперёд

Полетел наш самолёт. (2 р)

Дети повторяют движения со словами за логопедом.

6. Д / И «Без чего?» - формировать умение употреблять сущ. в Р. п., Тв. п.

Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 5) где у игрушек отсутствуют некоторые детали, при нажатии - они появляются.

-Присаживаемся на стульчики, посмотрите, ребятки играли в игрушки, но они поломались. Починим их:

-Зайчик без чего?

(нажимаю и появляется ухо)

-Зайчик с чем (с ухом)

- Машинка без чего? (после ответа ребёнка нажимаю на кузов машины и он появляется)

- Машинка с чем? (с кузовом)

- Ведро без чего? (после ответа ребёнка нажимаю на ручку от ведра и она появляется)

- Ведро с чем? (с ручкой)

- Самолёт без чего? (после ответа ребёнка нажимаю на хвост самолёта и он появляется)

- Самолёт с чем? (с хвостом)

- Мотоцикл без чего? (после ответа ребёнка нажимаю на колесо от мотоцикла и оно появляется)

- Мотоцикл с чем? (с колесом)

- Велосипед без чего? (после ответа ребёнка нажимаю на педаль от велосипеда и она появляется)

- Велосипед с чем? (с педалью)

- Молодцы, починили игрушки и добрались до полянки.

7. Д / И «Волчок»- развивать умение дифференцировать звуки [ М ], [ М”] в словах, умение подбирать слова на заданный звук

Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 6), где изображён волчок с заданиями. ( 4 поля:

- с красным кружком,

- с синим кружком, внутри кружка буква М,

- с зелёным кружком, внутри кружка буква М,

- с мешочком.

- Ребятки, а на полянке Маша приготовила игру-волчок, где стрелочка будет нам помогать:

- Кручу, верчу,

Запутать вас хочу.

-Где остановилась стрелочка? (на красном кружочке)

- Какие звуки мы обозначаем красным цветом? (гласные звуки)

-Вспомним их, назовите гласные (А, О. И. Ы, У. Э)

Дети подходят к доске, нажимают и называют картинки. При правильном нажатии звучит определённый сигнал мелодии.

- Арбуз, звук [ А]

- Утка, звук [У ]

- Индюк, звук [ И]

- Улитка, звук [ У ]

-Автобус, звук [ А ]

- Осталась картинка - кубики, она подходит нам? (нет, не подходит)

Логопед нажимает на картинку –кубики и звучит другой сигнал мелодии.

После выполнения задания, нажимаю на гиперссылку и возвращаюсь на страничку с волчком (№ 6)

- Кручу, верчу,

Запутать вас хочу.

Нажимаю на стрелку, она остановилась на зелёном круге с буквой М, перехожу по гиперссылке на слайд (№ 8)

- Ребятки, а зелёным цветом какие мы звуки отмечаем?

- Давайте произнесем мягко звук (показываю на букву)

- Подберите картинки, которые начинаются на мягкий звук –МЬ

Дети подходят к доске, нажимают и называют картинки. При правильном нажатии звучит определённый сигнал мелодии.

Дети называют:

-Миска,

-Мячик,

-Мишка

- Проверим, картинка-муха, она нам подходит? (не подходит)

Логопед нажимает на изображение - мухи, и звучит другой сигнал.

-А мышка, подходит? (не подходит)

- Молодцы, выполнили задания на этой страничке.

После выполнения задания, нажимаю на гиперссылку и возвращаюсь на страничку с волчком (№ 6)

-Кручу, верчу,

Запутать вас хочу.

Нажимаю на стрелку, она остановилась на синем круге с буквой М, перехожу по гиперссылке на слайд (№ 9)

- Ребятки, а синим цветом какие мы звуки отмечаем? (твёрдые)

- Давайте произнесем твёрдо звук (показываю на букву)

- Подберите картинки, которые начинаются на твёрдый звук –М

Дети подходят к доске, нажимают и называют картинки. При правильном нажатии звучит определённый сигнал мелодии.

Дети называют:

-Мак,

-Машина,

-Муравей.

Проверим, картинка – мешок нам подходит? (не подходит)

Логопед нажимает на изображение и звучит другой сигнал.

-А медуза, подходит? (не подходит)

- Молодцы, выполнили задания на этой страничке.

После выполнения задания, нажимаю на гиперссылку и возвращаюсь на страничку с волчком (№ 6)

-Кручу, верчу,

Запутать вас хочу.

Нажимаю на стрелку, она остановилась на поле с изображением мешочка.

- А здесь надо придумать слова, которые начинаются на звук : У?

- Дети отвечают:(утка, улитка, уши, утюг)

- На звук А?

- Дети отвечают:(арбуз, апельсин, аист)

9. Физ-минутка «Весёлые игрушки» под музыкальное сопровождение.

Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 10), где изображены игрушки. Нажимаю на проигрыватель звука.

-А сейчас встаем кружочком, превращаемся в игрушки и повторяем движения за мной со словами.

Вот большая пирамидка

И весёлый мячик звонкий,

Мягкий мишка косолапый

Все живут в большой коробке.

Но когда ложусь я спать,

Начинают все играть.

Мы весёлые милашки,

Чудо- куклы - неваляшки,

Мы танцуем и поём,

Очень весело живём. Дети выполняют движения за логопедом.

10. Д / И «Определи место звука в слове»

Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 11, где необходимо выбрать картинки к схеме слова, где звук М или МЬ находится в начале слова.

-Пока мы играли, Маша приготовила домики. В этом домике будут жить только те картинки, которые подходят к данной схеме слова (обращаю внимание на схему слова)

-Скажите, где должен находиться звук? (в начале слова)

-Проговариваем слова и прислушиваемся, где находится звук.

Дети подходят к доске, нажимают и называют картинки. При правильном нажатии появляется улыбающийся смайлик, при неправильном – грустный смайлик.

Дети отвечают:

- Машина,

- Муравей,

- Молоток,

-Мост,

-Малина.

- А картинка –дым, подходит нам? (не подходит)

- Где спрятался звук М? (в конце)

-А картинка – дом, подходит? (не подходит)

Логопед нажимает на изображение Маши, используя гиперссылку, переходит на другой слайд (№ 12, где необходимо выбрать картинки к схеме слова, где звук М или МЬ находится в конце слова.

- В этом домике будут жить только те картинки, которые подходят к данной схеме слова (обращаю внимание на схему слова)

-Скажите, где должен находиться звук (в конце слова)

-Проговариваем слова и прислушиваемся, где находится звук.

Дети подходят к доске, нажимают и называют картинки. При правильном нажатии появляется улыбающийся смайлик, при неправильном – грустный смайлик.

Дети отвечают: (гном, альбом, сом)

-А почему не подошли картинки: морковь, мешок? (там звук стоит в начале слова)

- Молодцы.

-Взяли стульчики и присели за столы.

III. Заключительная часть.

1. Звуковой разбор слов

- Маше понравилось с вами играть, она много узнала про игрушки. За это она хочет угостить вас дарами из леса.

Логопед нажимает на гиперссылку и переходит на другой слайд (№ 13, где изображена Маша с корзиной яблок. (показываю приготовленную корзину с яблоками для детей)

- Мы угостимся яблочками, все съедим: ам, ам, ам. Выложим звуковую схему слова : АМ. Я на доске, а вы у себя.

- Какой первый звук слышим : АМ? (звук А)

-Каким цветом обозначаем звук (красным)

-Выложили и слушаем дальше, какой следующий звук слышим? (М)

-Каким цветом обозначим? (синим)

-Положили, сколько звуков получилось в слове (два)

- Назовите все звуки в слове по-порядку.

2. Обобщение.

-С какими звуками мы сегодня познакомили Машу (с гласными звуками, звуками М, МЬ)

- Молодцы, на этом наше занятие закончилось.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [У]-[А]» в старшей группе для детей с ТНРКонспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [У]-[А]» в старшей группе для детей с ТНР Организованная образовательная деятельность коррекционной направленности в старшей группе для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) Тема:.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

«Теремок звуков». Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе«Теремок звуков». Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Теремок звуков» для детей старшей группы. Цель: расширение представлений детей о звуках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Игрушки». Конспект подгруппового занятия по изучению звуков [М], [М’] в старшей логопедической группе с ТНР
Опубликовано: 1 апреля 2025 в 08:08
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Игрушки». Конспект подгруппового занятия по изучению звуков [М], [М’] в старшей логопедической группе с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Вера Бутько (УИ 809084) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 апреля 2025 среда
Изучаем грибы!
Водопол - именины водяного!
17 апреля 2025 четверг
Рисуем кофейные рисунки!
Международный день летучих мышей



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД