Наталья Старикова
Конспект подгруппового занятия для детей старшей и подготовительной групп «Пять шляп великого мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Закреплять знания детей об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, грусть;
2. Стимулировать отношение детей к чувствам и эмоциям окружающих;
3. Развивать способность к самоконтролю и снятию психоэмоционального напряжения.
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование, наглядный материал:
Публикация «Конспект подгруппового занятия для детей старшей и подготовительной групп „Пять шляп великого мастера“» размещена в разделах
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Костюмы и маски своими руками
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Презентация, 5 шляп (красная, серая, черная, белая, желтая, музыкальное сопровождение, гуашь, оргстекло для рисования, мешочек с карточками «Хорошее настроение».
Методы и приемы:
Сказкотерапия, игры с правилами, тематическое рисование, импровизация, беседа, музыкотерапия, арт- терапия, психогимнастика.
Приветствие гостей.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Педагог-психолог: Присаживайтесь и послушайте сказку.
Давным-давно, а может и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр, «золотые руки» и прекрасная мудрая душа. Мастер дарил людям положительные эмоции и красивые головные уборы. Воодушевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы.
Шли годы. И настало время, Шляпнику передать свое ремесло 5 сыновьям. Он изготовил красивые и изысканные шляпы. (Желтую, черная, красную, фиолетовую, серо - голубую). Сыновья разделили шляпы между собой и на заре отправились каждый в свою сторону. Прошло немало времени, Шляпник решил собрать своих сыновей и послушать как изменилась жизнь каждого.
Я приглашаю вас в увлекательное путешествие мира эмоций, где мы узнаем секрет каждой шляпы.
Вокруг себя обернитесь и в мире эмоций окажитесь.
Самую яркую, солнечную, желтую шляпу выбрал первый сын Шляпника. Посмотрите внимательно, на какую эмоцию она похожа?
Ответы детей: радость
Педагог-психолог: почему? (радость)
Ответы детей: потому что она похожа на солнце, когда солнце мы радуемся, потому что она красивая и т. д.
Педагог-психолог: я предлагаю встать в круг и поиграть в игру «Что мне радость принесет». Под музыку мы будем двигаться и передавать друг другу шляпу, как только музыка прекратится, у кого в руках шляпка, расскажет нам что его радует? (на всякий случай педагог-психолог готовит волшебный мешочек с картинками о радости).
Голос за кадром: ха, ха, ха, кто это тут веселится? Слышал, вы хотите узнать, секрет красной шляпы? Ну слушайте. Я стал злым и беспощадным. И все, кто притрагиваются к ней становятся злыми.
Педагог-психолог: давайте поэкспериментируем, прикоснемся к шляпе и проверим. (все трогают шляпу). Ой, мое лицо и тело меняется, я начинаю злиться. Как изменилось мое лицо?
Ответы детей: брови нахмурены, рот приоткрыт, растянут в стороны, видны два ряда сжатых зубов.
Педагог-психолог: в каких частях тела мы можем почувствовать нашу злость?
Ответы детей: в руках, ногах, в голове и т. д.
Педагог-психолог: вы тоже начинаете злиться?
Ответы детей: да, нет.
Педагог-психолог: покажите, как злость наполняет ваше тело. Что нам сделать, чтобы прогнать злость?
Ответы детей: порвать бумагу, надуть шарик, покидать комочки в мишень, потопать и т. д.
Методы работы со злостью.
Топаем, трясем руками, хлопаем под музыку.
Педагог-психолог: устали прогонять злость? Давайте отдохнем и представим, что вы превратились в маленьких зайчиков, которые лежат на полянке и нежатся на солнышке. Ложитесь зайчата, закрывайте глаза и слушайте меня внимательно. Психогимнастика «Солнечный зайчик». Лучики солнышка сейчас будут согревать каждую часть вашего тела, вот лучик опустился вам на щечки, надуйте одну, затем другую и обе щечки, а теперь он прыгнул на животик, поднимите его вверх и вниз, а теперь лучик решил погреть с вашими ладошками, пошевелите пальчиками, поиграйте с ним. Открывайте глазки и потихоньку присаживайтесь.
Слышите, звучит тревожная музыка. Пока мы с вами играли с солнечными лучиками в моей руке оказалась черная шляпа. Как вы думаете, какая это эмоция?
Ответы детей: страх.
Педагог-психолог: вы правы. Это страх.
Сын шляпника любил, когда вокруг все подчиняются и боятся его. Тогда он чувствовал свое величие и превосходство над другими.
Стихотворение «Страх» В. Кудрявцева
«У страха глаза велики,
У страха не зубы – клыки.
У страха желание есть
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: "Ах!"
А я ничего не боюсь:
Придумаю страх и смеюсь!»
Ребята, я предлагаю показать страху, какие мы дружные и громкие. Радостно, звонко скажем волшебные слова страху: «Страх, страх страшилка брысь, брысь, брысь и в смешинку превратись». Порепетируем? Готовы?
Дети все вместе произносят волшебные слова: «Страх, страх страшилка брысь, брысь, брысь и в смешинку превратись».
Педагог-психолог: запомните эти слова и когда вам будет страшно произнести их и смейтесь над страхом, тогда он станет совсем маленьким и исчезнет.
Сын Шляпника, у которого в руках оказалась белая шляпа стал удивлять людей, показывая фокусы. И сейчас я попробую одеть ее, может и у меня получится удивить вас. Присаживайтесь на стульчики.
Педагог -психолог показывает фокус «Ожившие картинки» на блюдце.
Вы заметили, что удивление длилось не долго, и оно всегда переходит в другую эмоцию?
Ответы детей: да, нет.
Педагог-психолог: но нам пора познакомиться с последней шляпой серого цвета. Это шляпа грусти.
Что мы можем сделать, чтобы человек перестал грустить?
Ответы детей: спеть песню, обнять, развеселить, подарить подарок.
Педагог-психолог: предлагаю сделать подарок грусти, нарисовать на стекле цветы, используя только 5 цветов, о которых мы говорили.
Вы поняли, какие удивительные шляпы подарил отец сыновьям?
При встрече сыновьям Шляпника захотелось каждому снять свою шляпу – ведь она уже многому каждого научила – и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые эмоции, что позволило им стать счастливыми.
С тех пор прошло много, а может и немного, времени, но разноцветные шляпы переходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому.
Рефлексия:
Педагог-психолог:
1. Какая эмоция нравится вам больше всего?
2. Какую шляпу вы хотели бы примерить и почему?
3. Что нового вы узнали на нашем занятии?
4. Какой шляпой вы хотели бы поделиться со своим другом и почему?
Ответы детей:
Основа конспекта: авторская разработка на основании метода Эдварда де Боно 6 шляп мышления и притчи о 6 шляпах.