Александра Козлова
«Весна». Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия
для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР, 2 уровень речевого развития
Тема: Дифференциация звуков [З] и [С] в связной речи
Лексическая тема: «Весна»
Цель: Дифференцировать звуки [З] и[С] в связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в дифференциации звуков [З] и [С] в связной речи.
- обобщать знания о весенних изменения в природе.
Публикация «„Весна“, Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевую активность, связную речь.
- работать над развитием дыхания и голоса.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к речевой деятельности на занятии.
Оборудование:
Картинки-символы для звуков [З] и [С] (изображение комара, насоса); схемы артикуляции для звуков[З] и [С]; картинки (зонт, заяц, замок, коза, сумка, собака, сом, лист); изображение зайца, серия сюжетных картинок с историей про косого зайца, мнемо-картины чистоговорки.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли Зоя и Саня. (Слайд 2)
- Они приглашают нас прогуляться в весенний лес.
- А пойдем мы после того, как выполним артикуляционную гимнастику.
- Маша покажет упражнение «улыбка-трубочка», а вы ребята повторяйте.
- Миша, покажи упражнение «ступеньки»
- Дима, покажи упражнение «горка»
- Даша – упражнение «катушка».
(Выполнение артикуляционной гимнастики: «улыбка - трубочка», «ступеньки», «горка», «катушка»)
- Молодцы, ребята!
- А тема нашего занятия сегодня такая: мы будем гулять по весеннему лесу и различать звуки [З] и [С]. Итак, отправляемся в лес. (Слайд3)
- Посмотрите как красиво в лесу! Давайте посмотрим и расскажем какие изменения произошли весной в природе и жизни растений.
(Упражнение «Что бывает весной». На экране)
- Весной солнце светит? (ярче)
- Весной на деревьях и кустах появляются (почки, листья)
- Весной из земли прибивается (трава, цветы)
- Весной птицы (вьют гнезда и выводят птенцов)
(Дети отвечают полными предложениями)
- Молодцы, все ответили правильно!
- Идем дальше. Вот подул ветерок. Покажите, как дует ветер. А теперь ветер усилился. Дуем сильнее. Молодцы! (Дыхательное упражнение «ветерок»)
- Ребята, посмотрите, Зоя и Саня спрятались от нас. Давайте их позовем. «Зоя, ау! Саня, ау!» (Дети произносят имена Зоя и Саня, меняя силу голоса)
- Ребята, скажите, а какой первый звук в имени девочки? (З) (Слайд 4)
Правильно, а в имени мальчика? (С) (Слайд 5) (Дети произносят изолировано звук З, С)
- Когда произносим звук З, на звучание чего он похож? (на писк комара) (Слайд 6)
- а звук С? (на звук насоса, звук льющейся воды) (Слайд7)
- сравним чем отличаются и чем похожи звуки [З] и [С]
- Дима, скажи в каком положении губы при произнесении звука[З]и в каком при [С]
- Правильно, губы в улыбке.
- Саша, где находится язык при произнесении звука [З], звука [С]?
- да, язык упирается в нижние зубы.
- А где проходит воздушная струя?
- Верно, воздушная струя проходит по середине языка.
- Правильно. Чем же тогда отличаются эти звуки? (наличием голоса) (Анализ артикуляции звуков [З] и [С] по плану, сравнение со схемой)
- Теперь послушайте предложения и постарайтесь запомнить сколько раз встретятся слова со звуком С, и сколько со звуком З.
- девочки будут считать слова со звуком [З], а мальчики - со звуком [С]
На ослике - Саня,
На козлике - Зоя,
Саня любит букву С,
Зоя любит букву З.
- вспомните какие это были слова, перечислите их. (Дети определяют количество слов с заданными звуками)
Физминутка:
Сна-сна-сна – к нам идет весна
Сно-сно-сно – на улице тепло
Сну-сну-сну – встречаем мы весну
Сны-сны-сны – долго не было весны
Да-да-да – хороша весна!
(Дети на слоги Сна-сна-сна делают хлопки, на слова шаги; На слоги Сно-сно-сно – хлопки, на слова руки вверх; На слоги Сну-сну-сну – хлопки, на слова выпрямляют руки вперед; На слоги Сны-сны-сны - хлопки, на слова наклоны в стороны, руки на поясе; Шаги и на слоги и на слова)
- Ребята, пока Зоя и Саня гуляли по лесу, они встретили лесного жителя, попробуйте отгадать какого.
- Что это за зверь лесной встал как столбик, под сосной? И стоит среди травы – уши больше головы (заяц) (Слайд8)
- Правильно, это заяц, посмотрите, вот он.
- давайте опишем как он выглядит по плану:
- Кто это? Какого цвета? Чем покрыто тело? Какие части тела есть у него? Где живет?
- Только будем отвечать полными ответами. Кто хочет описать зайца? (Несколько детей составляют рассказ - описание про зайца по опорной схеме)
- А теперь послушайте чистоговорку про зайчика, мы ее будем сегодня заучивать: «Заяц косой сидит за осокой, видит косой как девушка Зоя с косой косит траву косой».
- Давайте, чтобы лучше запомнить будем рисовать картинки-подсказки. (Составляем мнемо-картины)
- Какая картинка будет первая? Про кого чистоговорка (про зайца) Рисуем зайца.
- Заяц какой? (косой) Рисуем зайца с косыми глазами.
- Что делал заяц? (сидел) где сидел? (за осокой) Рисуем зайца, который спрятался в осоке.
-Что сделал заяц косой потом? (увидел) Рисуем глаз и снова зайца с косыми глазами
- Что увидел он? (как девушка с Зоя с косой) Что делает? (косит траву косой)
- Я еще раз прочитаю чистоговорку, а вы запоминайте.
- Кто запомнил и хочет сам рассказать? (Несколько детей рассказывают чистоговорку)
- Молодцы!
- Вы знаете, заяц рассказал Сане и Зое, что с ним всегда приключаются разные смешные истории. Посмотрите, вот одна из них. (Слайд 9)
- Давайте внимательно рассмотрим картинки и определи, что было потом. (Дети определяют последовательность событий)
- Кто может правильно поставить картинки?
- Молодцы!
- Я думаю, зайцу будет приятно, если по картинкам мы составим рассказ о его приключении. (Слайд 10)
- Послушайте какой рассказ у нас получился! Очень интересный. (Каждый ребенок составляет по предложению, один ребенок составляет общий рассказ)
- Дома вы сможете каждый рассказать свой рассказ. Атеперь пора возвращаться. (Слайд 11)
- Вам понравилось гулять с Зоей и Саней в лесу?
- Что больше всего вам понравилось?
- А сейчас попрощаемся с гостями. Скажем «До свидания, Зоя. До свидания, Саня!»