Марина Цепцура
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ТНР в старшей логопедической группе на тему «Полевые цветы»
▼ Скачать +Заказ
Коррекционно-образовательные цели:
Расширение представлений о растениях луга, об охране природы. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Полевые цветы» (природа, охрана, поле, луг, опушка, цветок, мак, колокольчик, ромашка, лютик, кашка, клевер, купальница, незабудка, гвоздика, дрема, букет, венок, стебель, лист, бутон, корень; полевой, луговой, красивый, яркий, разноцветный, нежный, душистый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий; охранять, нюхать, рисовать, фотографировать, рвать, собирать, уничтожать). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ТНР в старшей логопедической группе на тему „Полевые цветы“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Полевые и луговые цветы
- Старшая группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Логопедические занятия
- Темочки
Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Автоматизация правильного произношения звука [л] в словах.
Профилактика нарушений письменной речи.
Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Магнитная доска, мольберт, букет искусственных полевых цветов, картина М. Сарьяна «Цветы», альбом «Живая природа. В мире растений», магнитофон, кассета с записью музыкального сопровождения песенки «Одуванчик», цветные карандаши.
Предварительная работа:
Экскурсия с родителями за город, на опушку леса, на луг. Рассматривание полевых и луговых цветов. Расширение и уточнение словаря по теме. Рассматривание картины «Подсолнух», картины «Цветы и фрукты». Разучивание упражнения «Дрема», загадок и стихов о цветах. Составление плана рассказа о полевых и луговых цветах на занятии с воспитателем. Разучивание песенки "Одуванчик* на музыкальном занятии.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Создание эмоционального фона. Объявление темы занятия. Развитие общих речевых навыков. ]
Логопед встречает детей с букетом искусственных полевых цветов в руках, организует приветствие, предлагает каждому из детей выбрать по одному цветку из букета.
Логопед. Выберите тот цветок, о котором вы выучили стихотворение. Расскажите стихи. Старайтесь правильно произносить звуки, говорить четко и выразительно.
1-йребенок.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты?
2-й ребенок.
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал —
Веселых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали —
И сделали цветок.
3-й ребенок.
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые эти ромашки
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
4-й ребенок.
Одуванчик у дорожки
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но с собой не унесу:
Лишь возьму его в букет,
Ветер дунет — шапки нет.
Логопед. Вы очень хорошо рассказали стихи. Сегодня мы будем говорить о полевых и луговых цветах, о тех местах, где они растут. Занимайте места на стульчиках перед мольбертом.
Логопед собирает у детей цветы.
2. Рассматривание предметных картинок с изображениями полевых и луговых цветов. [Расширение и уточнение словаря по теме. Развитие связной речи. ]
Логопед помещает на мольберт картинки цветов.
Логопед. Рассмотрите и назовите нарисованные здесь полевые и луговые цветы.
Дети. Василек, ромашка, незабудки, клевер, лютик, одуванчик.
Логопед. Постарайтесь описать растения, используя план, который вы составили с воспитателем.
1-й ребенок. Это василек. Василек — полевой цветок. Он растет в поле среди ржи. У василька тонкий стебель, узкие серебристые листочки и яркие синие цветки с резными лепестками.
2-й ребенок. Это ромашка. Ромашка растет на опушке леса, на лугу, на высоком берегу реки, вдоль дороги. У нее тонкие стебли, узкие длинные листочки и крупные цветы с белыми лепестками и желтыми серединками.
Подобные рассказы составляют все присутствующие на занятии дети. Логопед убирает картинки.
3. Рассматривание картины «Цветы». [Обогащение словаря прилагательными. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).!
Логопед помещает па мольберт картину.
Логопед. Эту картину написал армянский художник Мартирос Сарьян. Она называется «Цветы». Расскажите, какие цветы вы здесь видите.
Дети. Разноцветные, яркие, пышные, красивые летние цветы.
Логопед. Какими красками написана картина?
Дети. Сочными, яркими, теплыми красками.
Логопед. Какие цветы вы узнали и что можете о них сказать?
1-й ребенок. Я узнал красные маки.
2-й ребенок. Ая вижу лиловые колокольчики.
3-й ребенок. Мне очень понравились на картине белоснежные ромашки.
4-й ребенок. А мне нравятся золотистые одуванчики.
Л о г о п е д. Вы очень хорошо рассказали о цветах из этого прекрасного летнего букета. Посмотрите, какой он яркий. Кажется, что цветы живые и пахнут медом.
4. Упражнение «Кто больше?» [Совершенствование навыка слогового анализа слов. ]
Логопед убирает картину с мольберта, приглашает детей за стол, ставит на стол букет цветов.
Логопед. А теперь мы проведем соревнование. Разделите названия цветов на слоги. Разделивший название правильно получит цветок. Победит тот, кто соберет самый большой букет.
Дети делят на слоги названия цветов : мак, лю-тик, ва-си-лек, ро-маш-ка, каш-ка, кле-вер, дре-ма, го-ро-шек, а потом определяют победителя.
5. Упражнение «Дрема». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения. ]
Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг и сделать упражнение.
На лужайке возле дома (стоят лицом в круг, сложив ладони)
Дремлет розовая дрема. (под правой щекой, закрыв глаза, раскачиваются
из стороны в сторону)
Наклонилась, растрепалась, (наклоняются, опускают руки, продолжают
раскачиваться)
Разрумянилась от сна.
Если дрема вам попалась, (берутся за руки, бегут по кругу)
Значит, кончилась весна.
6. Упражнение «Повтори за мной». [Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация произношения звука [л] в слогах и словах. ]
Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им сделать несколько упражнений артикуляционной гимнастики, а затем повторить за ним слоги: ла, лы, лэ, ло, лу и цепочки этих слогов, а потом слова с этими слогами.
7. Упражнение «Что лишнее?» [Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, памяти. ]
Дети удобно располагаются на ковре. Логопед убирает мяч.
Логопед. А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете полевые, садовые цветы и комнатные растения. Сделаем упражнение «Что лишнее?» Слушайте меня внимательно. Лютик, герань, ромашка, клевер. Что лишнее?
1-й р е б е н о к. Лишняя герань, потому что это комнатное растение. А лютик, ромашка и клевер - полевые цветы.
Логопед предлагает детям еще три-четыре цепочки слов для того, чтобы ответили все присутствующие на занятии.
8. Упражнение «Составь схему». [Совершенствование навыка звукового анализа слов. ]
Логопед предлагает детям провести звуковой анализ слова.
Логопед. А теперь произнесите слово мак и подумайте, сколько звуков в этом слове, какие они. Возьмите карандаши и нарисуйте схему слова мак под изображением мака.
Дети самостоятельно выполняют задание. Логопед предлагает им комментировать его, а потом оценивает работу детей.
9. Пение песенки «Одуванчик». [Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова. ]
Логопед предлагает детям выйти на ковер и спеть песню «Одуванчик». Он включает магнитофон и поет песню вместе с детьми.
Д е ти. Как воздушный шар на ножке, Одуванчик у дорожки. Одуванчик — шарик белый. Дунул я, и улетел он.
10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
Логопед предлагает детям вспомнить наиболее интересные игры и задания, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.