Наталия Валерьевна Дорофеева
Проект в младшей группе на тему «Полевые цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность реализации проекта :
Экологическое воспитание - это одно из важных направлений в системе образования. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети учатся любить природу. Наблюдать, сопереживать, понимать, что наша земля не может существовать без растений.
Публикация «Проект в младшей группе на тему „Полевые цветы“» размещена в разделах
- Полевые и луговые цветы
- Полевые цветы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Мир вокруг нас так многообразен и прекрасен. Мы должны беречь его, чтобы иметь возможность наслаждаться его красотой как можно дольше. Дети, к сожалению, е умеют созерцать. Видя яркие одуванчики, они спешат нарвать целый букет. И так спешит сделать каждый малыш. К сожалению, цветы вянут и ребёнок их выкидывает. С каждым сорванным цветком, окружающая нас природа теряет частичку своей красоты.
Задача взрослых - научить детей беречь окружающую природу, беречь каждую травинку и видеть прекрасное даже в обычном на первый взгляд цветке. Детей дошкольного возраста нужно знакомить с природой. Они должны знать, что все в природе зависит друг от друга.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять. Должны знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Цель: расширить представление детей о цветах, растущих в черте города и его окрестностях, создать условия для повышения творческой активности детей.
Задачи:
- воспитывать у детей любовь к родному краю и бережное отношение к окружающей природе,
- формировать у детей представление о полевых цветах,
- расширять знания о природе родного края, разнообразии произрастающих цветов,
- дать понятие, что такое цветок,
- формировать умение детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
- учить видеть прекрасное рядом с собой, проявлять заботу о растения, учить не рвать их охапками;
- дать понятие о роли цветов в жизни человека, животных, насекомых.
- познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования научить новым способам рисования
- развивать творческие способности детей через различные виды творческой деятельности, любознательность, наблюдательность.
Тип проекта : информационно-исследовательский, творческий.
Вид проекта : групповой.
Участники проекта : Воспитатель, воспитанники второй младшей группы, родители.
Форма проведения:
Игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов, обсуждение пословиц, выполнение коллективной работы «Корзина ромашек», творческая деятельность: лепка из пластилина «Цветики-цветочки», рисование методом тычка «Одуванчик», рисование карандашами «На полянке».
Материал и оборудование: Стихи, пословицы, веночки с цветочками, музыкальная аппаратура, диск с подборками детских песен, ромашка большая, корзинка, мелки цветные, бумага, гуашь, мелки восковые, карандаши, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Полевые цветы», подборка детских книг о растениях (для выставки в группе, набор фотографий, картинок «Природа родного края».
Ожидаемые результаты: приобретение детьми новых знаний о цветах, названий цветов, воспитание бережного отношения к окружающей природе, умения видеть прекрасное у себя под ногами, формирование умения ухаживать за растениями, овладение детьми новыми видами творческой деятельности.
Сроки проведения: среднесрочный (май -июль)
Ход ПРОЕКТА:
ПЕРВЫЙ ЭТАП- Подготовительный (разработка проекта)
1. Сбор и анализ литературы по данной теме
2. Разработка плана реализации проекта
3. Подборка дидактических игр, пособий
4. Подборка иллюстративного материала.
5. Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.
6. Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.
7. Подготовить утилизированный материал, материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.
ВТОРОЙ ЭТАП-Исследовательский (выполнение проекта)
1. Рассказ-беседы: «Полевые цветы», «Без растений на земле»
2. Занятие «Путешествие на цветочную поляну», «Цветик-семицветик»
3. Рассматривание книг, иллюстраций.
4. Заучивание стихов о полевых цветах.
5. Работа с родителями.
6. Рисование, лепка, аппликация, конструирование на «цветочную» тематику в детском саду и дома.
7. Проведение настольных, дидактических, словесных, подвижных игр («У кого какой цветок?»; «Что и как растет»; «Каждое растение на свое место» «Сложи цветочек» и др.)
Третий ЭТАП-Заключительный (обобщающий)
-Оформление фотоальбома «Дети и цветы»
-Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»
-Выставка книг, фотографий и иллюстраций «Такие разные цветы»
Ожидаемые положительные результаты данной деятельности:
1. Сформированность представлений о растениях.
2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье).
4. Вовлечение в творческую деятельность.
5. Развитие познавательного интереса к природе.
6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Используемая литература.
Белкина В. Н., Васильева Н. Н., и др. «Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», 2008.
Денисова Г. А. «Удивительный мир растений».- М. : Просвещение, 2012.
Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. «Развитие связной речи по теме «Лето». Сценарии игр и развлечений в летний период. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
Ульева Е. А. «Пальчиковые игры для детей 3-7 лет». Пособие для педагогов и родителей. -м. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012
Шорыгина Т. А. «Цветы. Какие они?».- М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. - Москва: Мозаика-Синтез, 2010
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/Пособие для руководителей и практикующих работников ДОУ/ Авторы-составители: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова/Издательство Аркти Москва 2006.
А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
“Мы” — программа экологического воспитания детей 2005 год.
А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004. – с. 392
ПРИЛОЖЕНИЯ.
• Стихи для чтения:
Н Капустюк «Тюльпановый рай»
А. Борисов «Я люблю вас, анютин глазки»
З. Александрова «Одуванчик»
А. Фет «Первый ландыш»
А. К. Толстой «Колокольчики мои»
• Аппликация «Букет цветов»
• Комментарии к презентации «Садовые, полевые, лесные цветы»
• Стихи для чтения и заучивания
• Пальчиковая гимнастика:
-«Солнышко»
-«Травка»
-«Солнце»
-«Цветочек»
-«Дождик»
«Лето»
-«Солнышко и дождик»
6. Пословицы, поговорки и загадки о цветах.
7. Физкульминутки
- «Во дворе растет подсолнух»
- «Одуванчик»
- «Бабочка»
- «Лепестки»
- «Цветы»
- «На лугу растут цветы»
- «Наши алые цветки»
- «Раз – цветок, два – цветок.
8. Картотека игр по теме «Цветы»
9. Консультация для родителей «О пользе комнатных растений»
10. Конспект по рисованию «Одуванчик»
11. Конспект занятия «Путешествие на цветочную поляну»
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Физкультминутки
1.«Во дворе растёт подсолнух».
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
2.«Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый - быстрый (Разбегаются в разные стороны).
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш - ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
3.«Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
4.«Лепестки»
Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.)
Распустили лепестки.
Вдруг повеял ветерок — (Легкий бег.)
Закружился лепесток.
Ветерок их оторвет
И на землю вновь вернет. (Присели.)
5.«Цветы» Мы цветы в саду сажаем,
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны,
Пусть растут для нашей мамы!
6.«На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы,
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают,
И по-прежнему цветут.
7 «Наши алые цветки»
Наши алые цветки,
Наши алые цветки,
Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание руками влево - вправо.)
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)
Головой качают, (Движения головой влево - вправо.)
Тихо засыпают.
8. Раз — цветок, два — цветок,
Чтоб сорвать в лесу цветочки (Наклоны вперёд)
Наклоняйся до носочков.
Раз — цветок (к правой ноге)
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
Картотека игр по теме «Цветы»
СОБЕРИ БУКЕТ (подвижная)
Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек…» Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери!» Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.
НЕЗАБУДКА (подвижная)
Выбирается «незабудка» и водящий. Остальные дети – цветы, им раздаются по одной карточке с изображением какого-либо цветка. «Цветы» разбегаются по всей комнате. Водящий выбирает три цветка, ставит детей в одну линию и произносит: «Всем цветам всегда я рад. Посажу цветочки в ряд. Мак, ромашка, василек (или другие три цветка)». Водящий ставит цветы в определенной последовательности. Далее три выбранных «цветка» «теряются» среди других. «Незабудка» должна найти их, поставить в нужном порядке и назвать.
ЦВЕТЫ-МЕДОНОСЫ (дидактическая)
Выбираются «пчелы», им раздаются игрушечные ведерки. Остальным детям раздаются карточки с изображением цветов-медоносов (одуванчик, иван-чай, василек, клевер) и простых цветов (ромашка, колокольчик, ландыш).
Ведущий (взрослый) еще раз проговаривает названия всех цветов, обращает внимание детей на то, какие из них являются медоносами, Затем ведущий произносит: «Пчелы, пчелы, на лужок! Собирайте свой медок!» «Пчелы берут у детей карточки цветов-медоносов, называют их и кладут в ведерки. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЦВЕТОВ
Дети становятся цветами. Сначала они делают гимнастику для «корешков» : Топают ножками, приседают, поднимают ножки вперед. Затем гимнастику для «стебельков» : вытягивают руки к небу, раскачиваются на ветерке, наклоняются, приветствуя добрых путников. Дальше «цветочки» делают гимнастику для «листиков» : опускают и поднимают руки, наклоняют руки вправо-влево, хлопают в ладоши. И, наконец, делают гимнастику для «цветочков» : раскрывают и закрывают ладошки, делают «фонарики» сжимают и разжимают пальцы.
КТО БЫСТРЕЕ ВЫЛОЖИТ ЦВЕТОК. (подвижная)
Дети делятся на 2 равные команды. На полу выкладываются 2 ромашки из лепестков. (лепестков должно быть столько, сколько детей в команде). Командам предлагается перенести цветы на определенное расстояние (5-7 метров) и выложить лепестки вокруг приготовленных серединок. Команды стоят за линией. Каждый участник может взять только один лепесток Игрок начинает движение после того, как предыдущий игрок хлопнет его по руке. Выигрывает та команда, которая раньше соберет цветок.
КОЛОКОЛЬЧИК (музыкально-дидактическая)
Водящий выходит из комнаты. Остальные дети прячут цветок колокольчик (картинку с изображением цветка) в группе, берут звоночки-колокольчики, приглашают водящего и начинают звонить в колокольчики. Водящий ищет цветок. Чем ближе к цветку подходит водящий, тем громче начинают звонить дети- так они подсказывают водящему, где нужно искать колокольчик.
«НАЙДИ ПАРУ» (дидактическая)
Карточки с изображением разных цветов разрезаются пополам, детям раздаются по одной половинке цветка. Дети ищут свою половинку. Выигрывает та пара, которая первая составит цветок из 2 половинок.
ДОГОНИ ЦВЕТОК
Каждый играющий выбирает себе название какого- нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например, «Роза» начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например, «Мак». «Мак» бежит, а «Роза» его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя придумывать повторно одно и то же название цветка.
СОБЕРИ БУКЕТ (дидактическая)
Обращается внимание детей на отдельные элементы цветов, сообщается, что ветер сорвал все лепестки с цветов. Цветы нужно собрать и оживить (по основным цветам спектра).
КАКОЙ ЦВЕТОК ЛИШНИЙ (речевая)
Ведущий называет цветы, растущие на клумбе и среди их один луговой.
Ребенок должен назвать, какой цветок лишний по месту произрастания.
Также – среди луговых цветов найти садовый.
Я ЗНАЮ 5 НАЗВАНИЙ САДОВЫХ (ЛУГОВЫХ) ЦВЕТОВ).
Ребенок перечисляет цветы :
колокольчик-раз, василек- два, незабудка-три и др.
ПОСЧИТАЕМ ЦВЕТЫ (речевая)
Ребенку предлагается посчитать цветы (по желанию)
Один тюльпан, два тюльпана, три тюльпана и далее.
НАЗОВИ КАКОЕ? (речевая)
Поле, где растут васильки –васильковое
Поле, где растут ромашки – ромашковое
Глаза цвета фиалок - фиалковые
Глаза цвета незабудок - незабудковые
Мед из клевера – клеверный
Аромат ландыша – ландышевый и др.
СОБЕРИ ЦВЕТОК (дидактическая).
Разрезать открытку с изображением цветка и предложить ребенку собрать ее, дать название цветку, указать, где он растет.
ЖЕЛТЫЙ, БЕЛЫЙ, СИНИЙ (речевая)
Детям предлагается перечислить цветы определенного цвета :
Красные-прекрасные,
Белые - нежные,
Желтые – солнечные,
Синие - небесные (или варианты детей).
РАЗ, ДВА, ТРИ – К ЦВЕТОЧКУ БЕГИ (подвижная)
При знакомстве малышей с полевыми цветами предлагается :
Дети, вы - пчелки, вам нужно лететь к названному цветочку :
1, 2, 3, к ромашке лети, 1,2,3, к колокольчику лети …
Детям можно предложить изготовленных из киндеров пчелок или надеть шапочки.
Цветы – карточки или искусственные раскладываются на «полянке».
Также роль цветов могут выполнять дети в изготовленных родителями шапочках – цветах.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
КОНСПЕКТ
«Путешествие на цветочную поляну»
Цели:
• Образовательная
- закрепить в речи детей названия полевых цветов;
- расширить представления о частях растений.
2. Развивающая
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей;
- развивать мелкую моторику рук и речевое дыхание;
- развивать речь детей, обогащать их словарь.
3. Развитие словаря
- продолжать развивать связную речь детей,
- продолжать учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;
- закреплять навыки правильного произношения;
- закреплять умение соотносить речь и движения.
4. Воспитательная
- воспитывать доброе бережное отношение к растениям;
- воспитывать любознательность.
Материал:
- демонстрационный материал «Цветы на поляне», цветочная поляна;
- пособие цветок;
- искусственные букеты цветов;
- мяч.
Ход НОД:
- Ребята, что бы у нас было хорошее настроение, давайте поприветствуем друг друга. (Дети встают в круг).
«Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, матушка- земля!
Здравствуйте, мои друзья!»
Посмотрите, кто пришел к нам в группу (подсолнух). Он приглашает нас в гости на цветочную поляну. Пора в путь! (звучит музыка)
Обратите внимание на какую красивую поляну привел нас подсолнух! Сколько вокруг разных цветов! Какие цветы вы видите на этой поляне (картина «Цветы на лугу»). Дети перечисляют какие цветы они видят, уточняют название цветка и цвет. Ребята, какая красивая бабочка сидит на цветке! Как этот цветок называется, кто знает? А этот цветок не простой, волшебный, в нем какая то игра. Давайте поиграем.
«Доскажи словечко».
Мы гадали Машке
В поле на (ромашке).
В пышный белый сарафанчик
Нарядился (одуванчик).
Синяя головка, тонкий стебелек.
В рожь зачем ты спрятался
Вася - (василек).
Качает стрекозку красный гамак –
Сонный цветок под названием (мак).
Очень уж травка эта строптива:
Жжет и кусает больно (крапива).
Лугом музыка плывет –
С каждым шагом звонче,
Это муравей тресет
Синий (колокольчик).
Посмотрите, а бабочка села на другой цветок, он наверно то же волшебный. Как он называется? (ответы детей). Что это в нем?
«Сложи и расскажи».
Каждому ребенку выдается пособие «Цветок», предлагается выложить цветы (как пазл). После окончания работы опрос детей:
- Как называется цветок?
- Какого цвета?
- Какой величины у цветка листья – большие или маленькие?
- Какой формы?
Ребята, а теперь закончите мои фразы:
- Это один красный мак, а на лугу много (красных маков).
- Это один желтый одуванчик а на лугу много …
- Это один синий колокольчик, а на лугу много …
- Это одна белая ромашка, а на лугу много …
Ребята, посмотрите, у каждого цветка есть корень, он кормит все растение. Им цветок «пьет» воду из земли. Вот какой красивый букет у нас получился, а как он ароматно пахнет. Давайте вдохнем этот чудесный аромат.
«Ах! Как пахнет!»
Даю детям букет, предлагаю понюхать, показываю как правильно нужно сделать глубокий вдох носом, а затем выдох ртом.
На выдохе произношу фразу: «Ах! Как пахнет!» Повторяем упражнение 3 – 4 раза.
Посмотрите, ребята, какие красивые букеты у нашего подсолнуха (раздаю нарисованные букеты цветов).
Физкультминутка «Колокольчик».
Дон – дон – дон –
Колокольчик звенит. Покачивают головой из стороны в сторону.
Ля – ля – ля –
Что-то он говорит. Выполняют ритмичную пружинку.
Динь – динь – динь –
Наклоняет головку. Ритмично покачивают головой вперед.
Бом – бом – бом –
Растрепал всю прическу. Ритмично проводят по волосам ладошками.
Дзынь – дзынь – дзынь –
Солнцу он улыбнулся. Поднимают руки вверх и хлопают в ладоши.
Дили – дон –
Наконец то проснулся. Стучат пальцами одной руки о пальцы другой.
Наш подсолнух что то нашел, да это мячик наверно кто то забыл его на полянке. А я знаю игру, поиграем?
«Назови ласково».
Цветок – цветочек,
Лист – листочек,
Гриб – грибочек,
Стебель – стебелек,
Корень – корешок,
Жук – жучок.
Ребята, нам уже пора в детский сад. А что вам понравилось в нашем путешествии? Какая игра? Подсолнух на память приготовил вам подарки. Скажем ему спасибо и пригласим еще в гости. До свидания!