Елена Лобода
Конспект по экспериментированию «Свойства воздуха» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе.
Тема «Свойства воздуха»
Цель: развивать у детей способности устанавливать причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить знания детей о свойствах воздуха (невидимый, находится везде, может двигать предметы, его значении для организма.
Публикация «Конспект по экспериментированию „Свойства воздуха“ для старшей группы» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Познакомить детей с новыми свойствами воздуха – не имеет запаха, состоит из мелких частиц.
Развивающие: развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- развивать психические качества (ощущение, восприятие, память, внимание, речь, мыслительные операции, познавательные интересы, наблюдательность, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление;
- развивать умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе.
Воспитательные: - воспитывать аккуратность при работе с водой? интерес к окружающей жизни, любознательность.
Материалы: кукла «Маша», надувные шарики, схема свойства воздуха, музыка из мультика
«Маша и медведь», музыка из к/ф «Усатый нянь» - «Смех и Переполох». Аудиозапись «Звуки природы». Лимон, веер.
Раздаточный материал по количеству детей: прозрачный пакет, стаканчики с водой, тарелочка, трубочки, клеенка, ватные шарики, зубочистка.
Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «Мыльные пузыри», чтение «Энциклопедия дошкольника» показ презентации «Свойства воздуха».
Ход
Дети играют. Слышна музыка и входит Маша с шарами. Пристает к детям (шалит, музыка стихает, вдруг лопается шарик. Маша пугается.
М. Ой, что это такое? Что взорвалось? Где взорвалось? Как взорвалось?
В. Ребята, как вы думаете, откуда этот звук?
Дети высказывают свои предположения. Приходят к выводу, что это воздух вырвался наружу из шарика.
М. Какой воздух? Я его не вижу. Шарики прозрачные, нет там ничего. А если он вырвался из шарика наружу, то где он? (ищет его везде)
В. Маша мы его тоже не видим. Почему, ребята?
Д. Он невидимый, бесцветный.
М. Если он невидимый, то откуда вы знаете, что это он, воздух? Как его обнаружить?
В. Ребята, а как мы можем доказать Маше, что это был воздух.
Д. Подуть через трубочку в воду.
Дети подходят к зеленому столу, где на клеенках расставлены тарелочки со стаканчики с водой и рядом лежат трубочки.
Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь» Детский смех.
Дети вместе с Машей пускают пузыри в стакане с водой.
В. Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит.
Почему так произошло?
Дети говорят, что это выходил воздух из трубочки.
М. Ой, как здорово! Но так жалко, что воздух находится в стаканчиках.
В. Ребята как вы думаете только в стаканчиках находится?
Д. Нет, он повсюду,.
М. Как?
В. Ребята, давайте докажем Маше, что воздух везде. Как мы можем это сделать?
Д. Взять пакет и поймать его.
Дети вместе с воспитателем берут пакеты на столе.
В. Ребята, разойдитесь по группе и попробуйте поймать его в разных местах нашей группы.
Дети ловят воздух в пакеты и подходят к воспитателю, держа надутые пакеты в руках
В. Маша, посмотри, как ты думаешь что в пакетах?
М. Ничего, они пустые.
В. Ребята, что там?
Д. Там воздух.
В. Маша, ты все еще сомневаешься.
А как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Давайте возьмем зубочистку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? Расскажите о своих ощущениях. (дети рассказывают, что чувствуют холодок, ветерок, воздух, воспитатель подносит пакет и к Маше.
Маша: Как здорово! Я чувствую воздух!
Дети: Воздух нельзя увидеть, но можно его почувствовать
В. А что вы можете сказать о нахождении воздуха?
Д. Он везде, он повсюду
В. Правильно, воздух, повсюду, он просто невидимый
М. Ладно он повсюду, но как он попал в шарики?
Д. Их надули, потому что мы дышим воздухом.
Д: Мы его сначала вдыхаем, а потом выдыхаем возможно кто-нибудь скажет: «Воздух находится внутри нас».
В. Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем и шарик надувается. Мы с вами дышим, а значит воздух находится в нас. Давайте поиграем в игру «Водолаз»
М. А это как?
В. Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нужно крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы, но для начала, надо приготовить организм «Погружению» - делают вдох – выдох три раза, затем приседают –«погружаются» и сидят на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть «всплывают» - встают
Дети играют с Машей. Маша первая сдается.
М: Все, я не могу. Голова закружилась.
В: Это потому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле.
М. Ребята, как вы смогли запомнить столько всего о воздухе?
Д. Нам помогают картинки – символы.
М. Мне надо срочно бежать и всем рассказать, что я сегодня узнала, вот я всех удивлю.
В. Подожди Маша, ребята, а вы знаете, что воздух обладает силой и может двигать предметы?
В: Подходите к красному столу. Что вы здесь видите?
Д. Вата, шарики.
В. А как вы думаете, они могут двигаться?
Д. Нет.
В. А если подуть на них
Д. Да
В. Давайте попробуем. Сначала подуем тихонечко, потом сильнее и совсем сильно. Что происходит с шариком ватным?
Д. Он летает, он двигается.
В. Почему?
Д. Мы на него дуем
В. От чего зависит скорость шарика?
Д. От того, как сильно мы на него подуем.
В. Значит воздух может двигать предметы, он имеет силу. Давайте вместе придумаем и добавим символ в нашу подсказку. Как мы можем его обозначить?
Дети предлагают варианты и воспитатель совместно с детьми выбирает наиболее подходящий
В. А мы сейчас с вами поиграем в «Воздушный футбол»
Воспитатель объясняет детям как правильно забить мяч в ворота. Дети начинают играть в «Воздушный футбол» вместе с Машей.
Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь». Переполох
В: Весело играли. Как вам удалось так ловко забивать в ворота мяч?
Д. мы дули на него
В. А где в природе мы можем встретить силу воздуха?
Д. ветер, ураган, сквозняк
В. Ребята, а теперь я вам отправиться в лес
Включаются звуки природы. На компьютере заставка лес. Воспитатель садится и дети садятся на ковер. Закройте глазки и представьте что вы на отдыхе. Свежий воздух, колышется травка, птички поют. Как вы думаете воздух пахнет?
Д. Травой, свежестью, шашлыком и др ответы детей могут быть разные
В. Открывайте глазки. На самом деле воздух не пахнет его? Оказывается, воздух состоит из маленьких частиц, которые называются молекулы, они и переносят, доносят запахи до наших носиков, хотя сам воздух чистый не имеет запаха, но он хорошо присваивает запахи
А вы где- нибудь с этим встречались?
Д. В садике с кухни, дома от мамы духи
В. Предлагаю вам в этом убедиться.
Дети сидят, а воспитатель отходит к дальнему столу выдавливает чуть-чуть лимон и машет веером. Чем сейчас пахнет воздух?
Д. Лимоном.
В. .Правильно. А как вы догадались?
Д. Воздух нам принес
В. А чтобы быстрее переносил запах я помахала веером, придала силу воздуху
М. Как удачно я к вам зашла, как много я узнала, но я очень устала, побегу расскажу Мише всё.
В. Ребята давайте Маше напомним, что сегодня узнали о воздухе!
Дети с опорой на схему называют, о чем мы сегодня говорили:
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» его
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.
М. Теперь я точно ничего не перепутаю. До свидания! Уходит.
Сегодня
Вам понравилось наша деятельность? ___
Что вам понравилось?___
Что бы вы хотели повторить?___
Что было сложно?___
___дал (ла) самое точное обозначение, что воздух может двигать предметы;
___ называли правильно свойства воздуха
___ давал (ла, ли) объяснения