Анжелика Иванова
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Цветок Дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связаны с неустойчивыми критериями воспитания ребёнка в сегодняшних условиях. Большинство детей уже в 3-4 года отличают «хорошие» поступки от «плохих». Однако это не всегда соответствует правилам поведения. Часто наблюдаются определённые нарушения в общении детей - уход от контакта со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. От того как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе „Цветок Дружбы“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно - ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников.
Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении, формируются доброжелательные отношения между сверстниками.
Цель НОД: формирование представлений о дружбе, доброжелательных отношений между сверстниками.
Задачи НОД:
Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, расширять понятие дружбы, распознавать качества, свойственные настоящим друзьям.
Развивающая: развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации.
Образовательная: учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе, учить детей размышлять.
Предполагаемые результаты:
- формирование у детей ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях между людьми;
- приобретение навыков взаимопомощи, уважения друг к другу и всему живому в целом, умения выстраивать созидательные отношения, дружить.
- закрепление навыков сотрудничества.
Предварительная работа: чтение сказок (Ш. Перро, русские народные) ; разучивание песен, стихов о дружбе; создание «Банка пословиц» и коллективного плаката «Наши дружные ребята», изготовление книжек-малышек о дружбе совместно с родителями.
Оборудование и материалы: волшебная копилочка в виде большого сердца с заготовленными маленькими сердечками, музыкальное сопровождение., пазлы по сказкам, карточки, фломастеры.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель: «Гости к нам пришли сегодня. К ним сейчас вы повернитесь, улыбнитесь, подружитесь» (дети здороваются с гостями, и покажем, как мы приветствуем друг друга:
(Дети стоят в кругу)
Собрались все дети в круг,
Я твой друг — и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
(Воспитатель обращает внимание на шарик с конвертом)
- Ребята, посмотрите, что это такое? (Ответы детей)А здесь письмо от мышат из мультфильма про кота Леопольда. Давайте прочитаем его.
Звуковое письмо: «Здравствуйте, ребята. Нам нужна ваша помощь. Мы устали постоянно ссориться с котом Леопольдом. Помогите нам, пожалуйста».
- Ну что, поможем мышатам (ответы детей)
Звучит аудиозапись песни “Настоящий друг”.
Воспитатель: Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем эта песня? (ответы детей)
Воспитатель: Да, сегодня мы с вами будем говорить о дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором его повторим.
- У слова «дружба» есть похожие слова - друг, друзья, подруга, дружить, дружный, дружок, дружелюбие, дружище, дружочек.
- Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какого цвета бывает дружба? (ответы детей). А может быть дружба черного цвета? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, цвет дружбы должен быть ярким и радостным, как этот Венок (вешает на доску).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы сделаем для мышат Венок дружбы, вспомним правила и узнаем новые. Присаживайтесь.
Воспитатель: А как вы понимаете, что такое дружба? (Ответы детей (Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем).
Воспитатель: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам интересно и весело.
Воспитатель: Ребята, а как должны поступать настоящие друзья?. Сейчас мы это проверим и поиграем в интересную игру.
- У вас карточки со смайликами. Если я буду говорить о хорошем поступке, вы на смайлике нарисуете улыбку и скажете «Да!» А если я скажу о плохом поступке, вы на смайлике нарисуете грусть и скажете «Нет!» (работа в карточке) .
1. Будем дружно мы играть и друг другу уступать.
2. Есть одним в шкафу без света, апельсины и конфеты.
3. Будем дружбу мы беречь.
4. Будем драки затевать, всех в округе обижать.
5. Мы не струсим никогда, если помощь вдруг нужна.
6. Со всеми честные всегда, не вруны, не ябеды.
7. Другу будем помогать.
- Молодцы! Справились с заданием.
Возьмите смайлик с улыбкой и прикрепите к Цветку дружбы.
А стихотворение про улыбку нам расскажет Риана.
Утром солнце просыпалось,
Улыбалось из-за туч,
Значит, нам с тобой осталось
Улыбнуться, встретив луч…
Улыбнемся солнцу, лугу
И травиночке любой,
Улыбнемся мы друг другу
Просто так сейчас с тобой.
Звучит мелодия В. Шаинского «Улыбка».
Воспитатель: Ребята, а знакома вам эта мелодия? (Ответы детей) Правильно, эта песенка про улыбку и называется она «Улыбка».
Воспитатель: Ребята с чего начинается знакомство и дружба? (Ответы детей)
Верно, потому что улыбающийся человек желает добра - доброжелательный. Доброжелательный человек тот, у которого доброе, любящее сердце. Любовь- самое прекрасное чувство на земле. Кто вас больше всех на свете любит? Конечно это мама и папа. И мы любим маму, папу, брата, сестру, игрушки, животных, друзей, учителей, книги, любим природу, любим свой город, родной край. Необходимо беречь это светлое чувство в сердце, заботиться о людях, которых любишь.
Давайте прикрепим сердечко к нашему Цветку Дружбы.
Воспитатель: А что еще нам помогает дружить, кроме улыбки, доброго сердца? (Ответы детей)
Отгадайте загадку:
Одна другой касается —
Хлопок получается.
- Правильно, ладошки.
Ребята, а как ладошки помогают нам дружить и общаться (ответы) .
-Можем здороваться, прощаться, помогать другу, погладить. А ещё ладошки помогают играть с друзьями. Давайте поиграем ладошками.
Физ. мин. «Ладошки»:
-Вот у нас игра какая-хлоп ладошка, хлоп другая.
-Правой левую ладошку мы похлопаем немножко.
-А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.
-Вверх ладошки хлоп- хлоп. По коленкам шлёп-шлёп.
-По бокам себя похлопай, По плечам себя пошлёпай.
-Вправо можем, влево можем
И крест-накрест руки сложим.
Молодцы, у всех ладошки дружные.
- А теперь давайте на наш Цветок прикрепим изображение ладошки.
Присаживаются на стулья.
Воспитатель: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей)
- Самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Что нужно сделать, чтобы не ссориться? (ответы детей) Но если вдруг случилась ссора, что делать? (ответы детей)
- Конечно, нужно прощать друг другу ошибки и уметь мириться, быть добрыми и внимательными. (ребенок рассказывает мирилку)
«Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться поскорей!»
Воспитатель: Давайте прикрепим на Цветок изображение Солнышка -символ мира.
Воспитатель: Ребята, очень важно уметь порадовать друга. Чем вы можете порадовать своих друзей? (ответы детей)
Пословицы.
Воспитатель: О дружбе есть много пословиц. Давайте их вспомним.
1. Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
2. Дружба – как стекло … /разобьешь – не сложишь/
3. Друзья познаются …/ в беде/.
4. Крепкую дружбу и… топором не разрубишь.
5. Дружба заботой …/да подмогой крепка/
6. Человек без друзей … /что дерево без корней/.
7. Птица сильна крыльями,. а человек дружбой/.
8. Дружбу …за деньги не купишь/.
9. Сам погибай…а товарища выручай/.
10. Дружбой дорожи …. / забывать её не спеши/.
Воспитатель: Ребята, когда у человека много друзей какое у него настроение?
Дети: Хорошее.
Мне кажется, что каждый из вас хотел бы рассказать о своем друге или подруге? А мы постараемся угадать, о ком идет речь. (рассказы детей). Вам поможет эта схема---
Воспитатель: -Молодцы, ребята! Хорошо рассказали о своих друзьях.
Лучший подарок для друга – это книга. Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев.
Я предлагаю вам собрать пазлы–сказки о дружбе:
«Кто с кем дружит?»
1. Крокодил Гена и. (чебурашка).
2. Белоснежка и (семь гномов).
3. Вини-Пух и. (Пятачок).
4. Малыш и (Карлсон).
5 Золушка и (фея и мыши).
6 .Теремок (мышка, лягушка…мишка).
7. Крылатый, мохнатый… да масленый.
8. Заюшкина избушка (заяц и петух).
Дети называют название сказки.
- Молодцы, ребята. Прикрепим к Цветку - знак дружбы (друзья) и
попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.
Правила дружбы:
• Не грубить.
• Быть вежливым.
• Быть честным.
• Не жадничать.
• Уступать друг другу.
• Не обижать.
• Помогать друг другу.
• Быть внимательным.
• Не злиться и не ссориться.
• Уметь просить прощение.
Если вы будете соблюдать эти правила, то вырастите настоящими друзьями.
Я предлагаю отправить письмо мышатам с Венком дружбы и с правилами.
Итог. Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которых еще нет друзей. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку в виде большого и доброго сердца. Для этого каждый из вас возьмет маленькое сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку.
- Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
- Молодцы.
Список используемой литературы:
1. В. В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе, с. 38;
2. «Подбери рифму» Е. Лаврентьева, с. 64 д. и.
3. Социальная программа Я, ты, мы.